Конкурсы для педагогов и детей

Проект для школьников. Родной край

Проект Край цветущих степей...
Автор: Климешина Галина Васильевна,учитель русского языка и литературы, МБОУ "ООШ №3", г. Астрахань
Всякий раз, выйдя из дома, человек обнаруживает вокруг себя множество явлений окружающего мира. Можно, конечно, идти своей дорогой и не замечать ничего, а можно задуматься обо всём, что видишь. Не нужно ехать за сотни километров, надо только внимательно посмотреть вокруг, возможно тогда ты заметишь красоту родных мест и полюбишь их. Данный проект поможет
познакомиться с историей исследований растительного мира Астраханской области, выбрать для изучения растения зоны полупустынь, изучить значение данных растений как лекарственного и пищевого сырья.
Содержание
1. Введение. Край цветущих степей 3
2. Достопримечательность степи 4-5
3. В поисках степных тюльпанов 5-9
4. Волшебство поэзии 10-11
5. Из легенды - в жизнь: 12-17
а) долголетие и здоровье от степных лекарей; 12-14
б) астраханские рецепты с применением трав и цветов 15-17
6. Радость общения с природой 17
7. Заключение 18
8. Литература 19
Край цветущих степей
У каждого человека есть своя малая родина. Это то место, где он родился, где жили его предки и живут его дети. Для нас, астраханцев, такой малой родиной является Астраханский край с его неповторимой природой, порой щедрой, а порой суровой, уходящей вглубь веков историей народов, культур.
Астраханская область расположена в двух природных зонах - полупустыне и пустыне, но жители области и люди, увидевшие наш край, считают его степным. Эту работу мы решили посвятить бескрайней Астраханской степи, которая в наше время определяет судьбы многих людей родного края.
Актуальность. Всякий раз, выйдя из дома, человек обнаруживает вокруг себя множество явлений окружающего мира. Можно, конечно, идти своей дорогой и не замечать ничего, а можно задуматься обо всём, что видишь. Не нужно ехать за сотни километров, надо только внимательно посмотреть вокруг, возможно тогда ты заметишь красоту родных мест и полюбишь их.
Проблема. Незнание природы родного края привело к тому, что у большинства людей нет стремления к сохранению природы в целом.
Из поставленной проблемы вытекает следующие
Цели исследования:
обратить пристальное внимание на привычные объекты растительного мира Астраханского края; изучить влияние отдельных представителей флоры нашей области на организм человека с целью практического применения; показать влияние народных традиций на духовное развитие человека.
Таким образом, перед нами возникают определённые
Задачи:
1. Познакомиться с историей исследований растительного мира Астраханской области;
2. Выбрать для изучения растения зоны полупустынь
3. Изучить значение данных растений как лекарственного и пищевого сырья.
Объекты исследования :
растения Астраханской области зоны пустынь и полупустынь.
Методы исследования :
визуальное наблюдение, отбор и изучение информации о растениях Астраханской области.
Практическая значимость
Знакомство с прошлым и настоящим, с особенностями природы пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим. Нужно хорошо знать родную землю, искренне любить её - вот задача каждого из нас. Тогда откроются человеку все тайны природы, она поможет, предупредит об опасности.
1. Достопримечательность степи
На огромной площади, очерченной линиями Астрахань - Камышин -Волгоград - Элиста - Астрахань, лежит степь. Ровная, как чертёжный стол, кажущаяся беспредельной, она во многом сохранила свой первозданный вид.
В самой южной части однообразие прикаспийской степи как-то внезапно нарушается появлением на ней Бэровских бугров. Они располагаются параллельными рядами, тянущимися с востока на запад, их высота не превышает 7-10 метров, причём, чем южнее расположение бугров, тем они выше.
Почва, получающая ничтожное количество влаги, столь насыщена солью, что во время ветра, когда он несёт поднятые с поверхности почвы пылинки соли, вкус её ощущается на пересохших губах. Обилие соли в почве и недостаток влаги позволяет произрастать серебристо-пепельной полыни, солянкам, красочно меняющим цвет мясистых листьев-подушечек, а также другим видам флоры, приспособившимся к тяжёлой борьбе за воду. Среди них немало замечательных видов растений, представляющих интерес. О них и пойдёт наш рассказ.

Астраханская степь в мае
2. В поисках степных тюльпанов
Изучением астраханских степей занимались многие учёные и ботаники. Это прежде всего руководители экспедиций С.Г., Гмелин , П.С. Паллас , К.М. Бэр, И. Лепёхин, К.К.Клаус, Э А. Эверсманн, И.К. Пачоский, А.Я. Гордягин. Большой вклад в исследование этой местности сделал знаменитый путешественник и естествоиспытатель Карл Максимович Бэр (1792-1876 гг.) Он и описал почву, растительность и географическое расположение степей и бугров.

Маршруты исследователей Астраханской области. XVIII в.
И. Лепёхин, путешествуя по Астраханской губернии в 1769 году писал: "Самая большая отменность сей степи состоит в изобилии соли, которая, так сказать по всей степи рассеяна... Роса и та казалась перерождённою, ибо она столь же была солона..."
В ХХ веке исследования флористического состава степей, лугов и поймы продолжили А.Г. Раменский , А.Ф. Живоглядов, Г.Е. Сафронов , а в настоящее время опубликованы работы В.Н.Пилипенко, Г.А.Лосьева, А.Н. Бармина.
Благодаря исследованиям этих учёных мы представляем себе родной край не безликим и пустынным, а своеобразным, ярким и многоликим в разные времена года.
Сухие степи или полупустыни заняли северо-западную половину нашего края, на юге и юго-востоке раскинулась полоса пустынных земель. Растительность в этих местах бедна. Иную картину видишь в пойме и дельте Волги. Леса, густые буйные травы, кустарники, камыши - вот, что встречается на астраханских просторах.

Полоса деревьев и кустарников в пойме
Здесь нет лесов.
Камыш. Вода.
И ночи чёрные, как угли,
Бросающие невода
И сети млечные на джунгли.
Восток несёт сюда пески
Из раскалённых Каракумов,
И, если встанешь на носки,
Увидишь даль холмов угрюмых.
( Б. Филиппов)
Хороша в этих местах весна. Сверкающее солнце растопило накопившиеся за зиму снега. Живительная влага глубоко проникла в почву. Весенние солнечные лучи мягко греют обширную полупустынную равнину. Белые облака плывут в голубом небе.
В апреле - начале мая степь насыщается влагой. Поэтому любоваться красотой степных цветов следует вскоре после схода воды.
От тепла и влаги быстро прорастают семена трав и цветов. За несколько недель степь покроется зелёным травяным ковром. В это время обильно цветут осоки, белая полынь, астрагал, мятлик, ярко-красные и жёлтые тюльпаны, степные маки и ирисы.

Зацвели тюльпаны Шренка ( tulipa schrenkii)
Цветущие маки
Майские ирисы
3. Волшебство поэзии
Кажется, что здесь остановилось время, и древняя степь всё так же прекрасна, как и сотни лет до нас. Всё пробуждается с приходом весны. Восторгаться красотой тюльпанов, ирисов, маков на просторах степей и нераспаханных бугров приезжают издалека. Ветер колышет головки цветов, и по равнине бегут желто-красные волны. Хочется вдыхать чуть горьковатый воздух и слагать стихи о родной земле.
Весна
Весны всё явственнее почерк:
Набухла и оттаяла земля,
И салютуют выстрелами почек
В честь первых дней весенних тополя...
(Б. Шаховской)

Тюльпаны Родины моей, цветете вы – и мир светлей!
Как он красив - тот пламенный цветок!
На длинном стебле горд и одинок.
Прекрасны лепестки закрытого бутона.
Четыре века мир в него влюбленный...
Что в сердце нераскрытого тюльпана?
В чeм чудо красоты его, в чeм тайна?
Так хочется поверить... посмотри -
Прелестная Дюймовочка внутри...
(Из сборника стихов поэтов Астрахани)

Астраханская весна
Всё выше ласковое солнце,
Всё больше сини и тепла,
Которое с небес к нам льётся,
Дыши, земля, весна пришла!
Она, набрав в протоках силу,
Несёт по Волге темный лёд.
Потом трава зазеленеет,
И первый ирис зацветёт.
Пойдут пестреть ковром волшебным
Тюльпаны, маки и полынь.
И жаворонка песнь прольётся.
Над краем рыбным и степным.
(Г. Климешина)

Весна на картине Б.М. Кустодиева
4. Из легенды - в жизнь.
а) Долголетие и здоровье от степных лекарей.
Полынь

Давным-давно случилась в степи вот такая история. Росла у одного бедняка юная красавица. Звали ее Полынь. Глаза были чернее ночи, губы – алее зари, лицо – белее первого снега. Была она кротка, работяща и влюблена в степной край.
Прискакал в те места сын богатого бая. Заносчив был он, лжив и хитер, как старая лиса. Ковыл, так звали его, долго и безуспешно добивался любви красавицы. И однажды гнусный лжец отмстил ей: на всенародном айтысе (споре) пропел куплет о том, что опозорил он девушку, отнял у нее честь и теперь разрешает глумиться любому.
Девять лун скакала по степи красавица Полынь, обливаясь горькими слезами. И уже стала настигать ее погоня, которую вел самодовольный Ковыл. Тогда остановила девушка хрипящего скакуна, крикнула в степь:
- Скрой меня, спрячь, огради от позора!
И вдруг пропала. С того места разбежалась трава. Весной она горька, как горючая слеза девушки, а поздней осенью, когда умирают все травы, сладка и съедобна. Так стала Полынушка дочерью степи. Злой Ковыл тоже был обращен в траву. Семя его обладает зловредным, опасным свойством – въедливостью. Попадет оно в шерсть овцы и прошивает насквозь тело. Сторонятся его животные и люди тоже.
Красивая легенда о полыни не умаляет её важнейших лечебных свойств. Это очень ценное лекарственное растение. У древних славян полынь считалась культовым растением, обладающим способностью очистить духовный и физический мир.
По латыни ее назвали "Артемизией" - в честь знаменитой богини Артемиды, открывшей многие целебные свойства трав.
Наибольшую популярность в народе за свои лечебные, очистительные и косметические свойства получила полынь горькая. Она отличается от других видов прежде всего общим серовато-серебристым цветом. Верхние поверхности листьев у полыни горькой имеют беловатую окраску и стебель также выглядит шелковисто-сероватым. А корзинки цветов у этого растения желтые. Это многолетнее дикорастущее растение с характерным специфическим ароматом и очень горьким вкусом. Запах полыни довольно сильный и напоминает горько-терпкий вкус. Растёт она почти повсеместно, имеет прямой, до 1,5 м высоты, раскидистый стебель.

Полынь — испытанное домашнее лечебное средство. Для применения и лечения используется наземная часть растения без нижних одревесневших частей стеблей, а также цветы и корни.
Горький вкус полыни стимулирует жизнедеятельность организма, дает прекрасный тонус, обладает лечебными и очистительными свойствами. Ценность полыни горькой и ее применение, еще больше возросла с рядом открытий в области микроорганизмов, населяющим наш организм.
Не все из них, как оказывается, нам полезны.
Такие из них как: токсоплазма, хламидия, трихомонада, гонококк, дрожжевые грибки, вирусы, микоплазмы, уреаплазмы, гарднереллы и др. медленно, но верно разрушают организм человека, приводя его к наиболее опасным заболеваниям. Как показывают исследования ими поражено около 90% всего населения планеты.
Наличие этой гноеродной инфекции вызывает нарушение обмена веществ в организме, ведет к воспалению тонкого кишечника, разнообразным болезням печени и желчных путей, кожным заболеваниям (диатез, аллергия, крапивница, экзема, псориаз и так далее), инфаркту, разнообразным простудным заболеваниям с выделением слизи и гноя.
Полынь же одно из эффективных, доступных и натуральных средств в борьбе с этими микроорганизмами.
Многие виды растений, входящих в группу лекарственных, являются очень редкими, поэтому самостоятельно заготавливать такие растения нельзя. К таким относятся чабрец, ландыш майский, лотос орехоносный и аир ползучий.
Однако в нашей области достаточно много других лекарственных видов : одуванчик, ежевика, солодка, алтей, бессмертник, пармелия, боярышник, лох серебристый. Остановимся на свойствах некоторых из них.
Одуванчик лекарственный - это многолетнее травянистое растение. Растет он повсюду и особенно заметен в период цветения своими ярко желтыми цветками. Весной, когда организм исчерпал свои витаминные запасы, одуванчик - это прекрасная возможность пополнить их.
Одуванчик лекарственный улучшает работу желудочно-кишечного тракта, его применяют как желчегонное, мочегонное, жаропонижающее, потогонное, кровоочистительное, бактерицидное средство.
В честь одуванчика была написана повесть известным американским фантастом Рэем Брэдбери - «Вино из одуванчиков», где он описывает волшебные свойства этого растения ...

Лишайник Пармелия (порезная трава) имеет серо-зеленый цвет состоит из вильчато-ветвящихся пластинок высотой 3-5 см, набухающих после дождя.

Пармелия развивается на сухих глинистых склонах бэровских бугров и на всей территории области.
Она не цветет, поэтому все растение заготавливают в течение лета. Лишайник широко применяется в народной медицине в качестве средства для лечения желудочно-кишечных заболеваний, туберкулеза легких, застарелого кашля, острого колита, токсической диспепсии, а также в качестве иммуностимулирующего средства. Лишайник оказывает успокаивающее действие на слизистую дыхательных путей. Наружно отвар пармелии применяют при трофических язвах и гнойных ранах в виде компрессов и промываний, которые хорошо очищают раны и язвы от гноя, что способствует быстрому заживлению.
Ирис
В народной медицине в виде настоя ирис употребляют от водянки, зубной боли и наружно — для полосканий рта при цинге. Под названием «фиалкового корня» корневища ириса входят в состав грудного чая.В гомеопатии ирис употребляют в основном для лечения воспалений поджелудочной и слюнных желез, также при вегетативных неврозах.
Вещества, содержащиеся в траве астрагала, расширяют сосуды, стимулирую деятельность сердечной мышцы, замедляют ритм сердца. Они снижают также кровяное давление при гипертонической болезни. Препараты астрагала применяют при сердечной недостаточности, головокружении, головных болях, болях в области сердца.
Кроме того, астрагал действует как сосудорасширяющее, желчегонное, вяжущее, кровоостанавливающее и ранозаживляющее средство.

Б) Астраханские рецепты с применением трав и цветов.
Чабрец - одна из самых популярных кулинарных приправ, он не только придаёт особый вкус еде, но и улучшает пищеварение.
Именно поэтому рекомендуется добавлять тимьян в жирные блюда из баранины и свинины. Его используют и при варке жирной рыбы. Тимьян хорошо использовать при сочетании с перцем, это усиливает его аромат. В виде порошка он в больших дозах идет во всевозможные рыбные блюда и рыбные фарши. При жарении рыбы чабрец в больших количествах смешивают с панировкой (а лучше всего с мукой в пропорции 1:2). Кроме того, чабрецом посыпают сыры, а также используют его при приготовлении домашних сыров. Хорошо гармонирует и с овощами. В жидкие блюда тимьян закладывают за 15 - 20 минут до готовности, в остальные - в процессе приготовления.
Салат из листьев одуванчика
Для рецепта вам потребуется:
одуванчик (листья) - 75г , зеленый лук - 10г
растительное масло - 5г , 3-% уксус - 5г
зелень петрушка или укроп - 8г , соль.
Подготовленные листья одуванчика замачивают в соленой воде (20 г соли на 1 л воды) в течение 30 мин. затем откидывают на дуршлаг, дают воде стечь. Шинкуют, добавляют мелко нарезанный зеленый лук и зелень петрушки, перемешивают, заправляют растительным маслом, солью, уксусом, посыпают нарезанной зеленью укропа.
Варенье из одуванчиков
На 400 головок одуванчиков, 1 крупный лимон и 1 кг сахара. Одуванчики отделить от всего зелёного, а жёлтые лепестки залить одним литром воды. Оставить на несколько часов, затем добавить разрезанный на 4 части лимон и варить 1 - 1.5 часа. Остудить, а ещё лучше дать постоять ночь. Процедить, а затем лепестки отжать. Лепестки выбросить, а варёный лимон мелко порезать, а к отвару добавить сахар и варить, пока не загустеет. Должно получиться как жидкий мёд. Это варенье является хорошим профилактическим средством при астме и бронхитах.
Суп из корней козлобородника.
На 1 л воды берут 100 г корней козлобородника, 150 г картофеля, морковь, лук, жир, специи. Картофель и корни сварить до готовности, воду слить, добавить кипяток, положить поджаренные лук и морковь, довести до кипения и заправить специями.

Салат из козлобородника.
Стебли и листья подержать 2- 3 минуты в кипятке, снять кожицу со стеблей, зелень порезать. Можно добавить зелень крапивы, гусиного лука, кислицы.

Лапчатка вильчатая
Корни лапчатки отварные.
Корни лапчатки отварить в соленой воде, очистить. Сало мелко нарезать, частично вытопить и на нем обжарить до золотистого цвета мелко нарезанный лук. Полить клубни шкварками с луком и посыпать укропом.
На 200 г. корней лапчатки — 50 г. свиного сала, 1 шт. репчатого лука, 1 ч. ложка укропа резаного.
5. Радость общения с природой.

Закат солнца
Рассказывая о таком богатстве и многообразии астраханской флоры, можно сказать: "Прекрасен мир, который нас окружает!" Это естественно.
Пожалуй, нет на земле человека, которого не восхищали бы картины родной природы. Ведь люди не утратили своей связи с природой. Неслучайно, поэтому мы называем её матерью. Как мать, она не только даёт нам материальные блага, но и рождает в душах высокие чувства и помыслы.
Сколько радости приносит нам общение с природой! Мы учимся видеть в ней "прекрасные струны души человеческой", ценить и любить её. Хочется добавить только слова, сказанные когда-то М.М. Пришвиным: " Скорей понимай! А то другой раз того уже не будет".
Заключение
Всё, что окружает нас: воздух, земля, вода, поля, леса, степи, растения и животные - это природа. Мы часто говорим: " Природа - наш дом". По другому - среда нашего обитания. А чтобы мы могли обитать, то есть жить хорошо, счастливо, наша среда обитания должна быть в порядке: вода и воздух должны быть чистыми, деревья, звери и птицы - здоровыми. Если мы не сможем наслаждаться природой, то никогда не сможем полноценно жить. А чтобы природой можно было наслаждаться, нужно обязательно знать её и заботиться о ней. Если каждый человек хотябы что-то будет делать для того, чтобы оберегать природу, то человечество на Земле будет существовать бесконечно долго.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная экологическая игра в 5 классе Экологический проект в начальной школе НООД "Что мы знаем о птицах". ОО "Познание" (мир природы). Старшая группа Экологические сказки для младших школьников

Похожие статьи:

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

День земли. Сценарий для школьников

Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников

Экологическая викторина для детей 10-14 лет. Сценарий

Классный час 10 класс на тему «Наша природа»

Мастер – класс по русскому языку 9-11 класс. Лингвистический анализ текста | Рассказ по краеведению для учащихся 5-6 классов
Опубликовано: 865 дней назад (28 июля 2014)
Просмотров: 9890
Рубрика: Публикация
+3
Голосов: 3
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 28 июля 2014 в 10:47 0
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные-
Свои родные милые места!
Замечательно - проиллюстрированный материал о Родном крае!В него вы постарались включить как можно больше сведений для людей с ним не знакомых: история, география, рецепты,поэзия и пр.Вам удалось меня заинтересовать!
Климешина Галина # 28 июля 2014 в 20:37 0
Здравствуйте, Алла! Благодарю вас за комментарий и желаю успехов!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 28 июля 2014 в 10:54 +2
Здравствуйте, Галина! Как учителя географии, меня очень заинтересовала ваша публикация, обязательно воспользуюсь её на уроках географии в 8 классе. Проектная деятельность, т.е. метод учебных проектов позволяет шире применять проблемный подход, когда основное содержание темы проекта подчинено решению определенной актуальной проблемы. В вашем случае это изучение влияния отдельных представителей флоры Астраханской области на организм человека с целью практического применения, а также влияние народных традиций на духовное развитие человека. Информация вашей публикации по содержанию очень познавательная, и огромный плюс, что вы представляете фотоматериал, который даёт полное представление о ходе вашего исследования. Но, Галина, всегда приятно получать только хвалебные комментарии, всем это нравится, мне же в свою очередь хочется вам помочь в ваших дальнейших публикациях на Портале, поэтому будут к вам пожелания и рекомендации по оформлению вашего материала. Присутствуют недочёты как в оформлении публикации ( убрать нумерацию страниц, использование шрифта, пробелы в тексте...), так и с формулировками целей.
О том, как правильно оформить материал можно прочитать здесь http://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html, а также для чёткой формулировки целей, приглашаю познакомиться с рекомендациями Портала ПЕДКОПИЛКА - http://ped-kopilka.ru/blogs/jbanov-aleksandr/celi-i-zadachi-uroka.html
За замечательную познавательную информацию, примите от меня голос. Желаю вам дальнейших успехов и Удачи!
С уважением, Т.Н.
Климешина Галина # 28 июля 2014 в 20:36 0
Здравствуйте, Татьяна! Спасибо за комментарий и рекомендации. Искренне благодарю вас и желаю успехов!
Надежда Владимировна Рябиченко # 29 июля 2014 в 09:47 0
Вся жизнь человека неразрывно связана с природой, поэтому детей нужно как можно чаще знакомить с растительным и животным миром различных природных зон, а в особенности своего края, изучать их. В результате работы над проектом дети проводят наблюдение, учатся работать с различными источниками информации, проводить анализ и отбор информации. Ваш экологический проект знакомит с достопримечательностями степной зоны, исследованиями природы данной местности, ее растительностью. Нашему вниманию Вы представили замечательную легенду о степном растении – полыни, познакомили с лечебными свойствами некоторых трав. А как красива степь с ее растительностью на фотографиях! Спасибо за представленный материал! Вам мой голос.