Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока окружающего мира для 1 класса

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «От зимы до осени»
Автор: Ишимбаева Евгения Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75, г. Новосибирска.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект урока окружающего мира для 1 класса (6-7 лет) по теме «От зимы до осени». Данный урок будет интересен учителям начальных классов и может быть проведен на уроке, на классном часе и даже на внеурочном занятии. Учителя могут воспользоваться некоторыми заданиями урока на других занятиях. Урок может быть проведен при работе с любым УМК.
Тип урока: Урок - путешествие.
Цель урока: Закрепить знания детей о сезонах года.
Задачи:
Образовательные: Углубить и обобщить знания детей о сезонных явлениях в природе, причинно-следственных связях. Учить работать в группе.
Развивающие: Развивать умение устанавливать взаимосвязь в природе.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к окружающим людям, уметь слушать, помогать друг другу, культуру речи и общения.
Оформление доски: Записана тема урока, карточками закрыта пословица, прикреплен маршрутный лист, кроссворд, конверт с письмом.
Оборудование: звукозапись, карточки с пословицами, маршрутный лист, кроссворд, сигнальные карточки, рисунки шишек с описанием, карточки, мозаика из открыток природы.
Ход урока
Учитель: Год наполнен радостями, которые повторяются из года в год. Весенние радости сменяются летними, затем осенними, зимними. Снова и снова мы радуемся весне, лету, осени, зиме. Какое время года лучше всех, трудно и невозможно определить. Потому что каждое привлекает чем-то особым, что есть у одного или другого времени года. Сегодня мы с вами совершим путешествие по временам года.
- посмотрите, ребята на доску. Что вы видите в левом нижнем углу доски?
- К нам пришло письмо.
- Вскроем его и узнаем от кого оно.
Загадка:
У меня 4 крыла,
В каждом крыле по 7 перьев,
А перо каждое двух цветов - белый и черный.
-Ребята, вы узнали, кто это? (Годовичок).
Учитель начинает читать письмо.
-Здравствуйте, ребята!
- А вот от кого письмо я понять не могу понять, все размыто, перепутано. Вот что-то можно прочесть. «Сам я к вам приехать не смог. Но высылаю вам детки свою любимую пословицу. Прочтите её и вы узнаете очень много о моих крыльях (временах года). Я ещё хочу узнать, достойны ли вы, называться школьниками и идти во второй класс. Чтобы не заблудиться в заданиях высылаю маршрутный лист. Здесь вы не заблудитесь, если будете внимательными, дружными, старательными. Я надеюсь, что вы не подведете меня».
- Годовичок прислал нам задания, маршрутный лист, чтобы мы не сбились с пути. А в конце нашего путешествия мы прочтем пословицу. Но взгляните, сможем ли мы ее прочитать?
- Нет.
- Это сделал ветер и дождь. Они перемешали и размыли буквы. Значит, мы должны будем расколдовать, восстановить пословицу.
- Вы сегодня разделены на команды. Представляю команды (они лесные жители).
1. Зайчата.
2. Бельчата.
(Дети могут разделиться на команды самостоятельно, по желанию; можно разделить на группы по жребию. Названия своим командам, дети придумывают сами).
- И так отправляемся в путешествие. Звучит музыка.
- Как называется наша первая станция?
-«Зимушка- зима».
I станция – «Зимушка - зима»
За каждое выполненное задание этапа команды получают 1 балл, который учитель фиксирует на доске.
- На нас обрушивается парад загадок. Я загадываю загадки каждой команде поочереди, а если вы знаете ответ, то поднимаете сигнальную карточку.
Задание А.
1. Старик у ворот
Все тепло уволок. (Мороз).
2. Лечу, кручу,
На весь мир ворчу. (Метель).
3. Всю зиму пролежит,
Весной в речку убежит. (Снег).
4. И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней).
5. Побелело за ночь всюду.
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез -
Там волшебный вырос лес. (Морозный узор).
6. Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)
-Молодцы, все справились.
На этой станции есть еще одно задание.
Задание Б. «Кто намусорил в лесу?»
- Я вам раздаю лист, на котором написано о том, кто как ест орешки еловых шишек, а на другом листе эти шишки нарисованы. А так же под каждой шишечкой есть клетки, в которые вы впишите название птицы или зверька, который намусорил. Читайте внимательно описание. Пусть один читает шепотом, а другие рассматривают рисунки. И так, начали. (У каждой группы свое задание).
Описание для1 команды:
- Шишка, обработанная дятлом, будто растрепана. Чешуйки на ней топорщатся.
- Полёвка до половины отгрызает чешуйки.
Описание для 2 команды:
- У шишек, брошенных клёстом, отогнуты и расщеплены клювом только отдельные чешуйки.
- Белка откусывает чешуйки, оставляя голый стержень.
После выполнения заданий, каждая группа отвечает на вопрос: «Кто намусорил в лесу?»
- Мы передвигаемся на следующую станцию, которая называется?
- «В весеннем лесу» (Учитель открывает одну часть пословицы).
II станция - «В весеннем лесу».
- Вы должны будете определить последовательность событий: что произошло раньше, а что потом. На карточке возле каждого события есть пустая клетка, в нее и нужно вставить порядковое число. (Каждая команда получает карточки с указанием тех или иных сезонных изменений, которые нужно расставить в определенном порядке). После окончания работы, дети от каждой команды по одному ученику комментируют свой ответ. За правильную расстановку событий, команда получает балл. Учитель открывает другую часть пословицы.
Задание для команд:
-Стало теплее
-Солнце выше
-Дни длиннее
-Распустились почки.
- На какую станцию мы отправляемся дальше?
- «Лето красное»
III станция - «Лето красное».
Детям предлагается разгадать кроссворд, который изображен на ватмане или на доске. Задается общий вопрос, команда готовая отвечать поднимает сигнальную карточку. Если ответ правильный ученик заносит его в кроссворд.
Вопросы по вертикали:
1. За горами, за полями,
За высокими лесами
Хищник – ворище
Ночами рыщет,
Добычу ищет,
Зубами щелк ...
Кто это? (Волк).
2. Серый зверюшка,
Длинные ушки.
А хвостик – клубком.
Спит под кустом
Там его дом.
Зима наступает –
Шубу меняет.
Кто его знает? (Заяц).
3. Круглый да гладкий,
Он рос не на грядке.
На ветке висел.
На солнышке зрел
Белка нашла
И в дупло принесла. (Орех).
4. На узкой дорожке –
Голова да рожки.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет? (Улитка).
5. Проворная зверушка
Живет в дупле - избушке.
Целый день скок - поскок.
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок -
Заготовила впрок. (Белка).
6. По чаще идет
Таежный хозяин -
Валежник ломает,
Пчел разоряет.
Что за зверь -
Кто отгадает? (Медведь).
По горизонтали:
1. Рыжая плутовка,
Хитрая, да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала
И горлана - петуха
Унесла с собой в леса. (Лиса).
2. На поляне лесной,
Под могучей сосной
Стоит старичок.
На нем бурый колпачок,
Колпачок набочок.
Кто в лесу бывает -
Тот его знает. (Боровик).
3. Стоит при дорожке
На тоненькой ножке.
Пестрой шляпкой накрыт.
Несъедобен - ядовит. (Мухомор).
4. Кто на дереве сидит,
Клювом дерево долбит?
По рябине стук да стук -
Вылезай скорее, жук.
Будет птице на обед
Очень вкусный короед. (Дятел).
5. Растут на ней иголки,
Тонкие и колкие,
И шишки смолистые,
Липкие, душистые.
Она под Новый год
В гости к нам придет!
Странная, пушистая,
С огнями золотистыми. (Елка).
6. Он похож на елку
Шуба вся в иголках.
Бежит по дорожке,
Топ - топают ножки
Мимо леса, мимо елок,
На спине 500 иголок.
Вдруг увидел волка,
Поднял все иголки.
Стал на мячик он похож
Кто это? (Ёж).
- Молодцы! И с этим заданием справились. Учитель открывает следующую часть пословицы.
- На маршрутном листе следующая станция, которая называется?
- «Золотая осень».
IV. станция - «Золотая осень».
Задание: У вас на карточках написаны приметы, но в них нет главных слов, без которых примету не понять. Вы должны будете выбрать эти слова из «магазина слов» и вставить в примету.
Задание 1 команде:
Гром в сентябре - осень ...
Осенью паутина - на ... погоду.
«Магазин слов» - теплая, ясная, ненастная.
Задание 2 команде:
В сентябре одна ягода, да и то горькая ...
Облака идут низко - скоро ...
«Магазин слов» - рябина, калина, похолодает.
- Молодцы! (Учитель открывает часть пословицы).
- Посмотрите на пословицу она расколдовалась. Прочтите ее.
«Хороша зима снегами,
Весна - цветами,
Лето - грибами,
А осень - пирогами».
- Посмотрите на маршрутный лист. На нем есть еще одна станция – Финишная.
- У вас на столах конверты, в которых фотографии одного из сезонов года, но они рассыпались на кусочки. Вам их нужно собрать. (Дети работают над заданием).
- Вот молодцы! Какие красивые фотографии у вас получились.
Итог занятия:
- Посмотрите на нашу пословицу. Что можно понять, прочитав ее?
- Годовичок выражает вам благодарность за выполнение заданий и за его расколдованную пословицу. (Дети получают медали «Знаток природы». Победившей команде вручается грамота). Хороший результат урока - когда побеждает «Дружба».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Когда появилась одежда?" Конспект урока окружающего мира в 1 классе. Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Урок по окружающему миру 1 класс Конкурс «Знатоки примет погоды» в начальной школе.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему: Весна

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Мои помощники – органы чувств»

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»

Опубликовано: 1056 дней назад (16 января 2014)
Просмотров: 2099
+3
Голосов: 3
Светлана Евгеньевна Виноградова # 16 января 2014 в 19:29 +2
Интересное, познавательное мероприятие! Обобщаются знания по всем темам, задания разнообразные.
Евгения Николаевна Ишимбаева # 17 января 2014 в 12:49 +1
Спасибо, Светлана Евгеньевна. Я рада, что вам понравилась моя разработка.
Светлана Николаевна Ледова # 16 января 2014 в 19:47 +1
Вереницею недель,
Как велит природа,
Кружит время-карусель
Временами года.
По листкам календаря
Ходят друг за другом
С января до декабря
Месяцы по кругу.
Очень занимательное и познавательное занятие у вас получилось, Евгения Николаевна. Интересные игры и задания, материал подобран тщательно, всё логично выстроено  и продумано. Успехов вам и новых интересных разработок! +1
Евгения Николаевна Ишимбаева # 17 января 2014 в 12:54 +1
Спасибо за стихотворение, как раз к моему конспекту подходит. Приятно, когда твои работы оценивают положительно.
Васса Сергеевна Сальникова # 17 января 2014 в 16:14 +1
Евгения Николаевна, тонко продумано все...Детям нравится, когда они путешествуют, даже понарошку...
Евгения Николаевна Ишимбаева # 17 января 2014 в 18:21 +1
Васса Сергеевна, спасибо за оценку. Вы правы дети уже тут же на уроке меняются, а потом всегда просят учителя приготовить интересный урок. Это еще такой возраст, когда хочется волшебства.
Ольга Михайловна Подгорных # 19 января 2014 в 02:11 0
Евгения Николаевна!очень интересный и познавательный урок, доступен и понятен детям, можно даже и в подготовительной к школе группе провести, материал будет интересен и понятен для них.
Евгения Николаевна Ишимбаева # 9 февраля 2014 в 18:40 0
Спасибо, Ольга Михайловна. Да, я тоже думаю что такой вариант возможен.