Конкурсы для педагогов и детей

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы. Защитники отечества в народном эпосе

Краткосрочный проект «Защитники Отечества в народном эпосе. Былины. Исторические песни»
Разработаны следующие этапы:
• Подготовительный этап
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
• Основной этап
1. Апробация содержания краткосрочного проекта «Защитники Отечества в народном эпосе»
2. Проведение цикла занятий.
3. Пошив костюмов, изготовление атрибутов для проведения заключительного мероприятия»
• Заключительный этап
1. Презентация проекта (открытое мероприятие, фотомонтаж, выставка рисунков детской деятельности).
Интегрировано-тематический план реализации проекта «Защитники Отечества в народном эпосе. Былины. Исторические песни».
Цель: воспитание у дошкольников уважение к истории своего народа. Знакомить детей с былинами и историческими песнями, в которых отражены мужество и героизм защитников Отечества.
Задачи:
• путем использования электронных информационных компьютерных технологий создать положительный эмоциональный фон, условия для переключения с ориентировочной на ориентировочно-исследовательскую деятельность, способствующую освоению ребенком исторических песен и былин, в которых отражены мужество и героизм защитников Отечества;
• воспитывать у детей уважение к истории своего народа.
Подготовительный этап
- создать условия для проведения исследовательской деятельности – поход в компьютерный класс для совершения этнотуров в прошлое.
- подготовить иллюстрированный материал, видео и аудио материал познавательной деятельности, художественную и музыкальную литературу для чтения и слушания, конспекты проведения занятий.
Учебно-познавательный блок Художественно–эстетический блок Музыкальный блок
- рассматривание картины
«Три богатыря» Васнецова
- исследовательская деятельность «Как появилась былина и историческая песня»
- занятие «Исторические песни» с применением ИКТ;
«Былины» с применением ИКТ
- дидактическая игра
«Найди недостающий музыкальный инструмент»
«Народные музыкальные инструменты»
«Сложи песню»
- чтение
Былина «Алеша Попович и Тугарин Змей»;
Просмотр фильма сказки
« Марья искусница»
- рисование
«Богатыри»
- труд
Изготовление барабанов
- пошив костюмов
- изготовление атрибутов
Тематические занятия
«Исторические песни»
«Былины»
«Народная и профессиональная музыка»
- Хороводные игры:
«Пора молодцу жениться»
- Разучивание былины
«То не белая береза к земле клониться»
- Разучивание исторической песни
«Песня солдата»
- постановка танцев
«Танец богатырей»
«Русский танец»
Итог: проведение открытого мероприятия с применением информационных компьютерных технологий «Защитники Отечества в народном эпосе. Былины. Исторические песни»
Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить положительные результаты, которых удалось добиться:
1. Повысился уровень усвоения материала по познавательному и музыкальному развитию в разделе история.
2. Потребность детей самовыражаться в творческой деятельности;
3. Наличие потребности в восприятии народной и классической музыки;
4. Заинтересованность детей на протяжении всего проекта;
5. Повысился уровень развития речи, музыкально-творческой деятельности и т. д.

Заключительный этап. Мероприятие «Защитники Отечества в народном эпосе. Былины. Исторические песни.
Звучит р. н. м «Пойду ль я, выйду ль я» дети входят парами в зал, исполняют танцевальную композицию.
Музыкальный руководитель: Ребята, снова мы с вами встретились в нашем уютном светлом зале, и как вы уже заметили у нас сегодня гости.
Воспитатель: По русскому обычаю гостей встречают добрым словом.
Исполняется приветственная песня:
Дорогим гостям мы рады,
Рады мы от всей души
Мы прославим Русь родную
Мы уже не малыши.
Музыкальный руководитель: Как далече-далече, во чистом поле,
Тут и пыль столбом да поднималася:
Едет во поле добрый молодец,
Едет русский могучий Святогор – богатырь…
Так начинается одна из древних русских былин. Сегодня я хочу пригласить всех вас в удивительное путешествие по героическим страницам давних-давних лет. Её многовековая история отображена в разных источниках, в том числе, и в песенно-повествовательном фольклоре. Это былины, исторические песни.
(Дети проходят и садятся на стульчики)
Музыкальный руководитель: Итак, мы начинаем путешествие.
Слайд 1.- дети слушают рассказ о былинах (модуль)
Музыкальный руководитель: Что же является основным жанром русского народного эпоса:
Дети: Основным жанром являются былины.
Воспитатель: а как еще в народе их называли
Дети: их называли старины
Воспитатель: верно. Былины были сложены народом по горячим следам памятных событий. Слово «былина» происходит от слова «быль», то есть, было на самом деле, но так ли это попробуем разобраться.
Слайд 2. – беседа с детьми
Музыкальный руководитель: Ребята скажите, кто является героем былин.
Дети: Героем былин является богатырь.
Музыкальный руководитель: Каких богатырей вы знаете, и почему их так называли?
Дети: Алеша Попович….., Илья Муромец….., Добрыня Никитич…...
Воспитатель: Почему их называли богатырями?
Дети: (ответы детей). Они сильные, смелые, защищали нашу землю от врагов.
Слайд 3. – беседа с детьми
Музыкальный руководитель: С какими врагами дрались наши богатыри?
Дети: Алеша Попович сражался с «Тугарином Змеем», Добрыня Никитич с «Семиглавым змеем Горынычем», Илья Муромец с «Соловьем разбойником»
Музыкальный руководитель: неужели на самом деле были такие чудовища на Руси?
Дети: Нет, так люди представляли своих врагов, которые нападали на землю.
Воспитатель: вот мы и разобрались, что слово былина на половину сказка, на половину быль. Разумеется, в былинах немало вымысла, но все в них рассказывается о реальных событиях и людях. В былинах много исторических примет, реальных деталей, в них проступает правда жизни. Все былины воспевают подвиги, воспевают подвиги доблестных и могучих защитников Земли русской – богатырей.
Музыкальный руководитель: наши мальчики будущие защитники отечества, они приготовили для нас танец «Богатырей»
(воспитатель с мальчиками идут переодеваться)
Пока богатыри защищали нашу землю, дома ждали их семьи. Жены время даром не теряли, ткали, шили одежду для них. Мы тоже не будем с вами время даром терять и поиграем в игру «Веселая ткачиха».
(Проводится игра «Веселая ткачиха»)
Музыкальный руководитель: А вот и наши богатыри.
Исполняется танец «Богатырская сила»
Слайд 4
Музыкальный руководитель: Ребята, кто же сказывал былины? Как называли таких людей?
Дети: их называли «Баянами» или «Сказителями»
Музыкальный руководитель: правильно былины складывал народ, а вот рассказывал поэт-музыкант, наделенный незаурядной памятью и артистизмом. Этого народного музыканта - профессионала называли на Руси Бояном, сказителем. Послушайте еще раз былину «Ой, да не близко»
(дети слушают небольшой отрывок «Ой да не близко»)
Музыкальный руководитель: как звучит этот напев.
Дети: неторопливо, на распев.
Музыкальный руководитель: посмотрите внимательно на экран и скажите, на каком инструменте сказители исполняют былину.
Дети: былину исполняют на гуслях.
Музыкальный руководитель: Правильно, древние песни - сказы (старины) не пелись, а скорее сказывались неторопливо, нараспев под мерный аккомпанемент гуслей. Вот посмотрите на этот старинный инструмент.
Слайд 5
Музыкальный руководитель: А этот инструмент более поздний, уже современный.
Слайд 6- (дидактические игры с беседой) Дидактическая игра «Народные инструменты»
Музыкальный руководитель: возьмите конвертик и достаньте три карточки, рассмотрите внимательно и назовите группы народных инструментов.
Дети: духовые – свирель, рожки. Ударные – барабан, бубен. Струнные – балалайка, домра, арфа.
Музыкальный руководитель: молодцы, а теперь поднимите ту карточку, к какой группе инструментов относится инструмент «Гусли»?
А теперь посмотрите на экран и проврете, правильно ли вы подняли карточку.
Почему вы подняли именно эту карточку?
По какому признаку вы определили что «гусли» являются струнным инструментом?
Слайд 7 - Дидактическая игра «Собери песню»
Музыкальный руководитель: мы уже с вами знаем, что былина состоит из многократно повторяющихся напевов, поэтому достаньте наборное полотно и внимательно посмотрите на экран, вы видите три логические цепочки, 1.Выберете из них ту, которая на ваш взгляд составлена, верно.
Хорошо, посмотрите, и проверти, справились ли вы с заданием.
2. Составьте данную цепочку на своих карточках, посмотрите верная ли она, если нет, исправьте ошибку.
Хорошо посмотрите на экран и убедитесь, что вы справились с заданием.
Музыкальный руководитель: послушайте внимательно отрывок из былины «Добрыня Никитич» (Слушают). Как я исполнила этот отрывок?
Дети: не спеша, не торопливо, протяжно, на распев.
Музыкальный руководитель: Послушайте еще раз, и исполните ее вместе со мной.
(Исполнение отрывка из былины «Добрыня Никитич», «То не белая береза к земле клонится»)
Музыкальный руководитель: Не только художники и поэты воспевали доблесть наших воинов, но и великие русские композиторы в своих произведениях отражали мужество и доблесть наших богатырей, защитников отечества.
Слайд 8.- (Беседа о классических произведениях)

Не только художники, поэты воспевали в своих произведениях доблесть наших воинов, у многих великих композиторов есть замечательные сочинения, в которые посвящены одной теме – благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника.
1. (Пьеса «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского).
Музыкальный руководитель: как называется это произведение, кто вспомнит.
Дети: это произведение называется «Богатырские ворота».
М.Р.- Кто написал его?
Д.- М.П. Мусоргский.
М.Р.- О чем рассказывает эта музыка?
Д.- Как богатыри с победой въезжали в ворота града Киева.
М.Р.- Как вы думаете, с каким чувством, возвращаются богатыри домой.
Д.- С чувством победы, радости.
Музыкальный руководитель: Молодцы, очень хочется вас познакомить еще с одним большим произведением, это «Богатырская» симфония, которую сочинил Александр Порфирьевич Бородин. В этом произведении.
то слышится суровая мужская пляска, то тревожное ожидание-«засада», то резкие удары мечей или скачка витязей в поле.
2. Звучит симфония «Богатырская» А.П. Бородина
Музыкальный руководитель: ребята поделитесь своими впечатлениями, что вы услышали.
(Ответы детей)
Музыкальный руководитель: правильно, оба этих сочинения посвящены одной теме – благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника.
Воспитатель: чтобы с честью отстоять свою землю для этого богатыри много тренировались, силушку свою соизмеряли. А ну мальчишки покажите вы свою удаль, а мы с девчатами посмотрим на вас.
(Проводится силовая игра «Перетяни канат»)
Воспитатель: Молодцы показали свою силушку, сядьте, отдохните, наши девицы красавицы для вас хоровод заведут.
(Исполняется «хоровод с платочком» русские народные наигрыши)
Музыкальный руководитель: Следующая страничка нашего путешествия, называется исторические песни. Послушаем, что они собой представляли.
Слайд 9. – Слушание рассказа. (Модуль, продолжение)
Музыкальный руководитель: итак, о чем нам рассказывает историческая песня?
Дети: о героических событиях давних лет.
Музыкальный руководитель: в чем сходство исторической песни и былин.
Дети: исторические песни, как и былины, прославляют наших защитников Отечества. Рассказывают об их заслугах, о том, как они воевали, защищая нашу Землю.
Музыкальный руководитель: Вспомните сколько служил солдат во времена Петра Первого.
Дети: 25 лет.
Воспитатель: Кто был Петр I?
Дети: правитель, царь Руси.
Музыкальный руководитель: да, долгие годы находились, на службе у царя солдаты. В походах, на привале сами собой складывались песни, которые передавались из уст в уста и сохранились до наших дней. Одну из этих песен мы с вами знаем.
(Исполняется песня «Солдатушки»)
Воспитатель: походы были долгими, служба верная. А тем временем дома их ждали, не забывали. Сыновья оставались за старших. Дочери по дому помогали. Жены вечерами коротали время за рукоделием. Вот как, например наша Дуняша.
Музыкальный руководитель: знаем мы с ребятами одну шуточную песню про «Дуню Тонкопряху» и сейчас для вас исполним.
(Исполняется песня «Дуня Тонкопряха»)
Музыкальный руководитель: ребята посмотрите, пока мы с вами пели, нам отставной солдат привет шлет.
Из какой же он сказки?
Дети: «Марья Искусница»
(Дети вместе с солдатом исполняют песню «Солдатская», просмотр отрывка)
Музыкальный руководитель: вот и закончилось наше путешествие по страницам давних, давних лет, что вам больше всего запомнилось, и что вы можете рассказать своим близким?
(Ответы детей)
Музыкальный руководитель: спасибо вам ребята за эту необычную встречу. Вам гости за то, что внимательно слушали. И разрешите, мы с ребятами на прощанье подарим вам эту замечательную песню о Родном Крае.
1- ребенок
Простор небесный сизокрыл
И тишина кругом
Мне уголок России мил
Мой добрый Отчий дом
2- ребенок
Стою, не глядя на часы
Березкам шлю привет
Такой невиданной красы
Другой на свете нет
Слайд 10. (Исполняется песня «Песня о Родном Крае» Звучит музыка дети уходят в группу.

Рекомендуем посмотреть:

Исследовательский проект для детей подготовительной группы с ОНР Проект для детей подготовительной группы. Путешествие по странам Паспорт краткосрочного творческого проекта для подготовительной группы детского сада Проект в подготовительной группе в детском саду «Удивительный мир часов»
Проект на Пасху для детей подготовительной группы ДОУ
Опубликовано: 458 дней назад (6 сентября 2015)
Просмотров: 1473
+2
Голосов: 2
Марина Сергеевна Сергеева # 7 сентября 2015 в 16:42 0
Спасибо за интересный проект . Голос !
Ирина Петровна Ашурок # 7 сентября 2015 в 16:52 0
Проект актуален в плане воспитания любви к Родине и патриотизма. Спасибо!
Алексей Борисович Старовский # 7 сентября 2015 в 21:04 +1
Любая форма проявления патриотизма у детей серьезный шаг к воспитанию гражданина России.Этот проект является своего рода "толкателем"ребенка к познанию своей родины.Очень рад,что есть такая замечательная разработка.Двигайтесь дальше.Успехов.
Ирина Юрьевна Леонтьева # 7 сентября 2015 в 21:36 0
Спасибо, за хороший комментарий! буду стараться!