Конкурсы для педагогов и детей

Исследовательская и экспериментальная работа с детьми старшей группы в ДОУ

Статья для воспитателей: «Исследовательская и экспериментальная работа с детьми» (из опыта работы)
Автор: Рублева Лариса Петровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 75 «Гвоздичка»
Город Набережные Челны Республики Татарстан
Статья для воспитателей: «Исследовательская и экспериментальная работа с детьми» (из опыта работы)

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Описание материала: Предлагаю вам статью по организации экспериментальной и исследовательской деятельности в работе с детьми. Данный материал будет полезен для воспитателей старшей группы.
Цель: научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы, воспитать желание ее беречь, продолжать знакомить с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, растворимость. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Сегодня становится очевидным, что само выживание нашей планеты напрямую зависит от качества экологического воспитания населения, которое необходимо начинать с самого раннего возраста. Основная и конечная цель экологического воспитания – вернуть людям нормальное, естественное «экологическое чутье». Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание, каждый выход на улицу для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать. Наблюдения дают возможность малышу испытать радость открытия почувствовать вкус исследовательской работы. Взрослый должен рассказывать о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды).
Свои исследования мы с детьми начинаем со знакомства с явлениями неживой природы – именно от них зависят изменения в жизни животных и растений. Наблюдения проводили в разное время суток (утром, днем, вечером) на прогулках, из окна групповой комнаты. Объектами наших наблюдений становились солнце, луна, звезды, радуга, туман, иней, роса, пузыри в лужах во время дождя, ветер, тучи, песок, глина, вода, лед, снег, … Для наблюдений выбирали и природные объекты – деревья, травы, насекомые, птицы. Дети самостоятельно и вместе с родителями наблюдали за объектами природы дома. По дороге в детский сад, в выходные дни на даче. Об увиденном они рассказывали в детском саду. Для наблюдений и экспериментирования выбирали самое распространенное, обыденное. Ведь в обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое.
Для экспериментальной деятельности с детьми использую тетрадь для наблюдений, карандаши, фломастеры, листы бумаги, лопатки (рыхлить землю), дождемеры, емкости для проведения экспериментов (стаканчики, колба). Есть фильтры для очищения воды (марля, вата, салфетки).
Для овладения способами познания свойств жидкостей создаю условия погружения различных предметов (деревянный брусок, камень, металлический предмет, растворение соли, сахара). На занятии по ознакомлению с твердыми телами исследуем свойства стекла и пластмассы, металла и дерева. Знакомим с почвой, песком и глиной. Летом, осенью исследуем участки, на которых после дождя скапливается вода и подолгу стоят лужи. Задаю детям вопрос примерно такого характера: «Где чаще появляются лужи – на песке или на глинистой почве?» С помощью увеличительного стекла внимательно рассматривали, из чего состоит песок, как выглядят песчинки (они очень маленькие, круглые, полупрозрачные, белые, желтые).
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического мышления. Исследовательская - экспериментальная деятельность вызывает у детей огромный интерес. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается загадкой.
Занятия проводим 1-2 раза в месяц.
Планируемые результаты:
- системно работать по организации экспериментальной работы с детьми;
- дополнить методическое и игровое оборудование по разделу;
- провести занятие для родителей по теме: «Какими бывают камешки?» в з квартале этого учебного года с детьми данной (средней) группы.

Список использованных источников
1. Баталина Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 13-18.
2. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Новосибирск: Сиб. унив.изд-во -2008. -256с.
3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте/ Л.С. Выготский// Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Воронеж, 2003г.
4. Дыбина. О.В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. -192с.
5. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
6. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст. Москва: Педагогическое общество России. -2003. -80с.
7. Киреева О. В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Киреева О. В.; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"].- Санкт-Петербург, 2009.- 204 с.: ил.
8. Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду/ Короткова Т.А. // Дошкольное воспитание - 2003г. - №3 – С. 12.
9. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопр. психологии. -1982. -№ 4. -С. 18-35.

Рекомендуем посмотреть:

Методика проведения совместной деятельности в лаборатории для детского экспериментирования Экспериментирование в детском саду. Подготовительная группа Мастер-класс для воспитателей ДОУ Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование
Конспект НОД в младшей группе «В мире игрушек»
Опубликовано: 433 дня назад (30 сентября 2015)
Просмотров: 955
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Анастасия # 1 октября 2015 в 06:21 +1
Как долго вы работаете над этой темой? У Вас создан проект по данной теме? Так как видно, что работа объемная и скажу по опыту интересная.
Елена Юрьевна Козлова # 1 октября 2015 в 14:18 0
Лариса Петровна спасибо вам, за эту статью! Какую нужную вы проводите работу с детками. Ведь зачастую мы не замечаем, именно то,что происходит с нами и с окружающим миром рядом. Желаю творческих успехов!
Зоя Викторовна Палеева # 3 марта 2016 в 19:01 0
Да, ребёнок от того и жесток чаще всего ему не хватает знаний, и он хочет сам познать, но если ему об этом вовремя рассказать,то он станет заботливым "охранником" природы,её защитником!