Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока чтения в 9 классе коррекционной школы VIII вида

Конспект урока чтения в 9 классе коррекционной школы VIII вида на тему "Е. Носов "Трудный хлеб"
Автор:
  Зарипова Ирина Владимировна, учитель МКСК(О)У «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида №4» г. Осинники, Кемеровской области.
Описание материала:
Предлагаю вашему вниманию конспект урока чтения в 9 классе специальной (коррекционной ) школы VIII вида для детей с ОВЗ по теме «Е.Носов «Трудный хлеб». Данный материал может быть полезен учителям-дефектологам, учителям начальных классов, учителям литературы.
Конспект урока чтения в 9 классе специальной (коррекционной ) школы VIII вида для детей с ОВЗ по теме «Е.Носов «Трудный хлеб".
Цель:
познакомить с содержанием рассказа Е. Носова «Трудный хлеб».
Задачи:
• повторить краткие сведения из биографии Е.И.Носова, познакомить с содержанием рассказа;
• корригировать внимание, логическое мышление, речь учащихся;
• воспитывать учебную мотивацию, духовные и нравственные ценности, любовь и заботу о домашних питомцах.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово о писателе Е.И.Носове.
- Урок начнем с разгадывания ребуса. Расшифруйте его.  

- Почему я начала урок с этой фамилии?
- Сегодня на уроке мы вспомним краткие сведения о жизни и творчестве Е. И. Носова и познакомимся с его рассказом.
2. Опрос дом. задания - из автобиографии писателя.
- Откуда родом Е. Носов?                        
- В каком классе учился Е.Носов, когда началась Великая Отечественная война?
- В каких войсках воевал Е.Носов?
- Что случилось с Е. Носовым в конце войны?
- О ком и в связи с чем так писал  Е.Носов:  «Я был старше их на целую войну…»
Вывод:  Мы не раз говорили с вами о том, что писатели, поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значение в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться в тайные причины поступков. Е.И. Носов – писатель, уважительно относящийся к природе, который любит и понимает её, тонко чувствует связь человека с природой.
- Сегодня нам предстоит познакомиться с его  рассказом.
3.Подготовка к восприятию текста.
- Найдите способ прочитать название рассказа.    

-  Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб».
- Что мы называем хлебом, какой он бывает?
- Что обозначает слово «трудный?  (Требующий большого труда, напряжения.)
- может ли хлеб быть трудным?   А лёгким…?
- Поднимите руку, у кого есть домашние питомцы?
- Что вы любите в животных?
- Чувствуют ли животные любовь? Как?
- Ребята, как могут относиться люди к животным? (Ученики могут давать разные ответы: плохо и хорошо, ласково и грубо, с любовью и ненавистью…
- Мы прочитаем рассказ об отношении человека к своему домашнему питомцу.
4. Словарная работа
А)  Знакомство с трудными словами и их значением: плёс, крохаль, ситник, ягдташ, сюртук.    

Б)  Работа по карточке 1.
Карточка 1.
I вариант
Дополни выражения  подходящими по смыслу словарными словами.
Глухой лесной ___________  
Прилетела пара __________
Растёт прибрежный __________
Длинный чёрный ____________
Охотник достал ломоть хлеба из ______________
II вариант
Дополни выражения  подходящими по смыслу словарными словами.
Прилетела пара __________
Растёт прибрежный __________
Длинный чёрный ____________
Слова для справок: сюртук, крохаль, ситник.
(Коллективная проверка)
- Крохаль – это порода диких уток.  А какие виды диких уток обитают у нас в Кузбассе?  

В) Работа над определением значения трудных слов: топь, подранок, леса, спаниель, плотва, двустволка.  

- Плотва – это вид некрупной пресноводной рыбы. А какие виды рыб обитают в водоемах Кузбасса?    

-Расшифруйте, как зовут питомца, о котором пойдет речь в рассказе, используя шифр и ключ к нему.  

- Главным героем рассказа Е. Носова будет собака породы спаниель по кличке Чанг.    
4. Физминутка для глаз
5. Чтение текста сильными учащимися
6.Работа по тексту.
А) Анализ рассказа.
- О ком этот рассказ?
-Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?
- Что удивило автора-рассказчика во время диалога с охотником?
- Как охотник ведет себя с  Чангом? (Он давал собаке команды спокойным, даже ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля».)
- Продолжите фразу:
Охотник относился к Чангу … (как?)        (по-доброму, справедливо, заботливо, ласково, внимательно, уважительно и т.п.)
- В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался. Как вам кажется, почему?
- В чем был «неосторожен» рассказчик? - Видно ли было со стороны, что собака слепа? (Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте.)
- Давал ли охотник почувствовать собаке, что теперь она – неполноценный помощник своего хозяина? (Нет. Хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривал собаку похвалой.)
- Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?
- Попробуйте дать характеристику охотнику, раскрыть его духовные ценности, нравственные законы, по которым живет герой.
  - Какова тема произведения? (Необходимость сострадательного и уважительного отношения ко всему живому.)
- Повествование в произведении ведётся от лица кого? (Рыбака, т.е. рассказчика.)
- В каких словах рассказа выражается основная (главная) мысль? («…я за него двух зрячих не возьму. Как-никак 5 лет вместе». Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный.)
- Хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома почему? (Хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.)
- В какой-то момент разговор охотника и рыбака оборвался. Как тебе
кажется, почему? (Рыбак предложил охотнику завести другую собаку.)
- Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»? ( Собака трудным, четным способом зарабатывала себе на «хлеб»).
- Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи? (Важно, «хлеб», заработанный честным трудом ешь с гордостью, а легкий «хлеб» не имеет часто никакой ценности).
- За что можно уважать хозяина Чанга?
Б)  Закрепление
-Давайте проверим, насколько вы сегодня были внимательны?
Карточка 2.
Соедини стрелками героя рассказа с его описанием.
Короткий стёганый ватник                       Чанг
Чёрный шелковистый жилет                       крохаль
Чёрный сюртук, белая рубашка                   охотник
(Коллективная проверка)
8. ТЕСТ по рассказу Е. Носова «Трудный хлеб»
                           I вариант
1. Осень в лесу развешивает…:
А)  дождинки
Б)  кормушки
В)  хрустальные сети паутины
2.  Какие гости прилетели с далёкого севера?
А)  крохали
Б)  гуси
В)  рябчики
3.  Как звали спаниеля?
А)  Ганг
Б)  Чанг
В)  Манч
4.  У Чанга были…:
А)  короткие гладкие уши
Б)  длинная рыжая шерсть
В)  длинные лохматые уши
5. Охотник достал из ягдташа…:
А)  убитую птицу
Б)  ломоть хлеба
В)  ружьё
6.  При виде летящего хлеба Чанг…:
А)  спокойно стоял, глядя на хозяина
Б)  побежал к хозяину
В)  кинулся ловить хлеб
7.  Автор поймал в реке…:
А)  мелкую плотву
Б)  крупного карася
В)  крупную плотвицу
                         II вариант
1. Осень в лесу развешивает…:
А)  дождинки
Б)   хрустальные сети паутины
2.  Какие гости прилетели с далёкого севера?
А)  крохали
Б)  гуси
3.  Как звали спаниеля?
А)  Ганг
Б)  Чанг
4.  У Чанга были…:
А) длинные лохматые уши
Б)  рыжая шерсть
5. Охотник достал из ягдташа…:
А)  убитую птицу
Б)  ломоть хлеба
6.  При виде летящего хлеба Чанг…:
А)  спокойно стоял, глядя на хозяина
Б)  побежал к хозяину
7.  Автор поймал в реке…:
А)  крупную плотвицу
Б)  крупного карася
(Самопроверка по слайду)
9.Итог урока. Рефлексия.
- Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?
- Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?
(Учащиеся  отвечают)
-Чему научил вас сегодняшний урок?
Обобщение учителя:
Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.
10. Домашнее задание:
стр. 208 -212, вопр. 1-5, (1 группа-пересказ).

Рекомендуем посмотреть:

Дидактический материал к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Тучи» для 9 класса школ 8 вида Дидактический материал к балладе М.Ю. Лермонтова «Над морем красавица-дева сидит…» для 9 класса школ Дидактический материал к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Морская царевна» для 9 класса школ 8 вида О пользе чтения

Похожие статьи:

Конспект урока чтения по теме «Прощание с Азбукой»

Опубликовано: 973 дня назад (6 апреля 2014)
Просмотров: 4246
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 6 апреля 2014 в 19:49 +2
Ирина Владимировна, с удовольствием прочла Ваш конспект. Разнообразная работа, прекрасное зрительное сопровождение! Всё так лаконично, к месту. Рассказ непростой, а вы преподносите его так, чтобы каждый ребенок мог понять замысел писателя. Здорово! Мой голос!
Ирина Владимировна Зарипова # 6 апреля 2014 в 20:11 +1
Татьяна Анатольевна, здравствуйте! Спасибо за добрый отзыв! У нас обучаются детки с отклонением в развитии, а "дойти" всегда хочется до глубины каждого сердечка, вот и ищешь приёмы и методы, доступные моим деткам.
Валерия Ивановна Смирнова # 6 апреля 2014 в 22:19 +2
Ирина Владимировна! ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ КОНСПЕКТ!!! Продуманы все этапы урока, все взаимосвязано, разнообразие коррекционных приемов. Сразу видно, думающего, мудрого педагога. Я очень много интересных приемов  увидела у Вас, если можно, воспользуюсь в своей работе. Спасибо!
Светлана Евгеньевна Виноградова # 8 апреля 2014 в 13:04 +2
Хороший конспект, разнообразные виды деятельности, которые очень взаимосвязаны и продуманы. Здорово, что Вы включили региональный компонент. Рассказ не прост для восприятия, но Вы очень творчески и глубоко раскрываете тему и позволяете правильно понять его. Хорошо продуман анализ текста. А тест в конце урока позволяет проверить внимание ребят при чтении текста. С Вашего позволения, беру себе в копилку и голосую!!!