Конкурсы для педагогов и детей

Интерактивные технологии в преподавании лингвистических дисциплин

Автор: Кашина А.В. учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории  МБОУ СОШ № 22 с углублённым изучением иностранных языков имени Василия Тезетева города Ульяновска
В предлагаемой статье представлен материал, в котором отображены  интерактивные приёмы, помогающие сделать урок интересным и творческим. Он будет полезен учителям литературы, истории, иностранного языков.
Интерактивные технологии в преподавании филологических дисциплин
Сегодня мы много говорим о перестройке школы, часто забывая, что это не абстрактное понятие, а конкретная ежедневная работа. Несмотря на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по – прежнему  стоит человек.

Увидеть, разглядеть, не пропустить у ученика всё самое лучшее, что в нём есть и дать импульс к самосовершенствованию – вот одна из задач учителя.

На мой взгляд, профессионализм учительский сегодня связан не столько с накопленным багажом знаний по своему предмету ( это важно!), а всё же больше с нашей готовностью и желанием открыто взаимодействовать с детьми. Учитель ни в коем случае  не должен замыкать учебный процесс на себе. Главными в процессе обучения  становятся связи между детьми, их взаимодействие.

Различие между «дать знания» и « достичь понимания» огромно. Вполне естественной была моя реакция на новое слово « интерактивный». Что это – новое наименование для хорошо забытого старого или нечто принципиально новое? Необходимо отметить, что сами по себе интерактивные технологии не вытесняют традиционные. Они лишь позволяют приблизить школьную методику к требованиям сегодняшнего дня.

Чтобы создать атмосферу свободного и радостного творчества, нужно подходить к привычным для нас формам с позиции креативности. Она рождает оригинальные решения и делает процесс мышления увлекательным. Арсенал интерактивных средств огромен.

Проектом на уроках литературы может стать… маленький спектакль в конце каждой темы, подготовленный разными группами.

Замечательный приём – «Выбери и займи позицию». Подготовительную работу можно начать с семинаров – практикумов: часть учащихся объединяется в группы и получает задание на определённое время, по истечении которого группа отчитывается в той или иной форме о своей работе. Задача учителя – провести большую подготовительную работу перед применением вышеуказанного приёма. За неделю классу даётся проблема, которую требуется разрешить. Альтернативные решения учитель озвучит непосредственно на уроке. Дети подбирают материал из разных источников. Например: Применять ли смертную казнь как наказание?
1.Безусловно, да.
2. Нет.
3.В случаях сексуального насилия над детьми.
4. В крайних исключительных случаях.

Парты заранее расставлены перед уроком. Каждый угол – одна из позиций. Дети рассаживаются по группам в соответствии со своей позицией.На партах лежат инструкции: попробуй разобраться в позиции другой стороны; открой ценность и важность другой точки зрения; что интересного в другой точке зрения?

Меняется позиция? Возможен переход. Этот приём учит детей взаимопониманию, умению слушать и слышать.
В процессе преподавания дисциплин филологического цикла с неизбежностью происходит своеобразная перегрузка детей словесной информацией, поэтому на помощь приходит приём «Иное воспроизведение информации», создание кластера.
Методика создания кластера проста. Каждый ученик записывает в центре страницы ключевое слово, обозначающее суть проблемы. Вокруг этого слова – возникающие у ученика ассоциации, мысли. Рекомендуется пользоваться цветными ручками, выделять значимые понятия. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления. При такой организации работы развивается не только мышление, но и язык, и память, так как они тесно связаны друг с другом.

На повторительно – обобщающих уроках эффективен приём «Синтез идей». Он предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий
1 группа выполняет первое задание синим стержнем, вторая – второе зелёным стержнем и.т.д. После выполнения 1 группа отдаёт свой листок для доработки 2-ой группе, вторая – 3-ей группе. Когда доработанный листок возвращается к « хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учётом дополнений одноклассников (по цвету стержня мы увидим работу групп).

Большое место на уроках литературы отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. Мысль остаётся живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления. «Тонкие» вопросы ( Кто? Что? Как звали? Когда?) требуют знания текста и однозначного ответа, а «толстые» вопросы ( В чём различие? Объясните, почему…).Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний учащихся, уровня погружённости в текст. В парах таким образом можно проверить домашнее задание.

У учителя – словесника роль особая: он должен не только донести информацию, но и достучаться до душ своих учеников, развить культуру языка .Домашние   задания, выполнение которых требует работы с разными источниками, в этом могут помочь. Например, после изучения творчества Блока одиннадцатиклассникам можно дать следующие задания:
1.Подготовьте обзор сайтов, посвящённых творчеству поэта.
2.Создайте интеллект – карту по творчеству Блока
3. «Оригинальная палитра автора» Что это?
Итак, насколько проста параллель: можно сколько угодно рассказывать ребёнку о том, как завязывать шнурки, но, пока он не сделает этого сам, не научится. Закончить мне хотелось бы такой притчей. Священника спрашивают: «Вы каждый день призываете : «Не кради, не убий, не лги! Идут века, а человек крадёт, убивает, лжёт. Не напрасен ли ваш труд?» «Нет, не напрасен, - отвечает священник. – Мир был бы ещё хуже, не повторяй мы этих заповедей». Миссия учителя вполне сравнима с миссией священника.
Право выбора всегда остаётся за вами: будете ли вы просто носителями информации или создадите такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать путём проб и ошибок свой собственный опыт!
Литература:
Суворова. Н. Интерактивное обучение: новые подходы / Н.Суворова // Учитель. – 2000. - № 1. – С.25
Роджерс.К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем. / К.Роджерс // Семья и школа. – 1987. - № 10

Рекомендуем посмотреть:

Что такое ИКТ Цели применения ИКТ на уроках истории Информационные технологии на уроках иностранного языка в условиях перехода на ФГОС второго поколения Роль ИКТ в образовательном процессе
Опубликовано: 993 дня назад (20 марта 2014)
Просмотров: 872
Рубрика: Статьи
+10
Голосов: 10
Ольга Павловна Репьева # 25 марта 2014 в 20:13 +5
Ася Васильевна, очень интересный подход к проблеме обучения детей видеть, слушать и,главное, слышать. А работа вгруппах сплачивает, развивает коллективизм, взаимодействие. По такому типу я тоже провожу занятия со старшими детьми. Мы берем, например, произведение П.П.Бажова и каждая группа пробует придумать концовку к прочитанной части. Очень интересно наблюдать за детьми, когда в группах намечается лидер. Прием работы с вопросами возьму себе на заметку, попробую на занятиях. Спасибо за идею.
Ася Васильевна Кашина # 28 марта 2014 в 22:19 +4
Спасибо большое,Ольга Павловна!!!
Маргарита Александровна Гришина # 29 марта 2014 в 10:50 +3
Ася Васильевна,у вас очень прогрессивные методы работы с детьми,мне нравиться.Я вот представила,
как было бы хорошо,еслиб всем детям нашей страны попадались такие учителя,которые переживают за то,чтобы дети на столько хорошо знали литературу и умели так работать.Во многих глубинках нашей
страны и не только в глубинках просто нет учителей,там один учитель ведет по 2,а то и 3 разного направления уроки.А многие учителя работают на лишь бы прошло время,да это так,поэтому и подготовка стала такой,да и много детей просто элементарно не грамотных даже в русском языке.Хорошо бы побольше учителей с таким прогрессивными методами обучения и таким желанием работать.Ваши рекомендации очень ценные.Молодежь на таких уроках учатся не просто разборке произведений,у них идет развитие
мышления,рассуждения,умения концентрироваться на нужных вещах,а главное вы поднимаете очень острый сейчас вопрос планирования.В нашем обществе должны расти и формироваться не исполнители,а мыслящие и
предприимчивые люди.Вы вносите своими методами работы большую лепту в решении давно сформированных
проблем в обществе.Так должны примерно работать не только учителя литературы.Но здесь надо много
трудиться,нужны энтузиасты учителя и педагоги и как можно больше таких, чтобы они работали прежде всего не ради денег(в душе),а были настоящими фанатами своего дела-воспитывать и учить детей.Я педагог доп. образования в высшим техническим образованием,но мне кажется я говорю правильные вещи.Как вы думаете?
Ася Васильевна Кашина # 29 марта 2014 в 10:58 +5
Маргарита Александровна,благодарю Вас за добрые слова в мой адрес! Я действительно очень люблю свою работу и считаю, что сначала УЧИТЕЛЬ, а потом его предмет! Детей обмануть нельзя! Если они почувствуют, что перед ними профессионал своего дела, человек, готовый помочь ребёнку в любом вопросе, то и предмет( каким бы  сложным он ни был) они обязательно полюбят!
Ирина Геннадьевна Бежина (Крикунова) # 29 марта 2014 в 12:10 +3
Ася Васильевна, мне очень приглянулись Ваши задания по работе с разными источниками. Думаю, их можно использовать не только по отношению к творчеству Блока, но и многих других поэтов и прозаиков. Современные школьники ориентируются в информационном Интернет-пространстве порой лучше, чем мы, взрослые, они умеют создавать прекрасные презентации и обзор сайтов, уверена, смогут сделать. Мои студенты искали информацию об английских и американских писателях, работая над исследованиями их творчества. Интернет приносит в такой работе неоценимую помощь. +1!
Ася Васильевна Кашина # 29 марта 2014 в 12:30 +3
Спасибо,Ирина Геннадьевна! Интернет на сегодняшний день ( при правильном подходе) - кладезь в работе  с детьми.Дети учатся работать с обилием  информациии, выявлять нужное и отсеивать второстепенное, что так немаловажно в современном обществе! Успехов Вам!!
Наталья Михайловна # 29 марта 2014 в 21:37 +2
Ася Васильевна, Вы правы. Сегодня просто передача готовых знаний не актуальна. Современный Учитель находится в постоянном поиске, если ему не безразличны результаты своей педагогической деятельности. Предложенные Вами интерактивные приёмы обогащают урок, делая его интересным и творческим. Активизируют мыслительную деятельность учащихся. Учащиеся не просто пассивные слушатели, а принимают активное участие на уроке. Такие приемы поднимают значимость умозаключений учеников, помогают сформировать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос, умение выражать свои мысли, повышает самооценку, умение слушать и слышать другого, принимать разные точки зрения, учат терпимости. Можно перечислять еще много достоинств таких методов. Важно, что творческий Учитель никогда не остановится на достигнутом и будет искать новое, развиваясь вместе со своими учениками. Желаю Вам, чтобы ваши ученики вдохновляли вас на новые идеи.
Ася Васильевна Кашина # 29 марта 2014 в 21:40 +2
Благодарю Вас,Наталья Михайловна!!!
Олеся Петровна Чистякова # 2 марта 2015 в 11:12 0
Здравствуйте, Ася Васильевна! Ваша статья меня впечатлила. Очень необычный подход к педагогической деятельности. Чувствуется , что Вы не просто даете знания своим ученикам, а делаете это так, как будто только от Вас зависит их дальнейшая жизнь. В данном случае уместна фраза: "Педагог от Бога". Такое разнообразие интерактивных приемов не только делает урок интересным, плодотворным, но и раскрывает душу каждого ученика. Дети с помощью таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д. учатся принимать серьезные решения, делать умозаключения, от которых может зависеть судьба других людей. И я согласна с Вами, главное, не просто донести информацию, а создать такую атмосферу, в которой эта информация найдет отражение в собственном опыте каждого из ребят. Уважаемая Ася Васильевна, не останавливайтесь на достигнутом, растите дальше вместе со своими учениками. Удачи Вам, оригинальных идей, спасибо! Я голосую!