Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературы в 5 классе. Бажов "Медной горы Хозяйка"

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Зачерпнём из бажовского колодца» (По сказу П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»)
Автор: Климешина Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ№3», г. Астрахань
Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 5 классе по теме « Зачерпнём из бажовского колодца» (По сказу П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»). Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, работающим по программе В.Я.Коровиной. Это конспект урока, позволяющего не только познакомить учащихся с жанром сказа, но и показать, что почёт и уважение даётся человеку по труду.
Конспект урока литературы в 5 классе по теме « Зачерпнём из бажовского колодца» (Изучение сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка»)
Учебно-воспитательные задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова, с его сказом “Медной горы Хозяйка»
Цели урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с личностью и творчеством П.П. Бажова;
ввести (учащихся) в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать ею сходства и различие со сказкой;
провести наблюдения над языком художественного произведения.
Развивающие:
продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода;
развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
на материале сказа показать стремление писателя донести до читателя мысль, что почет и уважение человеку дается по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой, что мощь нашего государства – в руках мастеровых людей, талантливых умельцев из простого народа.
Оборудование: текст сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка», портрет П.П.Бажова, иллюстрации «Хозяйка Медной горы» П.Караченцова и И.Пчелко, Н. Кочергина, карточки, физическая карта России (фрагмент), изображение малахита.

Ход урока.
1. Организационный момент.
Слово учителя:
Дети, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. У нас сегодня очень необычный и интересный урок. Начнём его с эпиграфа.

2.Вступительная беседа. Постановка цели урока.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова П.П.Бажова из сказа «Синюшкин колодец»:
Глубокий, сказывают тот… колодец. Страсть глубокий.
Как вы думаете, что можно увидеть в колодце? Кто и почему может так говорить о воде?
В колодце, конечно, вода. А сказать так может только человек из народа, рассказчик. Он поэтичен, поэтому видит в серебристой воде такую глубину, очарование и тайну. Именно эта внутренняя глубина и привлекает нас своей непохожестью на ранее слышанные и прочитанные сказки. Только не увидеть её сразу.
Итак, тема нашего урока – «Зачерпнём из бажовского колодца». Мы остановимся на одном сказе Бажова «Медной горы Хозяйка», познакомимся с особенностями жанра сказа, с его героями, будем сравнивать словесное описание и художественное изображение героев, в конце урока проведем небольшую самостоятельную работу по тексту.

3. Историческая справка (рассказ учителя).
Могучий горный хребет прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Уральские горы - сокровищница России, (смотрим карту России) там хранится и золото, и самоцветы, и медь, и мрамор, и малахит. Здесь при Петре I построили первые заводы и рудники. В семье одного из мастеров завода вырос будущий собиратель фольклора Павел Петрович Бажов (портрет писателя). С детства видел и узнавал он нравы и обычаи уральских рабочих, слушал и запоминал их рассказы о даровитых мастерах, о тяжёлом труде на рудниках. Уральская земля рождала их. Старатели, рудобои, камнерезы искали объяснения этим сокровищам Урала и создавали легенды, в которых нашла поэтическое выражение любовь к родной земле. Называются эти истории сказами.

4. Знакомство с жанром сказа.
Дома вы читали сказ «Медной горы Хозяйка» П.П. Бажова. Заметили ли вы его отличие от сказки? В чём оно? (Ответы детей)
Значит, отличие сказа от сказки в том, что в события, описываемые в сказках, люди верили; в сказах, как в сказках, есть чудеса и фантастика, но они служат объяснению непонятных явлений природы, свойств полезных ископаемых, способов их добычи; в сказе всегда слышится голос рассказчика, причастного к событиям, ободряющий или осуждающий героев, он говорит колоритным народным языком, полным местных словечек и выражений; сказ – устная форма речи, перенесённая в книгу.
Что же называется сказом? В чём сказ не похож на сказку? Откроем учебники и узнаем точный ответ на вопрос. (Ответы учащихся)

Бажов П.П.




Малахит с Уральских гор

5. Сказ Бажова «Медной горы Хозяйка» и его герои.
А) Ономастический комментарий.
Сказ, о котором пойдёт речь на сегодняшнем уроке, входит в чудесную книгу «Малахитовая шкатулка». Послушаем, что нам расскажет о ней… (индивидуальное д/з ученика).
Над книгой сказов «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажов работал с 1936 года до конца своих дней, всё время пополняя её новыми произведениями. Этот сборник принёс ему известность, за него писателю была присуждена Государственная премия. По сказам ставили спектакли, снимали фильмы, делали мультфильмы, композитор С. Прокофьев создал балет «Сказ о каменном цветке», а композитор К. Молчанов – оперу «Каменный цветок». Всё это говорит о том, что труд писателя нашел широкий отклик в народе и вдохновил композиторов, художников, режиссёров.
В названии книги и в сказах Бажова упоминается камень – малахит. Как выглядит этот горный минерал? Расскажет нам …(индивидуальное д/з ученицы).
Малахит – камень, (изображение) который образуется в зоне окисления медных месторождений, поэтому он ярко-зелёного цвета с различными оттенками. Из него мастера вырезали чаши, вазы, кувшины, другие части декора.

Б) Словарная работа.
Многие слова, которые встречаются в сказе, вам не понятны, поэтому наши ребята (индивидуальное д/з учеников) записали их в словарик . Сейчас они дадут разъяснения:

1 ученик 2 ученик
Пялишь – смотришь. Приказчик – представитель Наигрыш –пустые разговоры. владельца на заводе, главное
лицо.
Душной козёл – злой, жестокий,
подлый человек. Приискаться – придраться.
Изробленный –измученный. Артуть девка – очень живая.
Надзирать – наблюдать. Хезнуть – слабеть.
Забой – место, где вырубают руду. Пониток–одежда из домотканого
Роблю – работаю. сукна. Коли – если.

В) Сопоставление словесных портретов героев сказа с художественными иллюстрациями.
-В сказе Бажова « Медной горы Хозяйка» несколько героев.
Кого вы назовёте главными героями сказа? (Хозяйку и Степана)
-Прочтите описание портрета Хозяйки… Что необычного в её облике?
-Что особенно удивило Степана?
-Какой вы себе представляете Хозяйку…?
-Сравните это литературное описание с портретами «Хозяйка Медной горы» П.Караченцова, И.Пчелко и Н.Кочергина. (Демонстрация иллюстраций)
Какой из них вам нравится больше и почему? ( Ответы детей)
Хозяйка на иллюстрации П. Караченцова и И. Пчелко похожа на колдунью, у неё хитрый взгляд, коварная улыбка. Чёрная коса переброшена на грудь, красные серёжки, ярко выделяющиеся на её фоне, усиливают это впечатление. Есть в Хозяйке что-то ведьминское.
Хозяйка в изображении Н.Кочергина скорее величавая русская красавица, серьёзно и пытливо смотрят её глаза, нежные руки бережно держат сундучок или шкатулку с горными секретами. Она ждёт от тех, кто встретится ей чего-то важного, ответственного.

6. Судьба мастера Степана.
-Встреча с Малахитницей стала для Степана судьбоносной.
-Как он объясняет, что не боится малахитницу? ( «Кого мне бояться, коли я в горе роблю?»)
-Какой отрицательный герой появляется в сказе? (Приказчик)
-Почему Степан решил сделать так, как велела ему Хозяйка? (Приказчик «душной был - гниль какая-то в нутре у него была…Не сказать - тоже боязно… А хуже того стыдно перед девкой хвастуном себя оказать».)
-Чем закончилось это событие? ( Хозяйка помогла Степану, сняла с него цепь и показала своё приданое .)
-Как отнеслась Хозяйка к отказу Степана от женитьбы на ней? ( «Молодец! Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменную девку» . ---Подарила шкатулку, помогла получить вольную.)
-Как сложилась судьба Степана? ( Женился, обзавелся домом, но стал болеть. «Счастья в жизни не поимел».)
-Почему сказ закончился печально? ( В этом его отличие от сказки, автор рассказывает достоверную историю. )
-Что в сказке реального, а что фантастического? (Реальна жизнь Степана, других рабочих; фантастична сама Хозяйка, её царство, помощь Степану, чудеса.)


Хозяйка Медной горы. Илл. П. Караченцова и И. Пчелко



7. Физкультминутка.
- Вы отлично потрудились, давайте немного отдохнём.
Малахитница умела оборачиваться ящеркой, чтобы гулять по горе, давайте отправимся на прогулку вместе с ней. Ящеркой будет Алина, остальные повторяйте движения за ней.
( под музыку П.И.Чайковского «Танец пастушков» один из учеников перед детьми показывает движения, остальные повторяют за ним: « похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась руками за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то… Забежала за вершину, оглянулась, поговорила»… со Степаном « и сейчас же за горку»…)

8. Самостоятельная работа. Поэтичность сказа П.П. Бажова.
-Итак, мы рассмотрели с вами героев сказа, поговорили о влиянии Хозяйки на судьбу Степана. Продумайте и запишите письменный ответ на вопрос «Что несёт людям встреча с Хозяйкой Медной горы?», используя опорные вопросы.
(Опорные вопросы записаны на доске).
Какую роль играет в сказе образ Хозяйки Медной горы? Многие боятся её, почему?
Для кого она страшна прежде всего? К кому она добра? Почему встреча с ней не делает человека счастливым?

Примерный ответ
Что несёт людям встреча с Хозяйкой Медной горы?
Хозяйка Медной горы в сказе Бажова выступает как хранительница природных богатств, тайн, красоты. С теми, кто стремиться превратить её богатства только в прибыль, она сурова и беспощадна. С мастерами, для которых её сокровища – материал для искусства, она милостива и добра. Самым упорным и талантливым она оказывает своё покровительство, вдохновляет на новые поиски. Однако после встречи с малахитницей у одарённых людей остаётся вечная тоска по совершенству и красоте.
Хозяйка Медной горы – поэтический образ, в котором воплотилась сама уральская природа, вдохновляющая человека на творчество.

9. Итоги урока.
Ребята, заканчивается наш сегодняшний урок. На нём мы постарались заглянуть на дно бажовского колодца, работая над его сказом «Медной горы Хозяйка». Постарались понять самые сокровенные мысли автора о соотношении искусства и жизни, о красоте духовной и рукотворной. Я думаю, что каждый из вас понял главную мысль автора о очаровывающей силе красоты, искусства и творчества.

10. Домашние задание.
1. Подготовить пересказ эпизода «Степан в гостях у хозяйки» ( ч. 1)
2. Выучить определение сказа, знать его отличие от сказки.
3. Нарисовать свои рисунки к сказу П.П. Бажова.

11. Рефлексия.
А теперь мне хотелось бы узнать, какие чувства вы испытываете
после прочтения сказа П.П. Бажова?
Выберете один кружок: красный- гордость за талантливых мастеров,
синий – восхищение их работой,
зелёный - сочувствие их тяжелой доле,
белый - любовь к красоте и искусству.
Спасибо за работу!

Карточка № 1
Над книгой сказов «Малахитовая шкатулка» Бажов работал с 1936 года до конца своих дней, всё время пополняя её новыми произведениями. Этот сборник принёс ему известность, за него писателю была присуждена Государственная премия. По сказам ставили спектакли, снимали фильмы, делали мультфильмы, композитор С. Прокофьев создал балет «Сказ о каменном цветке», а композитор К. Молчанов – оперу «Каменный цветок». Всё это говорит о том, что труд писателя нашел широкий отклик в народе и вдохновил композиторов, художников, режиссёров.

Карточка № 2
Малахит – камень, (изображение) который образуется в зоне окисления медных месторождений, поэтому он ярко-зелёного цвета с различными оттенками. Из него мастера вырезали чаши, вазы, кувшины, другие части декора.

Карточка № 3 - 4
1 ученик 2 ученик
Пялишь – смотришь. Приказчик – представитель Наигрыш –пустые разговоры. владельца на заводе, главное
лицо.
Душной козёл – злой, жестокий,
подлый человек. Приискаться – придраться.
Изробленный –измученный. Артуть девка – очень живая.
Надзирать – наблюдать. Хезнуть – слабеть.
Забой – место, где вырубают руду. Пониток–одежда из домотканого
Роблю – работаю. сукна. Коли – если.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Конспект урока литературы. Басни Крылова, 5 класс Конспект урока литературы по сказкам Андерсена для 5 класса

Похожие статьи:

Конспект урока литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе «Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы»
Опубликовано: 901 день назад (17 июня 2014)
Просмотров: 29619
Рубрика: Публикация
+2
Голосов: 2
Селина Татьяна Владимировна # 19 июня 2014 в 07:02 +1
Селина Татьяна Владимировна
Галина Васильевна, спасибо за Вашу разработку. Урок тщательно спланирован, подготовлены материалы о жизни писателя, иллюстрации к произведению. Вы используете различные формы работы с детьми, устные и письменные задания. Подведён итог урока, рефлексия. Дети учатся пересказывать, сопоставлять героев сказа, опираясь на текст. Урок очень насыщенный. Единственное, чего мне не хватило на Вашем уроке, это выразительное чтение текста (учителем или учениками), без которого невозможно понять всю красоту бажовского сказа, погрузиться в мир его художественных образов.
В целом же, очень интересный урок.
Любовь Сергеевна Резанова # 19 июня 2014 в 20:39 0
Галина Васильевна, познакомилась с ещё одной Вашей замечательной разработкой. Интересный, замечательно подготовленный урок. Очень хороший познавательный, наглядный материал, разные формы работы с детьми, интересная физкультминутка. Спасибо за материал!
Бисалиева Зульфия Загидуллаевна # 24 июня 2014 в 20:08 0
Галина Васильевна, спасибо за Вашу разработку. Урок тщательно спланирован, подготовлены материалы о жизни писателя, иллюстрации к произведению, есть связь с другими предметами, много заданий для самостоятельной работы учащихся, требующих работы с дополнительными источниками. Урок интересный и познавательный