Конкурсы для педагогов и детей

Конспект коррекционно-развивающего факультативного занятия в 6 классе «Одуванчик - солнечный цветок»

Конспект коррекционно-развивающего факультативного занятия «Одуванчик - солнечный цветок»
Автор: Князева Людмила Ивановна, учитель биологии КГБС(К)ОУ «Барнаульская специальная (коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида», город Барнаул, Алтайский край.
Описание материала: занятие подготовлено для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (специальная (коррекционная) школа VIII вида) среднего возраста (6 класс) в рамках реализации факультативного курса «Лекарственные растения вокруг нас». Изучение материала может оказаться полезным для сохранения здоровья.
Тема занятия «Одуванчик - солнечный цветок»
Цели и задачи:
• обобщить знания учащихся об одуванчике, сформировать понятие об одуванчике, как о значимом лекарственном растении;
• коррекция эмоционально-волевой сферы; внимания, логического мышления;
• воспитывать мотивацию к учению, любовь к природе;
Приемы и методы обучения: рассказ с элементами беседы; организация работы с наглядным пособием;
Оборудование (источник информации): картинки с изображением одуванчика; смайлики «Моё настроение»; сигнальные карточки, инструктивные карты (слайды), гербарий, сушеные корни одуванчика, варенье из одуванчика;
Форма организации учебной деятельности: рассказ с элементами беседы, практическая работа.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Учитель: Давайте улыбнемся гостям и друг другу. Какой из смайликов больше всего подходит вашему настроению?



II. Вводная беседа
1. Какие растения называются лекарственными?
2. Что такое фитотерапия? (слово на доске)
3. Какие лекарственные растения вы знаете? (Работа с рисунками полыни рисунок 5, земляники рисунок 6, ромашки рисунок 7, календулы рисунок 8, крапивы рисунок 9)




III . Основная часть
Учитель: А теперь мы начинаем знакомство с еще одним лекарственным растением, но прежде чем двинуться в наше импровизированное путешествие, мы должны захватить с собой определенные правила вежливости в природе. Если берете с собой правило, поднимите зеленую сигнальную карточку, если нет, то красную.
Коррекционно-развивающее упражнение (Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнения «Выбери правила вежливости»)
Выбери правила вежливости:
• ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите;
• в лесу, на лугу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени - еще вырастет!
• старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны;
• пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было;
• звери и растения всякие важны - звери и растения всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.
Учитель: Сегодня будем знакомиться с очень интересным растением, в народе его называют «солнечным цветком». А как вы думаете, какое растение можно называть солнечным цветком и почему
Предполагаемые ответы: с желтыми или оранжевыми цветами; а так же те, которые поворачиваются за солнцем.
Учитель: У нас сегодня речь пойдет об одуванчике. Мы узнаем много интересного об этом солнечном цветке

Ученик:
Желтая головушка, розовая ножка,
Одуванчик-солнышко, подержу в ладошке.
Появилось солнышко в мае на лугу,
На него любуюсь, очень берегу.
Жаль недолго солнышко будет золотым,
Побелеет солнышко – и расстанусь с ним. (В.Мирясова)
Беседа с учащимися
1. Так что за растение такое одуванчик?
2. Где оно растет?
3. Как называется плод?
Учитель: Действительно в конце апреля, начале мая на лугах, в садах, на опушках леса, вдоль дорог распускаются золотисто-желтые цветочки одуванчика. Они словно брызги солнечных лучей, раскрывают свои яркие корзинки навстречу яркому дню

Вначале на просохшей земле появляются зеленые розетки удлиненных неправильно выемчатых листьев с хорошо заметной средней жилкой. (Демонстрация гербария)
У основания каждого листа имеется желобок, по которому в дождь вода стекает с листовой пластинки к корню и поливает растение. Корень у одуванчика довольно мощный, глубоко проникает в почву.
Всего несколько дней горят желтым цветом лужайки. И вдруг, как одна, эти солнечные корзинки превращаются в светлые полупрозрачные шарики

В каждом таком шарике до двухсот семечек, и у каждого из них свой парашютик. Летят сотни чудесных парашютиков, разносят по ветру новые поколения. Растет одуванчик на всех континентах земного шара.
Почему же одуванчик так называется?
Оказывается, об этом существует красивая легенда.
Ученик: В маленьком селении в глубине лесов жила девочка-молочница. Пасла она козу и продавала всем, кто хотел, молоко. Была приветлива и миловидна, всем умела сказать ласковое слово, и даже одно её появление было желанно людям. За это её и прозвали Отдуваночкой: она своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей тяжелые мысли.
Выросла Отдуваночка-молочница и горячо полюбила Жаворонка. Особенно нравилась ей его песня без слов. Но однажды захотелось ей узнать, о чем поет любимый. Уговорила она Жаворонка опуститься с неба и пропеть слова песни и услышала: «Нежна моя любовь к тебе, как солнца первый луч,но манит ввысь небес простор и зов его могуч». Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела удержать его при себе навсегда, но не успела.Жаворонок взмыл в небо и девушка поняла, что утратила свое счастье.В отчаянье взмахнула она своей желтой косынкой, и оттуда выпало несколько золотых монеток.
Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотые головки цветов, которые люди с тех пор по имени молочницы – одуванчиками.
Учитель: Так вот - это растение уже давно числится в списке зеленой аптеки. Еще Авиценн (древний философ и врач) применял сок одуванчика для лечения. А в Древнем Риме использовали одуванчик для выведения веснушек и пятен на лице. В настоящее время в народной медицине широко используется корень одуванчика для возбуждения аппетита, для улучшения работы пищеварительной системы.
Глазодвигательная гимнастика «Волшебный одуванчик»
(Коррекция зрения, внимания, пространственная ориентировка)
(Звучит муз. Чайковского «Вальс цветов»)
Давайте немного отдохнем. Подвигайте пальцами ног… Поиграйте пальцами рук…Пошевелите ушами… А теперь носом, глазами… Теперь у нас ничего нет, что еще хотело бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем.
Перед вами на доске волшебный одуванчик, который выполняя ваши команды может двигаться по таблице.
1.Глазами передвигаем одуванчик по таблице из одного окошечка в другое: вверх, вниз и т.д. Где в каком окошечке наш одуванчик?
2.Закройте глаза и мысленно двигаемся с одуванчиком согласно командам: вверх, вниз и т.д.
3.Управляем одуванчиком молча. (Направление показывается учителем руками. Ученик соотносит жесты учителя с местонахождением одуванчика.)
IV. Продолжение работы над темой.
Учитель: При необходимости корни одуванчика можно купить в аптеке (демонстрация корней одуванчика в аптечной упаковке).
Но лучше и дешевле будет заготовить самим. Для этого осенью (сентябрь, октябрь) корни выкапывают, промывают, провяливают на воздухе несколько дней, затем раскладывают в один слой и сушат (можно в теплую погоду на открытом воздухе, или в помещении, в теплом месте).
Учитель: Заготовленные корни одуванчика используют для приготовления лекарственного настоя. Сейчас мы научимся готовить такой настой, выполнив небольшую практическую работу.
(Используется чайник, кружка, приготовленные корни.)ТБ при работе с горячей водой.
Практическая работа

(инструктивные карточки).
Для приготовления настоя чайную ложку измельченных корней запаривают стаканом кипятка и настаивают 20 минут, принимают 0,25 стакана 4 раза в день.
Учитель: О лекарственных свойствах какой части растения мы сейчас говорили? Но оказывается не только корень, но и другие части одуванчика могут применяться человеком.
Учитель: В некоторых странах (например, во Франции) одуванчик выращивают в огородах как салатную культуру. Листья его появляются рано весной. Они нежны и, главное, богаты витаминами, в которых наш организм особенно нуждается в это время. Правда, листья имеют горьковатый вкус, но от этого можно избавиться, если выдержать их 30 минут перед приготовлением в холодной соленой воде.
В последнее время из цветков одуванчика варят варенье, по консистенции и вкусу напоминающее пчелиный мед. (Демонстрация и дегустация варенья из одуванчика)
А как варят варение из одуванчиков?
Сообщение ученика: 200 цветков одуванчика промывают и заливают литром кипятка, добавляют очищенный от цедры и нарезанный ломтиком лимон и настаивают в течение 6 часов. Затем настой процеживают через марлю, добавляют 1 кг сахара и кипятят на медленном огне 1 час.
А поджаренные корни одуванчика используют как заменитель меда.
V.Закрепление
1. С каким лекарственным растением познакомились?
2. Почему это растение называют солнечным?
3. Почему его можно назвать так же жизненным эликсиром?
Как вы усвоили материал нашего занятия, покажет тест, который вы должны выполнить. Выберите правильный ответ. Вариантов ответов может быть несколько.
Тест «Одуванчик лекарственный»
1. Одуванчик является
а) Травянистым растением б) древесным растением
2. Одуванчик растет
а) Только в лесу б) только на лугу в) повсеместно
3.Корень одуванчика используют
а) Для улучшения работы желудка б) не используют
в) для возбуждения аппетита г) для лечения головной боли
VI. Обобщение
Вот такое чудесное растение одуванчик. В народе за его удивительные свойства называют еще «жизненным эликсиром» Почему?
Эликсир – волшебный напиток рисунок ris 16.jpg

1. С каким лекарственным растением познакомились?
2. Почему это растение называют солнечным?
3. Почему его можно назвать так же жизненным эликсиром?
VI. Итог занятия.
Беседа(Понравилось? Не понравилось? Почему? Работа со смайликами настроения)
Итог статьи:
Изучение данного материала, умение приготовить лекарственный настой, использовать его для сохранения здоровья может оказаться полезным для дальнейшей социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, так как самостоятельно освоить данные знания и применить умения детям сложно, в силу недостатка интеллекта.

Рекомендуем посмотреть:

Занятие в начальных классах коррекционной школы на тему: Дом, квартира Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья Конспект занятия для учащихся 12-14 лет, обучающихся в коррекционных школах 2 вида по теме: Чайные т Конспект для детей с ОВЗ по предмету «История и культура родного края»

Похожие статьи:

Аппликация из цветной бумаги по теме: Весенняя навигация

Тесты по чтению для 3 класса коррекционной школы с ответами

Сценарий внеклассного мероприятия в 3-4 классах. Дорогою добра

Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида

Конспект урока математики в 6 классе С(К)ОУ VIII вида

Опубликовано: 1120 дней назад (13 ноября 2013)
Просмотров: 4777
+1
Голосов: 1
Светлана Анатольевна Втулкина # 28 июля 2014 в 17:25 0
Здравствуйте, коллега. Нас я так понимаю еще мало...В специфику наших занятий еще вникнуть надо.. Не так просто у нас все. Разработок занятий совсем мало. Доходим больше своим умом , да умением. Давайте дружить. Занятие у вас замечательное, содержательное. Давайте обмениваться информацией.
Татьяна Анатольевна Назарова # 24 мая 2016 в 18:44 0
Здравствуйте, Людмила! Я недавно на этом сайте, и просматриваю информацию разных лет.
У Вас такая интересная и расширяющая кругозор информация, которая полезна всем и детям, и взрослым. Спасибо Вам, я обязательно добавлю в свою педкопилку и дам это детям.