Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка, 2 класс. Работа со словом

Открытый урок русского языка во втором классе
Тема: Работа над словом. Знакомство с толковым словарём В.И.Даля.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель:
-Ребята, что возьмём с собой для нашего урока русского языка?


(дети на доске составляют цветок из лепестков, подходя по одному, перечисляют то, что считают важным, например: внимание, сосредоточенность, терпение, умение слушать, кто-то может взять творчество, а кто-то и улыбку и др.)
Учитель:
-Давайте-ка ещё возьмём с собой умение работать в группе, оно нам сегодня пригодится (учитель тоже может прикрепить лепесток).
2. Постановка цели и задач урока.
Учитель:
-Дети, как называется дерево, которое перед вами.
Дети:
-Берёза.
Учитель:
- Составьте, пожалуйста, эту запись, используя буквенные символы.
(Дети составляют из букв слово «берёза»: один у доски, остальные – на планшетах).



Учитель:
-Что вы можете рассказать про данную запись.
Дети:
-Это слово.
Учитель:
-Правильно (учитель помещает на доску карточку «СЛОВО»). Ещё что скажете?
Дети:
-В этом слове есть безударная гласная, которую нужно запомнить и поэтому
это слово словарное. (Дети могут сказать, что на одном из предыдущих уроков его разбирали и записывали в словарик)
Учитель:
-Верно (учитель помещает на доску карточку «СЛОВАРНОЕ»). А как можно проверить написание этого слова?
Дети:
-По орфографическому словарю.
Учитель:
Молодцы! Ребята вспомните лексическое значение слова «берёза»?
Дети:
-Дерево с белой корой и остроугольными листьями.
Учитель:
-А в каком словаре можно найти значение слова?
Дети:
-В толковом словаре (учитель помещает на доску карточку «СЛОВАРЬ», далее обращает внимание детей на все три слова).
Учитель:
-Как называется данная группа слов, которая у нас образовалась?
Дети:
-Однокоренные (или родственные) слова.
Учитель:
-Назовите общую часть данных слов.
Дети:
-Корень «слов»
Учитель:
-Верно. Какое слово, ребята, выделено другим цветом?

Дети:
-Словарь.
Учитель:
Как вы думаете, с чем будет связана наша деятельность на уроке?
Дети:
-Наверное, со словарём?
Учитель:
-Да, наша работа на уроке будет направлена на знакомство с толковым словарём, и очень даже не простым, а особенным словарём, автором которого является Владимир Иванович Даль. Это русский писатель, лексикограф, этнограф и собиратель фольклора. В этом году 10 (22) ноября исполняется ровно 215 лет с того дня, как он родился.
Обратите внимание на задачи, которые нам предстоит выполнить в течение этого урока:
Познакомиться с краткой биографией Владимира Ивановича Даля.
Познакомиться с толковым словарём В.И.Даля, узнать, в чём его уникальность (т.е. отличие его от толковых словарей других авторов).
Получить первоначальный опыт работы с данным словарём.
3.Знакомство с биографией и со словарём В.В.Даля.
(На доске запись ФИО и портрет писателя).
-Предлагаю послушать небольшое сообщение об авторе словаря, подготовленное … (ф.и. ученика)
Учитель:
- Спасибо большое. Обратите внимание на полное название словаря В.И.Даля.
«ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА», в нём насчитывается 200 000 слов.
Данный словарь – это явление исключительное и, в некотором роде, единственное. В словарных статьях Даль приводит и толкует около тридцати тысяч пословиц и поговорок русского народа, тысячи устойчивых словосочетаний и фразеологизмов. Словарь В.И.Даля содержит
самые разнообразные сведения о жизни народа, поэтому его называют
энциклопедией народной жизни XIX в.
Учитель:
-Дети, разделитесь, пожалуйста, на две группы. Быстренько повторим правила работы в группе. У вас на столах лежат книги. Рассмотрите их внимательно. Что можете о них рассказать?


Если затрудняетесь, можете воспользоваться нашими ключами-подсказками.

(На ключнице висят ключи-наглядности, на обратной стороне которых есть вопросы-подсказки, например:
1) Это один словарь или четыре?
2) Кто является автором?
3) Числа на переплёте означают номер тома по порядку.
4) Легко или трудно читать слова?
5) Есть ли в словарных статьях пословицы?)



Ответы детей:
-Это «Толковый словарь живого великорусского языка», автором которого является Даль Владимир Иванович.
-Словарь состоит из 4-х томов. Первый том содержит слова от буквы «А» до буквы «З», второй том – от «И» до «О», в третьем томе слова на букву «П» (их больше всего), в четвёртом томе слова от буквы «Р» до буквы «Я».
-Многие слова нам трудно прочитать.
-На некоторые слова дано слишком много записи.
-Многие слова мы вообще ни разу не слышали и нам они не понятны.
-И лексические значения тоже не все понятны. Очень сложные.
-Во многих записях есть пословицы.

Учитель:
-Хорошо, ребята. Вот вы и совершили первое самостоятельное знакомство с этим уникальным словарём.
4.Актуализация знаний перед работой со словарём
Учитель:
-Прежде, чем мы приступим работать со словарём, давайте вспомним, что нужно знать, чтобы найти то или иное слово?
(Если дети будут затрудняться с ответом, то можно загадать им загадку, например:
33 родных сестрицы – писаных красавицы.
На одной живут странице и повсюду славятся.)
Дети:
-Алфавит.
Учитель:
-Верно, слова в словарях расположении по алфавиту.
Предлагаю вам сделать алфавитную зарядку. Я буду называть вам предметы по алфавиту, а вы, произнося букву, будете делать со мной движение. Только очень быстро, так как букв в русском алфавите…
Дети:
-Тридцать три!
Физминутка «Алфавитная»

Антенна (прямая стойка с вытянутыми в стороны руками)
Баран (показываем упрямые рога)
Воробей (взмахи крыльев)
Гном (присели на корточки)
Дождь (хлопки в ладоши)
Енот (взмахи руками, как будто полощем бельё)
Ёжик (сжимаем и разжимаем кулаки, хорошо растопырив пальцы)
Жираф (вытягиваемся высоко)
Заяц (прыжки на месте, показав ушки)
Игра (имитация игры на скрипке со смычком)
Йод (закрыли ладонями лицо)
Клён (руки вверх, помахали руками, как ветками)
Лось (скрестили руки над головой, широко растопырив пальцы)
Мяч (попрыгали высоко, руки на поясе)
Ножницы (руки скрещиваем перед собой, имитируя ножницы)
Озеро (перед собой замкнули руки в кольцо)
Паровоз (согнули локти, попеременное движение ими вперёд-назад)
Рыба (показали волну одной рукой, потом другой)
Свеча (руки вверх ладони вместе, прямая стойка)
Трава (плавное покачивание тела в разные стороны)
Улыбка (улыбнулись)
Фонарик (вращение кистями рук перед собой)
Хомяк (надули щёчки)
Цапля (стойка на одной ноге)
Часы (глазки вправо, глазки влево)
Швабра (имитация движения работы со шваброй)
Щелчок (сделали щёлканье пальчиками обеих рук)
Экскаватор (наклоны с загребанием рук)
Юла (покружились на месте)
Якорь (присели-встали, присели-встали)
-Замечательно. Дружно и с пользой мы повторили почти весь алфавит.
5.Выполнение заданий, связанных со словарём В.И.Даля
Учитель:
-Отгадайте-ка, друзья, мою загадку:
Ем я уголь, пью я воду.
Как напьюсь, прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колёс
И называюсь … (паровоз).
-Ребята, прежде чем мы отправим наш паровоз в путь, нам нужно найти синоним для этого слова. Вспомним сначала, какие слова называются синонимами.
Дети:
-Слова, похожие по смыслу…
-Слова близкие по значению…
Учитель:
-Правильно, молодцы! (На доске три слова: «вагон», «локомотив», «поезд») -Прочитайте эти слова, ребята.
Учитель:
-Как определить какое слово является синонимом?
Дети:
-Надо знать, что обозначает слово.
Учитель:
-Верно, чтобы правильно подобрать синоним, нужно знать лексическое значение каждого слова. А где можно найти его?
Дети:
-В толковом словаре русского языка.
Учитель:
-Ребята, вспомните авторов толковых словарей, имеющихся у нас в кабинете.
Дети:
-С.И.Ожегова и В.И.Даля.
Учитель:
-Правильно. Продолжаем работу по группам. Возьмите толковые словари и найдите значения слов, обсудите, какое из них будет синонимом для слова паровоз.

(Дети ищут слова в толковых словарях С.И.Ожегова и В.И. Даля.)
Подведение итогов работы групп:
1-я группа:
-В толковом словаре В.И.Даля мы нашли только слово «локомотив», а в словаре Ожегова есть все слова. Считаем, что синонимом к слову «паровоз» является слово «локомотив», т.к. по словарю Даля «локомотив – это паровоз, паровая впряжная повозка» и по словарю Ожегова «локомотив – это машина (тепловоз, электровоз, паровоз), движущаяся по рельсам, предназначенная для передвижения поездов».
2-я группа:
-Мы согласны с мнением первой группы и добавим, что вагон – это часть поезда, а поезд – это все вагоны вместе с локомотивом, значит, эти слова не могут являться синонимами к слову «паровоз».

Учитель:
-Молодцы, ребята. Вы отлично справились с заданием. И вот, наконец, перед вами паровоз (учитель крепит изображение паровоза на доску). Его нужно будет отправить в путь вместе с вагонами, которые, дорогие ребята, вы должны расставить в алфавитном порядке. (Учащиеся должны прикрепить вагоны со словами согласно алфавиту)
Слова на вагончиках: «волха», «зотка», «берёза», «жерделе»

Учитель:
-Итак, вы справились, ребята, и с этим заданием. А можете ли вы определить, какое слово в этом составе лишнее и почему?
(Кто-то может назвать слово «берёза», потому что оно понятное, а остальные нет, – это тоже допустимый вариант. Тогда учитель должен спросить, какой вариант есть ещё. Детей необходимо подвести к тому, что сначала надо узнать значение непонятных слов, чтобы ответить на этот вопрос.)
-Ребята, какой том надо взять, чтобы найти эти слова?
Дети:
-Первый (от «А» до «З»).
(Дети в группах ищут слова, анализируют, делают выводы)
Ответы детей:
Лишнее слово «зотка», т.к. «берёза», «волха» и «жерделе» - это деревья, а «зотка» - знаток, умница или всезнайка в школе.

Учитель:
-Ребята, вы настоящие «зотки», - сказал бы В.И.Даль.
(Учитель просит ребёнка отцепить один вагон, который как раз последний. А на паровозик прикрепляется слово «деревья»)
Учитель:
-А сейчас мы поработаем со словом «берёза». Найдите его в словаре В.И.Даля (стр.83). Статья большая и я, ребята, заранее взяла все выделенные слова из этой статьи и разместила их на листочках, на обратной стороне которых есть лексическое значение этого слова. Сейчас мы будем брать эти листочки по очереди, читать слово, его значение и прикреплять на нашу берёзку. (Учитель преподносит изготовленное гнездо, в котором лежат берёзовые листочки-слова)

Брезнец – бреза, весьма близкая к белому виду к породе берёза.
Берёзка – молодая берёза, малорослая.
Берёзина – одна берёза на корню, или срубленная.
Берёзовик – гриб съедомый.
Берёзовый – из берёзы.
Березник – чистый берёзовый лес.
Березняк – берёзовый хлам, хворост, сушняк.
Березуга – гриб.
Березовица, березица, берёзовник, берёзовка – нацеживаемый весной берёзовый сок.
Березовня – лесная поросль.
Березозоль – месяц март или апрель.
Учитель:
-Даль при составлении словаря отказывался от грамматического анализа, в ряде случаев подменял научные этимологии «народными». Отличительное свойство словаря Даля в том, что он использовал «гнездовой» метод, при котором вместе группировались сходные по звучанию и значению слова, однако при этом нередко рядом оказывались далекие по значению и исторически не связанные слова.


-В нашем случае слова «брезнец» и «березозоль», сходные по звучанию со словом «берёза», но совсем не близки по значению.
-Ребята, а какие ещё есть однокоренные слова к слову «берёза»?
Дети:
-Берёзонька, подберёзовик, берёзушка, берёзище.
6.Подведение итогов урока.
Учитель:
-Замечательно. А теперь подведём итоги.
-С чем мы познакомились на уроке?
Дети:
-Мы познакомились с биографией Владимира Ивановича Даля.
-Познакомились со словарём В.И.Даля.
Учитель:
-Что узнали на уроке?
Дети:
-Узнали, что словарь состоит из четырёх томов.
-Узнали, в чём уникальность словаря В.И.Даля: он использовал пословицы, записывал народные мысли, применял «гнездовой» метод записи слов.
Учитель:
-Что повторили на уроке?
Дети:
-Алфавит, однокоренные слова, синонимы, правила работы в группе.
Учитель:
- С чем работали на уроке? Какие упражнения выполняли?
Дети:
-Работали со словарём.
-Искали слова по словарю и их лексические значения.
7.Рефлексия
(Дети высказывают своё мнение, делятся впечатлениями, настроением от урока, от полученной информации.)
Учитель:
-Хочу поблагодарить ребят, которые выполнили замечательные творческие работы на областной конкурс «Великий дар Владимира Даля». Пожелаем им успеха.

8.Домашнее задание
Рассказать родителям про уникальный словарь В.И.Даля, заинтересовать их полученной на уроке информацией.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова» Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс Анализ заданий учебников русского языка 2 класса Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Похожие статьи:

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение

Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов

Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова

Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса

Прощание с азбукой, 1 класс. Сценарий
Опубликовано: 9 дней назад (17 февраля 2017)
Просмотров: 79
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!