Конкурсы для педагогов и детей

Язык мой - друг мой

Статья "Язык мой - друг мой"
Автор: Климешина Галина Васильевна
Данная статья может быть использована для различных публичных выступлений перед педагогами, родителями, учащимися. Она может быть примером публицистической статьи для урока развития речи в 8 классе по теме "Публичное выступление".
"Язык мой - друг мой"
По мнению моих коллег, услышать правильную и грамотную речь в современном обществе почти невозможно. Как же сделать свой язык богатым, точным и выразительным? Я думаю, что это зависит от самого человека.
Чем больше человек познаёт окружающий мир (в том числе и себя), тем больше он открывает в нём нового, и всё новое соответственно называет словами. Вес познанный мир, таким образом, отражается в словарном составе языка. Русский язык, как известно, по запасу слов является одним из богатейших в мире. "Для всего,- писал К. Паустовский, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий". В русском языке легко выражаются различные мысли , внутренние ощущения и преживания, негодование, ярость а также различные самые тонкие оттенки чувств.
Одной из главных проблем искажения и обеднения речи называют засорение языка дворовой, вульгарной и блатной лексикой, а также неоправданным употреблением заимствованных слов. Отчего люди забывают простые, понятные всем слова и выражения и стремятся заменить их суррогатами? Я считаю от недостатка образования, культуры и воспитания. Невежде всегда хочется блеснуть модным словцом, значения которого он, подобно герою рассказа Зощенко «Обезьяний язык», не совсем понимает. Эгоистичному и некультурному человеку безразлично, хотят ли окружающие слышать брань и нецензурные выражения, льющиеся из уст такого героя. Он высказал всё, что у него на душе, а что при этом чувствуют окружающие, неважно. Такому даже не придёт в голову извиниться за свою невоспитанность. Вот уж поистине: язык – его враг.
Я думаю, что язык должен быть другом, а не врагом того, кто им владеет. Этому, конечно, надо учиться, по моему убеждению, всю жизнь. Несомненно, трудно удержаться от грубого ответа, когда тебя незаслуженно унижают или оскорбляют. Мне редко приходилось бывать в такой ситуации, и я старалась всегда с достоинством выходить из неё. Вот тут язык и становиться другом, так как помогает предотвратить конфликт, ссору или потасовку и не только поставить на место грубияна, но и преподать последнему урок вежливости. Как тут не вспомнить строчки из стихотворения В.Шефнера:
Словом можно убить , словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Дело вовсе не в том, что я работаю в школе учителем русского языка и литературы, а, скорее в том, что у меня сохранилось внутреннее табу на использование в речи бранных слов. Оно пришло ко мне от мамы и бабушки, которая одна воспитала семерых детей и, хотя сама была неграмотной, не разрешала в своём доме произносить «чёрные» слова.
Как можно не восхищаться мудростью и красотой русской речи, метким народным словом! Сколько открытий таят в себе наши пословицы и поговорки! В трудной жизненной ситуации они непроизвольно приходят на ум и действительно работают на каждого человека - носителя русского языка. А значит, каждому из нас нужно бережно обращаться с родным языком, относиться к нему, как к лучшему другу, сохраняя это величайшее достояние, переданное нам предками.

Рекомендуем посмотреть:

Как выполнить работу над ошибками по русскому языку Предупреждение орфографических ошибок в процессе комментированного письма Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы Сочинение как способ развития речи на уроках русского языка и специфика сочинений

Похожие статьи:

Сравнительно-исторический метод в языкознании в работе с одаренными детьми

Административная контрольная работа по литературе 8 класс (входная) | Очерк. Солёные слёзы Земли
Опубликовано: 897 дней назад (27 июня 2014)
Просмотров: 2827
Рубрика: Публикация
+1
Голосов: 1
Лариса Анатольевна Сисевич # 30 июня 2014 в 15:33 0
Очень актуальная на сегодняшний день тема! Побольше таких уроков, коллега! голосую +1