Конкурсы для педагогов и детей

Коллективное творческое дело

Из опыта работы. Коллективное творческое дело в работе классного руководителя

Автор: Каширина Марина Александровна, классный руководитель, учитель математики ГБОУ СОШ № 867, г. Москва
Данный материал будет интересен классным руководителям, воспитателям.
Коллективные творческие дела - важнейший компонент методики коллективно-творческого воспитания.
Тема выступления на педагогическом совете по воспитательной работе:
Технологии коллективных творческих дел как инструмент достижения запланированных результатов в работе классного руководителя.
Имея 26 лет стажа педагогической работы, я использовала в своей деятельности   различные воспитательные технологии. Мне казалось, что всё мне понятно и известно, как воспитывать, как организовывать детей. Но жизнь не стоит на месте, всё стремительно развивается, многое меняется. Меняется не только время, но и дети, их родители. Пришло время новых технологий не только обучения, но и воспитания.
Согласно стандартам нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Вот этим  определяется  цель  моего планирования воспитания и социализации учащихся класса.
Главным  профессиональным итогом своей деятельности считаю – сформировать дружный,  сплоченный    классный  коллектив всех участников воспитательного процесса.
Коллектив – это сформированная группа людей, сплочённая совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.  
Формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Одному туда трудно добраться. Только сообща можно штурмовать пик именуемый «коллективом». Если считать, что у подножия этой вершины группу людей мы еще не можем назвать коллективом (хотя в жизни мы часто называем коллективом любую группу людей), а оказавшейся на вершине «присваивается» это «звание», то весь путь будет состоять из переходов разной сложности, каждый из которых заканчивается воображаемой станцией.

Началом организации коллектива для меня является выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущей жизни. В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, но и то, как они будут жить. Эта цель непременно должна содержать понимаемую ими перспективу, как сплочения их коллектива, так и собственного роста: творческого, нравственного, делового.  

Но поставить цель, которая явилась бы перспективой жизни коллектива, не так легко. Для этого я выявляю увлечения, склонности учащихся, их нравственные и культурные представления, имеющийся у них опыт совместных дел и взаимоотношений. Такая информация нужна для установления частных целей и конкретного содержания будущей совместной деятельности, которая выразится в проведении КТД.

КТД - важнейший компонент методики коллективно-творческого воспитания. Эта методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. КТД позволяют создать широкое игровое творческое поле, где каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. В процессе КТД ребята общаются, учатся работать, делить успех и ответственность с другими. Таким образом, идут два процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности. Приобретается большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия. КТД обеспечивают широкую внеурочную занятость детей.
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
На протяжении трех лет я занималась методикой  КТД. Этот вид деятельности помогает сблизить детей, преодолеть преграды в общении, а главное – развивает творческие способности учащихся. Считаю, что развитие творческих способностей лучше всего раскрепощает ребёнка. Один раз преодолев стеснение, выступив перед публикой, ребёнок и в жизни будет более раскован. Ему будет легче общаться с людьми, знакомиться с новыми товарищами. Молодым людям, прошедшим в детстве «через сцену», легче социализироваться во взрослой жизни.

Первый опыт по КТД  я приобрела, работая с 11 классом в 2011 году. Обсудив с классом, мы пришли с ребятами к выводу, что лучше всего у нас получаются спортивные мероприятия. Со старшеклассниками проще, к моменту окончания школы коллектив сформирован. Умение работать в команде, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению других, держать свои эмоции под контролем, умение рассчитать время –  такие задачи   решает подготовка и проведение КТД. Когда я проводила с ребятами анализ мероприятия, мне стало понятно, что именно КТД – это отличная возможность для  ребят последние дни, проведенные в школе, наполнить радостными эмоциями от осознания того, что они отличный, работоспособный, инициативный, творческий классный коллектив.
                                                                              
Начиная работать с детьми 5 А  класса,  я считала основной  задачей - сплотить   детский коллектив. Провела  анкетирование детей, родителей, вела  собственные наблюдения, находилась  в постоянном контакте с родителями, старалась  быть всегда в курсе всех событий, происходящих в классе. Все мероприятия класса готовились с использованием технологии КТД.

Первым открытым мероприятием моих ребят стал классный час, посвященный разгрому немецко-фашистских войск под Москвой. Ребята были настолько увлечены подготовкой к мероприятию, что мне с трудом удавалось  отправлять их домой вовремя. Ребята очень хотели выступить так, чтобы их мероприятие запомнилось гостям праздника – ветеранам. Такого рода  мероприятия воспитывают у детей чувство патриотизма, формируют гражданскую позицию.

Интересно и творчески прошла Масленица. В организации и проведении праздника были задействованы все участники образовательного процесса: учащиеся, родители, учителя. Особенно хочется отметить роль родителей ребят. С каким удовольствием все участники мероприятия поедали блины с вкуснейшим вареньем. По отзывам родителей – таких счастливых лиц своих детей они давно не видели. А это и есть самая главная  похвала моей работе. Такого рода совместные дела  дарят крылья не только моим детям, но и  мне. Ради этого я работаю.

Кто умеет быть серьезным – тот умеет и веселиться. КТД «Новый год»   разрабатывала рабочая  группа из учащихся и родителей. Вот,  где произошел взрыв энергии, - ведь это самый любимый  праздник  детворы.  Никто не остался равнодушным при подготовке. Пришлось даже уговаривать,  не брать на себя слишком много обязанностей. Никто не остался в стороне от участия, продумали все вопросы,  организацию праздника, конкурсы, призы, даже уборку помещения, а мне приходилось только корректировать и тактично  объяснять некоторые  моменты мероприятия.

Очень важна активная позиция  родителей при совместном проведении досуга, где родители становятся непосредственными участниками праздников, конкурсов, соревнований, походов в музеи  и театры, готовят различные атрибуты, помогают выпускать  праздничные газеты. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки, внеклассные мероприятия,  гордятся участием родителей в жизни класса, школы. Я, прекрасно понимаю, что родители доверили мне самое дорогое сокровище – своих детей, и моя обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и должны стремиться.
Это самые яркие КТД, которые были проведены мною за последние два года.  

Для себя ребята класса определили девизы своей школьной жизни:

- Каждое дело с пользой, иначе - зачем?
- Каждое дело - людям, иначе - зачем?
- Каждое дело творчески, иначе - зачем?
- Наша цель- счастье людей!

Коллективные Творческие Дела, по моему мнению, помогают решить главную задачу классного руководителя – дать возможность для самореализации  каждому  ребенку.
Я считаю, что следует применять в работе классного руководителя  технологию КТД.

Рекомендуем посмотреть:

Методики изучения классного коллектива Школа и семья - система совместной работы Работа классного руководителя с родителями «группы риска» Лучший класс года. Положение конкурса
Математическая игра для 7 класса
Опубликовано: 1109 дней назад (20 ноября 2013)
Просмотров: 8872
+2
Голосов: 2
Марина Викторовна Вицкова # 23 ноября 2013 в 14:12 0
спасибо вам за интересный материал.С детского садика нужно воспитывать у детей чувство коллективизма.
Роман # 22 марта 2015 в 15:36 0
Если бы кто-то поделился опытом творческой работы с маргинальным седьмым классом,где 85 % вообще ничего не хотят - ни учиться,ни участвовать в каких-либо делах...
Ирина Леонидовна Упадышева # 30 ноября 2015 в 12:57 0
Коллективное творческое дело подразумевает производство нового продукта, но когда творчество приводит еще и к сплочению коллектива это здорово. Родился новый продукт и коллектив.