Конкурсы для педагогов и детей

Как помочь ребёнку к адаптации в ДОУ

Статья: «Поддержка детям, поступающим в ДОУ»
Автор: Жабина Ирина Владимировна
Должность, место работы: воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ детский сад общеразвивающего вида №43 «Сосенка», Московская область, Дмитровский район, деревня Целеево.
Описание материала: представленная публикация будет интересна воспитателям, методистам и педагогам дошкольного образования. Информацию можно использовать в практической работе с дошкольниками, для педагогического просвещения на родительских собраниях и педсоветах.
Цель: оказание педагогической поддержки детям, поступающим в ДОУ.
Задачи:
- способствовать повышению педагогической компетентности;
- развивать творческую активность и инициативу педагогов;
- повышать интерес педагогов к расширению своих знаний;
- формировать творческий подход в работе с детьми, поступающими в ДОУ.

У детей младшего дошкольного возраста социальные отношения формируются, прежде всего, как отношения к воспитателю. В соответствии с этим основную роль играет установление доверчивого отношения к взрослым - воспитателям, к няне, постепенное появление интереса к детям. В первые дни посещения ребенком детского сада воспитатель не должен спешить чему-то учить малыша. Ребенок удивлен новизной обстановки и необходимостью расставания с близким человеком. И если воспитатель приветливо поздоровается с матерью, а самому малышу ласково улыбнется, а потом покажет место хранения его вещей, привлечет его внимание к картинке на шкафчике, он даст первый наглядный урок общения. Другого ребенка воспитатель мягко возьмет за руку и тем поможет преодолеть его смущение. А если кто-то из «новеньких» смело войдет в детский сад и скажет «здравствуйте», но при этом даже не взглянет на воспитателя, то педагог понимает, что ребенок заучил приветствие, но оно еще не означает доброжелательного отношения лично к нему, хотя это уже какой-то росток будущего, который нужно закрепить, превратить в культурную привычку.

Дети, конечно, разные и требуют индивидуального подхода, но всех нужно учить общению, воздействуя на их чувства, давая знания о правилах взаимоотношений людей друг с другом, и тем самым развивать у детей, обеспечивать постепенное накопление ими социального опыта, формировать нравственные представления. Наблюдая, как мамы утром снимают с детишек верхнюю одежду, можно видеть на лицах малышей растерянность, как руки детей удерживают руки мам. В этих случаях можно обратиться к обоим с таким предложением: «Если у вас есть время, разденьтесь и пройдите вместе с Максимом в группу на некоторое время». Такое предложение – разрешение вызывает улыбку у малышей, появляется доверчивый взгляд. А в группе уже можно заинтересовать малыша и более безболезненно отпустить маму на работу. «Новенькие» дети в первые дни очень часто не подходят к сверстникам. И не стоит спешить сближать «новеньких» с теми, кто уже адаптировался к детскому садику. У каждого из детей свой путь освоения нового положения, новой обстановки. Воздействие на детей в первое время освоения ими своего нового положения, новой обстановки, налаживание общения детей друг с другом и воспитателем - очень сложный процесс, требующий зоркого внимания и индивидуального подхода к каждому. В это время предъявлять детям требования, объяснять правила, формировать представления о том, что можно, чего нельзя, что хорошо и что плохо, в прямой форме обучения очень трудно, поэтому умственное воспитание на данном этапе должно иметь особые формы.

У детей, только что пришедших в детский сад, еще не сформирован воспринимающий механизм, он не настроен на обращение к ним воспитателя, на его слова. Вопросы, предложения, обращенные ко всем детям, каждый из них не относит к себе. Дети еще не умеют быть внимательными, а часто и не понимают вопроса.
Примеры из опыта. Когда воспитательница спросила девочку (2 года 8 мес.) об ее имени, та ответила: «Не знаю». Воспитательница спросила, как ее дома называет мама, и девочка с радостной готовностью ответила: «Мама зовет меня моя Катенька». Иногда прямой вопрос вызывает смущение. Воспитатель спрашивает Тимофея (2 года 10 мес.): «Как твое имя?» - «А что такое имя?» - удивленно спрашивает мальчик и после объяснения говорит: «А разве вы не знаете, что я Дима?»

Программа воспитания в детском саду требует, чтобы дети младших групп (2-4 года) знали имя и отчество воспитателя, полные имена и фамилии родителей, имена друг друга. Разработаны в помощь воспитателям специальные занятия по этой теме. Имя - это не просто слово, которое нужно запомнить, имя присвоено человеку через гражданский акт, оно не подлежит изменению. Воспитание серьезного, уважительного отношения к имени должно предупредить случаи, когда дети старшего дошкольного возраста иногда заменяют имя прозвищем, кличкой, порой очень обидными для ребенка. Бывает, что воспитатель неоднократно называет свое имя и отчество, дети повторяют их, но все же, говоря о ней, называют ее тетя, а, становясь чуть постарше, воспитательница: «воспитательница сказала», «воспитательница показала», «гулять ходили с воспитательницей» и т. д. Почему так получается? Чтобы воспитанник с ранних лет не только знал имя и отчество воспитателей, няни, но и, здороваясь, прощаясь, обращаясь с просьбой, называл их по имени и отчеству, чтобы это отражало уважительное отношение, нужно, чтобы имя приобрело для самого ребенка определенное значение, а не просто запоминалось как слово. Нужно ставить ребенка в такие условия, которые требовали бы называния близких людей по имени и отчеству, и чтобы необходимость этого осознавалась ребенком. Это одна из первых страниц знаний о человеке, о самом себе. Но дети еще очень малы, а требования к их первым знаниям о человеке достаточно серьезны. В реализации этих требований союзником воспитателя является игрушка и дидактическая игра как форма обучения.

Рекомендуем посмотреть:

Адаптация детей к детскому саду Адаптация детей раннего возраста к детскому саду Адаптация ребёнка 2-х лет в детском саду. Материал из опыта работы воспитателя Адаптация ребёнка к детскому саду

Похожие статьи:

Адаптация ребёнка в детском саду

Первые дни в детском саду. Адаптация | Дидактическая игра для детей 3-4 лет
Опубликовано: 286 дней назад (24 февраля 2016)
Просмотров: 531
Рубрика: Статьи
+18
Голосов: 18
Ксения Алексеевна Круглова # 24 февраля 2016 в 11:10 +1
интересная статья,Ирина Владимировна...социализация детей необходима. один из путей такой работы - детский сад...к сожалению,не все воспитатели понимают меру своей ответственности за свой труд,за взаимоотношения с детками...мне и как психологу,и как маме приходится иногда подолгу и по несколько раз объяснять своей дочери очевидные вещи...голосую за актуальность и Ваш профессионализм!
Светлана Вячеславовна Клокова # 24 февраля 2016 в 14:29 0
Спасибо, Ирина Владимировна, что повышаете педагогическую компетентность воспитателей,
развиваете их творческую активность и инициативу, помогаете формировать творческий подход в работе с детьми, поступающими в д/с.Эта тема всегда была и будет актуальной: как быстрее помочь ребёнку адаптироваться в д/с.
Светлана Анатольевна Батова # 24 февраля 2016 в 16:24 +2
Замечательно, что вы не забываете о самых маленьких "жителях" детского сада! Но не только детям нужна поддержка при адаптации к условиям ДОУ. Зачастую, излишняя тревожность, неграмотность родителей в этом вопросе тормозят, а порой и сводят на "нет" все творческие начинания педагогов. Во многих ДОУ уже ведется работа по знакомству с семьями воспитанников задолго до того, как они перешагнут порог детского сада. Некоторые мамы и папы нуждаются в поддержке не меньше своих детей. Семейные клубы, круглый стол, мастер-классы педагогов- вот только некоторые из форм работы с родителями, позволяющие познакомить их с режимом дня в ДОУ, снять излишнюю тревожность при расставании с малышом и даже поиграть в "малышовые игры", способствующие успешной адаптации! Так что нам, педагогам, творить и творить...
Светлана Алексеевна Семенова # 24 февраля 2016 в 17:30 +1
Интересный материал. Пригодится как начинающим, так и воспитателям со стажем. +1
Ирина Владимировна Жабина # 24 февраля 2016 в 17:36 +18
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Благодарю за оценки и комментарии. С уважением, И.В.
Светлана Васильевна Лелекина # 24 февраля 2016 в 19:10 +1
Статья содержательная, интересная. Много познавательной информации в себе несет. Голос!
Софья Владимировна Юхнина # 24 февраля 2016 в 21:27 +2
Ирина Владимировна, здравствуйте! Меня заинтересовала статья: «Поддержка детям, поступающим в ДОУ». Много полезной информации, примеров. Чувствуется, что Вы не равнодушны к судьбе новеньких малышей, заботитесь и творчески решаете все вопросы. Примите мой голос в Вашу копилочку! УСПЕХОВ!!!
Ирина Анатольевна Князева # 24 февраля 2016 в 23:38 +1
Ирина Владимировна! Спасибо за приглашение! Мне очень понравилась Ваша статья: «Поддержка детям, поступающим в ДОУ» красочно иллюстрированная, грамотно построенная! Думаю, Вашу разработку возьмут на заметку многие педагоги. Примите мой голос!
Виктория Станиславовна Шупикова # 25 февраля 2016 в 09:58 +1
Затронуты важные аспекты и моменты адаптационного периода детей! Педагогам на заметку и родителям для развития! Голос!
Ирина Владимировна Жабина # 26 февраля 2016 в 08:33 +17
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо большое за отзывы. С уважением, И.В.
Юлия Сергеевна Левшина # 26 февраля 2016 в 11:35 +2
Статья очень интересная. Важно проводить беседы и мероприятия с родителями во время адаптации детишек и помочь ребенку быстрее привыкнуть к садику.
Ирина Владимировна Жабина # 25 марта 2016 в 18:32 +13
Юлия Сергеевна, благодарю за комментарий.
Кристина Васильевна Кыштымова # 25 августа 2016 в 10:22 0
Здравствуйте, Ирина Владимировна. Считаю что в статье сделаны правильные акценты. Ценностью статьи становится и пример из опыта. Интересным стало и высказывание о ценности имени в жизни ребенка. Полностью поддерживаю и разделяю Ваше мнение. Спасибо за материал.
Ирина Владимировна Жабина # 25 августа 2016 в 21:00 +2
Большое спасибо, Кристина Васильевна.