Конкурсы для педагогов и детей

Урок литературы в 7 классе. Интегрированный урок по рассказу Платонова «Юшка»

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Внутренний компас совести". Интегрированный урок по рассказу А. Платонова «Юшка»
Автор: Климешина Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ « ООШ № 3» г. Астрахань.
Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 7 классе "Внутренний компас совести". Это интегрированный урок по рассказу А. Платонова «Юшка». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, работающим по программе В.Я.Коровиной.
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Внутренний компас совести". Интегрированный урок по рассказу А. Платонова «Юшка».
Цель: помочь учащимся понять идею рассказа А. Платонова, активизировать познавательный интерес к истории, культуре разных народов
Задачи:
формировать отношение к событиям и героям рассказа, их оценку; выявить роль художественных средств и языка произведения в изображении мира и человека в рассказе, сущность авторского замысла;
развивать речь детей за счет развернутых аргументированных ответов, пополнять лексический запас слов: сокровенный, блаженный и других;
воспитывать чувство сострадания, умение быть внимательным и открытым к другим людям, недопустимость жестокости по отношению к живому существу.
Оборудование:
1. Учебник литературы для 7 класса под ред. Коровиной В.Я.
2. Компьютер, проектор, экран
3. Рисунки учащихся
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
- Человек – существо коллективное, он не может жить в одиночку. Но, когда люди живут вместе, в одном обществе, назревают конфликты. Отчего им так трудно понять друг друга? Отчего мы, существа совершенные, уничтожаем себе подобных? Кто знает ответы на эти вопросы?!
- Сегодня на уроке, работая над рассказом А. Платонова, мы постараемся открыть для себя значения многих понятий, одно из которых толерантность. Результатом нашего занятия будет выпуск сборника « Светлая мысль», в котором нам выделено несколько страниц. Попробуем заполнить эти страницы.
2. Знакомство с определением.
( Открываем определение слова « толерантность» и записываем его в тетрадь)
Толерантность – терпимость к чужому мнению, поведению, верованиям.
- Что включает в себя термин толерантность? Следовательно, первая страница сборника будет именно об этом и называется она «Сокровенный человек».
3. Беседа по рассказу А.Платонова «Юшка».
- Платонов так назвал один из своих рассказов - «Сокровенный человек». Как вы понимаете значение этого слова сокровенный? Выберите и запишите самый удачный ответ:
А) нечто сокрытое до поры, открывается лишь самым близким;
Б) сокровище, большая ценность;
В) свято хранимый и тайный.
- Писатель был уверен: найди ключ к человеку, пробуди его доверие – и перед тобой откроется сокровище. Эти слова с полным правом можно отнести и к Юшке, герою одноимённого рассказа.
- Какие мысли и чувства пробудил у вас герой?
- Почему Юшка безропотно переносит издевательства односельчан?
- Почему он испытывает к своим обидчикам не возмущение, а жалость? За что жалеет? ( За слепоту сердца, а не за зло.)
- Юшка понимал, что людям просто некуда приложить свои разум и силу. Они умеют работать, а радоваться жизни не умеют.
- Что помогало Юшке жить и сохранять доброжелательность к людям? ( Умение видеть красоту мира, заботиться о живых существах, умение сострадать другим.)
- Что значит сострадать? ( Запишем объяснение: со + страдать – разделять чужую боль.)
- Что заставляло односельчан издеваться именно над Юшкой?
( Безнаказанность, непохожесть на них.)
- Соседи называют его блаженный, то есть какой? ( Блаженный – осенённый благодатью.)
- Как вы считаете, много ли таких людей, душевно слепых и глухих, неспособных понять другого, пусть и непохожего на тебя человека?
- Но всё же они есть. И именно такие люди развязывают конфликты и разжигают войны. Поэтому главная причина бед в современном обществе – нежелание понять других, незнание их жизни, обычаев, гордыня и эгоизм.
Со времён Древнего Вавилона, когда Бог разрушил башню, люди так и говорят на разных языках, даже если и живут в одной стране.
Вторая страница нашего сборника «Мы с тобой одной крови».
4. Рассказ учителя истории об основных религиях народов нашей страны.
Ислам
– самая поздняя по времени возникновения мировая религия. В переводе на русский язык «ислам» означает покорность. Человек по Корану ( священная книга мусульман) существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остаётся уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписание мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, ислам предписывает такую же покорность и земным властям.
Коран – священная книга мусульман.
Рис.1

Рис.2
Христианство
– вторая по времени возникновения мировая религия. Иисус учил людей: « Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих Вас, благодарите ненавидящих Вас и молите за обижающих Вас». Правила христианства были изложены в заповедях Моисея: не убий, не укради, не прелюбодействуй, почитай мать и отца своих, не делай себе кумира, не произноси имени Господа Бога всуе.
Несмотря на различие мировых религий у них много общего. Создаётся диалог религий. Однако есть представители религиозных организаций, которые требуют человеческих жертвоприношений, провоцируют погромы, убийства, бесчинства. Их деятельность вредоносна, губительна и противоправна. Поэтому их осуждают все страны и народы мира.
В России издавна с уважением относились ко всем религиям. Тюркский просветитель Гаспринский писал: « Русский человек из простого и интеллигентного класса смотрит на всех живущих с ним под одним законом как на своих, не высказывая, не имея узкого племенного себялюбия». А вот слова неназванного мусульманина – индийца: « Мы читаем и слышим со всех сторон, что в России такой-то генерал мусульманин, другой – армянин… Между тем как у нас каждый английский солдат лучше дезертирует, нежели согласиться повиноваться и признать начальником туземца».
Прошли века, но люди до сих пор не научились слышать и понимать призыв Маугли : « Мы с тобой одной крови». Они считают, что разная вера, культура и образ жизни могут быть причиной войн, убийств и раздоров. Поэтому не иссякает поток беженцев – людей, лишённых Родины.
Третья страница нашего сборника – « Кто они, беженцы?»
5. Творческие работы учащихся.
Беженцы… Обыкновенные люди, такие же как мы, только с очень грустными, глубокими глазами, чаще молчаливые, думающие о чём-то своём… Понять и представить себе этих людей поможет нам стихотворение Иванова ( во время чтения демонстрируются рисунки учащихся) :
Отвратительнейший шум на свете
Грохот авиона на рассвете.
И зачем тебя, наш дом, разбили?
Ты был маленький, волшебный дом,
Как ребёнка мы тебя любили,
Строили тебя с таким трудом.
( Авион – самолёт).
- О чём это стихотворение? С помощью каких образов автор передаёт разрушительные последствия войны? Ответить на эти вопросы вам помогут рисунки учащихся.

Миронова Наташа, 7-г класс
Рис.3
Силаев Дмитрий, 7-г класс.
Рис.4

Иванова Маша, 7-г класс
Рис.5

Иванова Маша, 7-г класс.
Рис.6
Конечно, это стихотворение о судьбе беженцев. Они несут в себе огромную боль, незаживающую рану. Но не все они молчат. Послушайте строчки из сочинений детей-беженцев, бывших учащихся нашей школы.
А) Моя Родина.
Наш большой дом стоял на самом живописном месте, недалеко от реки. Во дворе росли разные овощи и фрукты, но больше всего я любила виноград. Он был очень крупный и сладкий. Иногда мне снится, как я собираю виноградные кисти и приношу их в дом.
Нашей семье пришлось уехать оттуда, маме и папе негде было работать и стало очень тяжело жить. Там остались мои подруги, соседи, школа, в которую я ходила. Там всё родное, знакомое, близкое. Теперь в нашем доме живут другие люди и едят мой сладкий виноград. ( Ученица 7 класса).
Б) Родина в моём сердце.
Я приехал из « горячей точки», из Чечни. Очень трудно жить здесь, а мыслями всё время быть там, на Родине. Понемногу я начинаю привыкать, но сначала хотелось сесть поскорее в поезд и ехать назад. Но ехать некуда… Наш дом в маленьком горном селе не разрушен, он цел. Но из аула, опасаясь бомбёжек, ушли все люди. Нет школы, в которой я учился, нет магазина, в котором работала мама, нет друзей, близких, соседей, никого…
Здесь по-своему мне неплохо, только люди, особенно мой сверстники, не такие, как я. У них есть Родина, а у меня её нет, вернее, она осталась только в моём сердце. ( Ученик 9 класса).
- О чём говорят строчки прочитанных сочинений? ( Люди не должны быть жестокими, конфликты можно решать мирным путём, не доводить до беды, несчастья, гибели людей).
- Что для этого нужно узнавать, изучать? ( Культуру, традиции, верования, обычаи других людей, т.е быть толерантным)
6. Итоги урока. Рефлексия.
Теперь вы знаете намного больше о толерантности, чем в начале урока. Выделите качества, которые, по – вашему характеризуют толерантного человека: (1,2,5)
1. Терпимый, понимающий других людей,
2. Сочувствующий, сопереживающий каждому,
3. Добрый,
4. Отзывчивый,
5. Знающий культуру разных народов,
6. Прощающий своих обидчиков.
Я надеюсь, что внутренний компас проведёт вас по жизни в нужном направлении и позволит вырасти настоящими людьми.
7. Домашнее задание.
А) Составить кроссворд со словом «Толерантность»
Б) Подобрать стихотворение по теме « Взаимопонимание и доброта»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы в 7 классе Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс Литературная игра для учащихся 7-8 классов Интеллектуальная литературная игра для учащихся 6-7 классов «Умники и умницы»

Похожие статьи:

Конспект урока-игры по литературе в 7 классе

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе «Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы» | Сценарий мероприятия для летнего лагеря, 5-6 класс
Опубликовано: 899 дней назад (19 июня 2014)
Просмотров: 4317
Рубрика: Публикация
+3
Голосов: 3
Любовь Сергеевна Резанова # 19 июня 2014 в 20:06 +1
Галина Васильевна, спасибо за прекрасный конспект урока. Вы рассматриваете очень актуальную в настоящее время тему, решаете очень важные задачи. Урок познавательный, воспитательный. С большим интересом познакомилась с его содержанием. Думаю, Вашим детям очень интересно на Ваших уроках. Ещё раз спасибо! Голос +1.
Екатерина Петровна Беликова # 29 июня 2014 в 14:51 0
Спасибо! С удовольствием познакомилась с разработкой. Как Вы, Галина Васильевна, органично компонуете материал: и работа по художественному произведению, и жизненная позиция, и религия, и толерантность. Очень методично, интересно. Голос.
Оксана Анатольевна Токмакова # 18 июля 2014 в 12:29 0
Замечательный материал! на одном уроке дети узнает столько познавательного,рассказ учителя переплетается с высказыванием самого учителя, что не дает заскучать или отвлечься от темы урока.
Климешина Галина # 18 июля 2014 в 15:04 0
Спасибо, Оксана Анатольевна.