Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Занятие для учащихся 8-10 классов. Составление деловых бумаг

Внеклассное занятие для учащихся 8-10 классов
Составление деловых бумаг
Этому не учат в школе
Автор: Климешина Галина Васильевна,учитель русского языка и литературы, МБОУ "ООШ№3", г. Астрахань
Этому не учат в школе
Данное занятие поможет учащимся углубить и расширить представления о видах деловых бумаг, а также расскажет о структуре и составлении различных документов
1.Почему этому не учат в школе?
Любой школьник знает, что главное в учёбе – это хорошо знать изучаемый материал: текст, теорему, правило, закон. Это же относится и к урокам русского языка. В школе и дома мы много пишем, работаем с текстом, сочиняем, подбираем материал. Но у нас ещё мало уроков на которых мы учимся составлять различные деловые бумаги. Кому – то, может быть, это покажется не главным, но я думаю, что каждый должен уметь составить заявление, написать объявление, оформить резюме. Без этого в современной жизни становится непросто.
Заявление понадобиться при приёме на работу, объявления нужны для того, чтобы найти что-то необходимое, а значит, без них тоже не обойтись, резюме всё больше становится востребованным на рынке труда при поиске работы и при приёме на работу. Таким образом, без знания оформления деловых бумаг не обойтись. Кроме того знания, полученные на уроках русского языка по орфографии и пунктуации, будут необходимы. Если каждый ученик это поймёт, то не будет относиться к предмету несерьёзно.
2 А) Виды деловых бумаг
Среди деловых бумаг различают письмо, приглашение, расписку, объявление, рекламу, справку, удостоверение, доверенность, заявление,
объяснительную записку, протокол, автобиографию, характеристику, резюме.
Не все данные виды и не всегда используются в жизни, однако знать их структуру необходимо каждому грамотному человеку.
Письмо бывает личным и служебным, служебные письма различаются на сопроводительные, открытые, письмо-сопровождение, письмо-просьба, письмо-ответ, письмо-напоминание, письмо-извещение, письмо-приглашение. К ним по структуре близки приглашения – письма, записки с просьбой принять участие в чём-нибудь, явиться куда-нибудь. Они бывают личные и служебные. Доверенность – письмо, удостоверяющее личность того, кому что- либо необходимо доверить. Эти документы также различаются по видам, могут быть личные и официальные, и по срокам действия – разовые и длительные.
Особенно часто человеку проходиться сталкиваться с деловым письмом при оформлении различных видов работ. Даже учащимся 5-8 классов не раз приходилось писать объяснительные, заявления, давать объявления, вести протокол классного собрания, оформлять резюме для конкурса и т.д.
Попробуем установить, как правильно, точно и грамотно оформлять данные документы.
Б) Правила оформления деловых бумаг. Приглашение Приглашение – письмо, записка с просьбой принять участие в чём-нибудь, явиться куда-нибудь. Бывают личные и служебные.
Структура пригласительного билета
• Обращение
• Точное, краткое изложение содержания приглашения
• Указание места и времени проведения мероприятия
• Наименование учреждения или фамилии лиц, ответственных за приглашение
Расписка
Расписка – документ с подписью, удостоверяющей получение чего-либо (денег, ценных вещей и документов).
Структура расписки
• Наименование документа
• ФИО, должность лица, дающего расписку
• Наименование учреждения, предприятия (или лица), от которого получено что-либо
• Наименование полученного с указанием количества и суммы
• На основании чего получены ценности (документ, распоряжение, просьба и т.д.)
• Подпись получателя
• Дата составления расписки.
Объявление
Объявление – письменное и словесное извещение, заявка о каких-либо мероприятиях
Структура объявления
• Время
• Место
• Наименование
• Ответственный
Реклама
Реклама – 1.Информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них. 2. Распространение сведений о лице, организации, произведении литературы и искусства и т.д. с целью создания им популярности.
План рекламы
• Лозунг (обращение, заголовок)
• Информация
• Призыв к действию
• Адрес рекламодателей.
Справка, удостоверение
Справка - сведения о чём-нибудь, полученные после поисков ответа на запрос и т.п.
Удостоверение – документ, удостоверяющий что-нибудь.
Структура справки
• Наименование документа
• Дата выдачи и номер документа
• Кому (иногда и кем) выдан документ
• Текст документа
• Подпись лица (лиц), выдавшего документ
Объяснительная записка
Объяснительная записка составляется для объяснения сложившейся ситуации, фактов, фактов, действий или поступков работника по требованию руководителя, а в некоторых случаях по инициативе подчинённого. В служебной записке обычно излагается просьба или сообщение. Докладная записка – составляется тогда, когда надо о чём-то важном доложить или что-то объяснить своему начальнику или руководителю учреждения.
Структура объяснительной записки
• Адресат (кому, где указываются должность, ФИО)
• Наименование документа
• Дата составления документа
• Заголовок к тексту, раскрывающий содержание (если текст большой по объёму)
• Содержание документа
• Наименование должности, ФИО, подпись заявителя
Структура служебной записки
• Кому (наименование должностного лица, его ФИО)
• От кого (наименование должностного лица, его ФИО)
• Что просят, о чём сообщают
• Для чего и с какой целью
• На основании чего
• Дата и подпись подающего служебную записку

Структура докладной записки
• Адресат (наименование должностного лица, его ФИО)
• От кого (наименование учреждения или должностного лица с указанием его фамилии, инициалов. Если это лицо не является служащим данного учреждения или предприятия, то пишется подробный адрес)
• Наименование документа
• Содержание, система доказательств
• Краткие выводы о намеченных мероприятиях или обязательствах выполнить задание, порученное к такому-то сроку, и т.д.
• Дата и подпись составителя докладной записки
Доверенность
Доверенность – письменное полномочие, выданное от имени физического или юридического лица. Доверенный – действующий по чьей-нибудь доверенности, полномочию, доверенное лицо. Доверитель – лицо, выдавшее кому-нибудь доверенность.
Структура доверенности
• Наименование документа
• Адресат (должность, звание, ФИО)
• Полное название доверяющего учреждения или лица (доверителя)
• Срок действия доверенности
• Что именно и откуда доверяется получить
• На каком основании (название, номер и дата документов)
• Дата и подпись того, кто даёт доверенность
• Наименование должности ответственного лица, его подпись и печать учреждения, заверяющего подпись лица, выдавшего доверенность
• Дата, когда эта подпись была заверена
Структура официальной доверенности
• Ссылка на документы, согласно которым следует получить ценности
• Образец подписи того лица, которое будет получать по этой доверенности, в некоторых случаях указываются номер и серия его паспорта
• Гербовая печать
Заявление
Заявление – 1.Официальное сообщение в устной или письменной форме. 2. Письменная просьба о чём-нибудь.
Структура заявления
• Наименование адресата (наименование учреждения или должностного лица с указанием его фамилии, инициалов. Эта часть заявления распола-гается по правой стороне листа). Наименование адресата не отделяется запятой от наименования подателя заявления и перед словом «заявление» тоже не требуется никакого знака (если не надо закрыть предшествующее обособление).
• ФИО и должность (иногда указывается адрес) заявителя, которые пишутся в родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа)
• Наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова «заявление» ставится точка)
• Текст просьбы с кратким её обоснованием (пишется с красной строки)
• Подпись заявителя (пишется внизу справа)
• Дата (ставится слева под текстом ниже подписи)
Протокол
Протокол – документ, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов и принятых решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.
Структура протокола
Вводная часть
• Наименование – протокол №… .
• Протокол чего (заседания, общего собрания, совета, совещания и т.п.)
• Дата
• Сведения о количестве присутствующих (ФИО присутствующих сотрудников и приглашённых, с указанием учреждения, которое они представляют, место работы и должность).
• Фамилия и инициалы председателя и секретаря
• Повестка дня (вопросы располагают в порядке их важности, сложности и предполагаемого времени обсуждения. Наиболее простые вопросы обычно указывают последними. Вопросы формулируются в имени-тельном падеже)
Основная часть
• Кого слушали по первому вопросу (слова СЛУШАЛИ, ВЫСТУПИЛИ, ПОСТАНОВИЛИ печатаются прописными буквами на одной линии цифрой, обозначающей порядковый номер вопроса, с указанием после двоеточия названия вопроса, на следующей строчке с абзаца указывают инициалы и фамилию докладчика (их обычно подчеркивают) а затем в форме прямой речи излагают содержание доклада)
• Кто выступал в прениях и что говорил
• Что по данному вопросу постановили. (Стиль протокольных решений – распорядительный, лаконичный, не допускающий двойного толкования)
• Подписи председателя и секретаря собрания
Выписка из протокола
Выписка из протокола – копия части документа, которая выдается на руки и служит подтверждением определённых фактов, используемых в качестве юридического доказательства.
Структура выписки из протокола
• Название организации
• Дата проведения собрания (совещания, совета и т.д.)
• Номер протокола
• Рассматриваемый вопрос
• Принятое по данному вопросу решение
• Наименование лиц, подписавших протокол
• Подпись секретаря или начальника секретариата, подтверждающего правильность выписки
• Дата выдачи выписки
• Печать
Автобиография
Автобиография – описание жизни.
Структура автобиографии
• Наименование (заголовок) документа
• ФИО
• Дата рождения (число, месяц, год)
• Место рождения (село, город, район, край, область, республика)
• Родители (их полное имя отчество, чем занимаются)
• Образование (когда, где и какую школу и другие учебные заведения окончил)
• Прохождение службы в армии (для военнообязанных)
• Трудовая деятельность (где, кем и когда работал и занимаемая должность в настоящее время)
• Состав семьи (где и кем работают или где учатся члены семьи)
• Поощрения, награждения (если имеются)
• Подпись (справа)
• Дата (слева)
Характеристика
Характеристика – 1. Описание характерных отличительных качеств, свойств и черт кого- или чего-нибудь. 2. Официальный документ с отзывом о служебной, общественной и другой деятельности кого-нибудь.
Структура характеристики
• Название документа
• ФИО, год и место рождения того человека. Которому даётся характеристика
• Сведения об учёбе (службе, работе) (аргументированные)
• Интересы, увлечения, способности
• Работа над самообразованием, физическим и духовным развитием
• Взаимоотношения в коллективе, с товарищами.
• Выполнение общественно полезной работы
• Вывод, пожелания
• Цель составления характеристики
• Подпись руководителя организации (предприятия, учреждения), где характеризуемый учится, проходит службу, работает
• Дата
• Печать
Резюме
Резюме – документ, в котором в краткой, но ёмкой форме изложены основные сведения об образовании, о профессиональном опыте, трудовой биографии и личных данных человека.
Структура резюме
• ФИО
• Общие данные кандидата (возраст, адрес проживания, контактные телефоны, семейное положение, сведения о детях)
• Цель поиска
• Сведения о полученном образовании (в обратном хронологическом порядке): названия и адреса средних школ, даты обучения в них, даты учёбы в высших учебных заведениях и получения профессии
• Сведения о дополнительном образовании (в обратном хронологическом порядке): названия курсов, даты обучения, полученная специальность
• (квалификация)
• Трудовая биография (в обратном хронологическом порядке): дата работы в каждой должности, название фирмы, должность, краткое описание обязанностей, причина увольнения.
• Личные интересы, увлечения кандидата (игра на музыкальном инструменте, увлечение искусством, конкретным видом спорта и т.д.)
3 Деловое письмо в учёбе школьников
Человеку очень часто приходится обращаться к деловым бумагам, будь то поздравления с праздником, написание писем, поступление на учёбу или на работу, и иногда он испытывает затруднения в написании, оформлении деловых документов. Поэтому обучению деловому письму необходимо уделять больше внимания в школе и в других учебных заведениях.
Необходимо вводить больше практических занятий , на которых бы ученики не только знакомились с видами делового письма, но и работали над их составлением. Так они научатся различать стилевые особенности и нормы деловой речи, будут грамотными и качественными специалистами.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий КВН для старшеклассников Сценарий внеклассного мероприятия для старших классов "Рыцари и дамы" Внеклассное мероприятие на английском языке для старшеклассников, посвященное 450-летию со дня рожд Сценарий внеклассного мероприятия по обществознанию для студентов колледжа

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие для старшеклассников. История русского казачества

Урок мужества в школе. Память экипажа подводной лодки «Курск»

Сценарий рыцарского турнира для старшеклассников

Внеклассное мероприятие для старшеклассников 11 класса

Внеклассное мероприятие для 10, 11 класса. Тема: Экология

Сценарий воспитательного часа для старшеклассников. Арбузник | Преподавание мировой художественной культуры в средней школе
Опубликовано: 3547 дней назад (4 августа 2014)
Просмотров: 15733
Рубрика: Публикация
+2
Голосов: 2
Светлана Николаевна Матвеева # 4 августа 2014 в 15:56 +1
Уважаемая Галина Васильевна! Отличное занятие для учащихся 8-10 классов по теме "Составление деловых бумаг". Данное занятие действительно поможет учащимся углубить и расширить представления о видах деловых бумаг, а также расскажет о структуре и составлении различных документов. Очень полезная разработка. Обучению деловому письму необходимо уделять больше внимания в школе и в других учебных заведениях. Полностью согласна с Вами, что необходимо вводить больше практических занятий, на которых бы ученики не только знакомились с видами делового письма, но и работали над их составлением. Они бы так научились различать стилевые особенности и нормы деловой речи, были бы грамотными и качественными специалистами. Спасибо Вам огромное! Желаю удачи. Мой голос ВАШ!!!
Климешина Галина # 4 августа 2014 в 16:45 0
Уважаемая Светлана Николаевна! Спасибо за тёплые слова и за обстоятельный комментарий.
Анна Владимировна Новикова # 4 августа 2014 в 17:56 +1
Занятие подобрано отлично! Очень актуальное в наше время, и,действительно, этому не учат в школе, хотя необходимо любому знать, как правильно составить тот или иной документ. Занятие не зря подобрано для учащихся 8-10 классов,очень полезный конспект занятия! Спасибо большое, желаю Вам удачи!
Надежда Михайловна Светлова # 14 августа 2014 в 13:27 0
Чрезвычайно полезное занятие!Приходилось видеть, как наши выпускники мучаются при составлении простейшей документации. Вы избавляете их от этого. Спасибо, я воспользуюсь Вашей разработкой! Мой голос - Ваш!
Надежда Владимировна Бандурова # 6 мая 2015 в 11:15 0
Очень благодарна за столь подробный материал. Нужно было срочно к уроку- выручили. Все понятно, разделено и выделено. Вы проделали огромную работу. Учитель СБО коррекционной VIII вида.