Конкурсы для педагогов и детей

Формирование экологической культуры личности ребёнка-дошкольника

Экологическое воспитание дошкольников

                                                          Когда будет срублено последнее дерево, когда будет
                                                          отравлена последняя река, когда будет поймана последняя
                                                          птица, - только тогда он (человек) поймёт, что деньги
                                                          нельзя есть...                    
                                                                                                   М. Булгаков


Дошкольный возраст - самоценный этап в формировании  экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к  окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических представлений, норм  и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, выработка  эмоционально- нравственного и действенного отношения к природе. Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающей его природой.
Мои  целевые установки заключается в создании условий для формирования  экологической культуры  детей    дошкольного возраста.  Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Необходимо научить детей экологически целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности.
Для достижения поставленной  цели педагогической деятельности я решаю следующие задачи:
1. Создание  экологической развивающей среды.
  
.Формирование системы элементарных научных экологических знаний,
доступной пониманию ребёнка-дошкольника через интегрированный подход.
3. Развитие познавательного интереса к миру природы.
4. Формирование первоначальных умений и навыков экологически
грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями.
5. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
6. Формирование психических процессов: памяти, внимания, мышления,
воображения.
7. Развитие познавательно-творческих способностей детей.
8. Повышение уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания.
9. Формирование у родителей потребности в знаниях об  экологической культуре в жизни и желания передавать их детям собственным примером.
В качестве теоретического и методического основания для решения поставленных целей и задач экологического воспитания дошкольников я использую результаты отечественных исследований, положительный опыт работы с дошкольниками в области экологического образования:
• программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,   Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой, которая способствует  созданию наиболее  благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формированию основ экологической  культуры  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного  возраста;
• - программа « Безопасность» под редакцией  Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, способствующая  формированию основ экологической культуры, ценностей ЗОЖ, норм безопасного поведения  детей дошкольного возраста.
• - программа « Наш  дом  - природа» под  редакцией  Н.А. Рыжовой
• - программа «Юный эколог» » под  редакцией  С. Н. Николаевой;  
• Методические рекомендации:
     «Добро пожаловать в экологию» под редакцией О.А. Воронкевич,
          «Экологические занятия с детьми» под редакцией Т.М. Бондаренко
          «Войди в природу другом» под редакцией З.Ф. Аксеновой
          «Экологическое окно в детском саду» под редакцией В.М. Корниловой.
Методика  моей работы с детьми строится на эмоциональном воздействии природы     на чувства ребёнка –  удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с окружающей  природной средой. Содержание работы по экологическому образованию дошкольников строю  по следующим блокам:  Я и природа. Вода. Воздух. Песок, глина, камни. Солнце. Почва. Растения. Животные. Лес и его обитатели. Человек и природа.
В своей работе по экологическому воспитанию детей использую  разнообразные  формы и методы в комплексе. Выбор форм и методов обучения и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые необходимо решить  воспитателю.
Формы организации экологического образования детей:
• Непосредственно образовательная деятельность (Образовательные области «Познание», «Труд», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье». «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» и их интеграция), дидактические игры, создание педагогических ситуаций, наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения и др.
• Совместная деятельность воспитателя с ребёнком (целевые прогулки, экскурсии в природу; обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе: «Дикие животные: друзья или враги? », «Чем опасны  грибы?», «Правила друзей природы», «Верни природе чистоту»; эвристические беседы, в ходе которых дети получают возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт; посильный труд в природе, поисково-исследовательская и проектная деятельность и т.д.
• Самостоятельная деятельность детей в экологической развивающей среде (ведение и заполнение уголка наблюдений за природой, рассматривание книг, картинок, альбомов, передача природных явлений в рисунке, лепке, аппликации, настольно-печатные игры, театрализованные игры, детская деятельность в уголке экспериментирования, уход за комнатными растениями, наблюдение за сезонными изменениями и др.).
В своей работе по экологическому образованию использую следующие методы и приёмы: метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, проблемные ситуации или проведение опытов, позволяющих «открыть новое знание»; словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы – описание, практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), игровые методы, практическая работа и поисковая деятельность; метод проектов.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств является проектная деятельность. Использование технологии проектирования помогает мне  в работе по выбранному направлению педагогической деятельности, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Экологический  уголок группы - одно из любимых мест детей в нашей группе. В нем сосредоточены: комнатные растения, требующие разных способов ухода, материалы для ухода за растениями,  «Огород на подоконнике» для организации наблюдений за ростом растений и закреплению знаний о выращивании огородных культур (лук, петрушка, укроп  и др.) и ухода за ними. Календарь погоды со схемами, изображающими погодные явления, предназначен для ежедневной работы с детьми. В природном уголке дети с удовольствием ухаживают за растениями, собран различный природный материал. Активно использую труд в природе: осенью — уборка сухих листьев, веточек; зимой — очистка участка от снега, постройки  из снега; весной — участие в обработке кустарников, посадка цветов на клумбу; летом – участие в посадке и прополке огорода, цветников.
Уголок экологического воспитания содержит дидактические игры о природе, картинки и иллюстрации к разделу «Мир природы», книги об обитателях уголка природы, энциклопедии, экологические сказки и рассказы, составленные детьми, которые мы оформили в виде книжек и т.д.
Организованные формы образовательной деятельности  по экологии включают в себя теоретическую и практическую части (опыты). Для воспитания у ребёнка  интереса и положительного отношения к объектам природы используются различные методы:
- самостоятельная работа с раздаточным материалом;
- дидактические игры и игровые упражнения: « Кто лишний», « Что изменилось?», «С какого дерева лист?», «Найди ошибку» и т.д.
- индивидуальная работа;
- наблюдения на прогулке;
- экспериментирование.
Комплексно используются наглядные, словесные и практические методы и приёмы обучения. Выполняя задания, дети знакомятся с объектами природы, их разнообразием, взаимодействием друг с другом, без труда могут установить причинно – следственные связи между действиями человека и состоянием природы.
Работа по экологическому образованию детей привела к следующим результатам и как  следствие:
- становление у дошкольников начал экологической культуры, которое выявляется с помощью мониторинга  ( 2 раза в год);
-формирование эмоционально – доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними;
- развитие интереса и любви к родному краю, формирование представлений об экологических проблемах родного города;
- уточнение,  систематизация  и углубление  представлений  о живой и неживой природе;
- понимание  причинно – следственных связей внутри природного комплекса: знакомство с особенностями жизни животных,  взаимосвязи растений и животных друг с другом и со средой обитания;
- умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе;
- ответственное  и бережное  отношение  к домашним животным, растительному богатству нашего края;
- воспитание отзывчивости и коммуникабельности, стремления сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту, уважительное  отношение к традициям своего народа;
- формирование представлений о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность –   прямая  обязанность человека;
- охрана и укрепление здоровья детей,  их  правильное  взаимодействие с природой;
- формирование представлений о том, что состояние здоровья  человека зависит от состояния окружающей среды и собственного поведения.

В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколениям младшему в виде нравственных  понятий. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умение индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке» Конспект НОД в средней группе по теме Осень Экологический проект во 2 младшей группе

Похожие статьи:

Экологическое воспитание детей дошкольников

Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Анкета для родителей по экологическому образованию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 993 дня назад (23 марта 2014)
Просмотров: 10110
+6
Голосов: 6
Наталья Валентиновна Моисеева # 23 марта 2014 в 22:44 +2
Ваша методика работы мне понравилась, формирование экологической культуры надо начинать с раннего детства, это очень важное направление.
Ольга Михайловна Подгорных # 25 марта 2014 в 05:06 0
Ваша работа очень полезная и важная! Только сколько бы не говорили, не показывали детям  в саду, главный пример для них - родители! Вот с кого надо начинать работу.
Тамара Александровна Новичкова # 30 марта 2014 в 23:08 0
Татьяна Ивановна, вы затронули очень важную тему. Действительно формировать культуру поведения в природе нужно с раннего детства. Кто как не мы - педагоги, должны это делать. Только не всё зависит от нас, от наших бесед. В первую очередь ребёнок должен видеть пример родителей, окружающих его людей. Да и в стране у нас не всё благополучно в этом направлении. Но вы молодец! Я считаю, что ваша  работа по воспитанию экологической культуры, оставит свой след в сердцах малышей.И все вместе мы сможем привить нашим воспитанникам гуманное отношение к природе.
Галина Викторовна Марацевич # 13 мая 2014 в 11:15 0
Спасибо вам, Татьяна Ивановна, за практически значимый материал для педагогов.
Виолета Николаевна Кузьменкова # 2 июня 2014 в 01:50 0
Материал очень интересный. Затронутая тема актуальна, ведь любовь к природе нужно прививать с раннего детства.
Елена Александровна Хвостикова # 3 июля 2014 в 05:16 0
Татьяна Ивановна, вы делаете очень нужную, благородную работу - воспитание экологической культуры у детей и родителей. Ваша программа целостна, продуманна до мелочей, научна и интересна. Вам нужно тесно сотрудничать с учителями начальных классов, чтобы они продолжали воспитание детей в этом направлении. Тогда будет результат. Спасибо за такой насыщенный, полезный методический материал по экологическому воспитанию.