Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе «Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы»

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль "Основы светской этики" по теме «Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы»
Автор Климешина Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ№3», г. Астрахань
Описание материала: предлагаю вам конспект урока в 4 классе по модулю «Основы светской этики» по теме «Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы». Данный материал будет полезен для учителей, ведущих ОРКСЭ. Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах.
Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы»
Цели урока: создать условия для формирования понятия о нравственных идеалах.
Задачи урока:
подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов;
формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;
формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности
Оборудование: репродукции картин Васнецова, Врубеля, УМК"Основы светской этики ( учебник , диск, книга для учителя)

Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и задач урока.
Свой урок мы начинаем с экскурсии в музей. Посмотрим на репродукцию известной картины В.М. Васнецова "Богатыри" (1898 г.). Кто из вас возьмёт на себя роль экскурсовода и опишет её героев? (Это богатыри, похожие на былинных - Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича).

Подумайте, случайно ли мы начали урок с беседы о богатырях? О чем пойдёт речь на уроке. Учащиеся определяют цель урока - познакомится с образом богатыря как примером нравственного поведения человека).
3. Проверка домашнего задания.
Нравственность и нравственные идеалы - широкое понятие. Кто напомнит нам о том, что можно считать нравственным поступкам? Какое "золотое правило" нравственности вам известно? Входит в них и представление о совести. Эту тему мы обсуждали на прошлом уроке, проверим, чему вы научились, выполнив домашнее задание.
Вы отвечали на вопросы и обсуждали их дома:
Нужна ли людям совесть в наше время? Может быть легче жить без неё? Какие варианты ответов вы предложите?
4. "Открытие" новых знаний.
а) Беседа
Совесть заставляет нас размышлять о своих поступках, критически их оценивать. Быть совестливым и высоконравственным. Именно такими были богатыри .
- Что вы о них знаете? Для кого и в чем они служили примером? (Ответы учащихся)
В стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" есть такие строки:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
В чем же современные люди не похожи на богатырей? Какими моральными качествами обладали? (Ответы учащихся) Просмотр картин В.М.Васнецова"Витязь на распутье" и И.И. Шишкина "Лесные дали", М. Врубеля "Богатырь".

М. Врубель "Богатырь"

В.М.Васнецов "Витязь на распутье"

Б) Работа в группах. Взаимопроверка.
Допишите предложения:
Богатыри-защитники Родины, они поднимали... (воинский дух), поддерживали ... (веру, силу, мужество и стойкость) русского народа. Служили ... ( примером) всем людям , а иногда ... ( укором ) князьям. Главным для богатырей является... (любовь к родной земле).
Выберите моральные качества, соответствующие богатырскому образу: невероятная сила, властность, благородство, храбрость, нетерпение, уважение к старшим, гордость, бескорыстное выполнение долга.
В) Физкультминутка.
Г) Чтение статьи учебника (выборочно) п.24
• Какие поступки совершали богатыри?
• Ради чего или кого совершали они эти поступки?
• Можно ли эти поступки назвать НРАВСТВЕННЫМИ?
• Какие качества богатырей, рыцарей и помогали совершать
НРАВСТВЕННЫЕ поступки?
Д) Выводы:
• Как вы думаете, зависят ли нравственные идеалы от эпохи, в которую люди живут?
5. Составление диалога по теме урока.
Кто они, современные богатыри?
Рассмотрите иллюстраций к п.24. Какие вопросы вы можете задать своим одноклассникам о современных богатырях и рыцарях?
В одно время на земле жили рыцари, богатыри ?
Вспомните какие нравственные идеалы были в Древней Руси, в Средние века?
• Как вы думаете, какой смысл сегодня вкладывают в слова «богатырь»и «рыцарь»?
• Какие идеальные качества сохранились в современных мужчинах? А какие нет?
6. Рефлексия.
Какие нравственные качества богатырей и рыцарей вы бы отнесли к современным людям?
7. Домашнее задание.
Подобрать среди знакомых вам людей, которых можно назвать современными богатырями, рыцарями, записать в тетрадь.

Рекомендуем посмотреть:

Урок-экскурсия по познанию мира в 3 классе Особенности преподавания модуля «Основы православной культуры» Исследовательский проект в 4 классе. Традиции гостеприимства в культуре мировых религий ОМРК. Человек в религиозных традициях мира

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова

Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения

Конспект урока русского языка во 2 классе. Безударные гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Образовательная система: «Школа 2100»

Конспект урока русского языка для 2 класса на тему «Глагол. Закрепление понятия» (по сказкам К.И.Чуковского)

Конспект урока литературы в 5 классе. Бажов "Медной горы Хозяйка" | Урок литературы в 7 классе. Интегрированный урок по рассказу Платонова «Юшка»
Опубликовано: 905 дней назад (17 июня 2014)
Просмотров: 8452
Рубрика: Публикация
+6
Голосов: 6
Ольга Михайловна Подгорных # 18 июня 2014 в 05:28 +2
Интересный и познавательный урок, особенно актуален в настоящее время, спасибо!
Марина Валерьевна Прасолова # 18 июня 2014 в 20:51 +2
Спасибо за урок! Беру в копилку. +1
Любовь Сергеевна Резанова # 19 июня 2014 в 20:57 +1
Спасибо за прекрасный материал! Творческих успехов Вам! +1
Наталья Сергеевна Катаева # 28 декабря 2014 в 19:27 +1
Галина Васильевна! Очень интересное мероприятие! Вы учите детей пониманию нравственных, моральных качеств, которые были присущи не только богатырям и рыцарям, но и современным мужчинам. Ребята на Вашем мероприятии работают в группах, занимаются поисковой деятельностью, знакомятся со стихами, с картинами, учатся делать выводы. Успехов в дальнейшей работе!