Конкурсы для педагогов и детей

Истоки искусства силуэта в России

Истоки искусства силуэта в России

Автор: Кокорина Елена Юрьевна, учитель ИЗО, МОУ Славнинская школа, Тверская область, Торжокский район.

Назначение: Истоки искусства силуэта уводят нас в глубокую древность. С возникновением первых силуэтных изображений античные легенды связывали зарождение живописи. Данная статья будет интересна учителям изобразительного искусства, воспитателям, педагогам дополнительного образования, и всем кому нравится искусство силуэта.

Возраст: дети от 10 лет


Н.В.Ильин. Иллюстрация.1949.

Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо, одноцветное контурное изображение чего-либо на фоне другого цвета, смутные очертания чего-либо в темноте, контур, очерк фигуры без деталей. Термин употребляется и как синоним «профиля», однако, в отличие от профиля может изображать человека с любого ракурса.
Силуэт - разновидность графической техники, когда изображение даётся на фоне плоским пятном с характерным, выразительным контуром.

М.В.Добужинский. Мадригал. 1908.

Сухое и строгое, на первый взгляд однообразное и безжизненное, искусство силуэта пленяет нас своей загадочной недоговоренностью и тонкой грацией. Чем ближе приглядываешься к нему, тем больше понимаешь, что овладеть искусством силуэта совсем не так легко, как кажется. Твердость рисунка, соблюдение перспективы и пропорциональности необходимы здесь не менее, чем во всякой картине.
Несмотря на то, что силуэт лежит в двух измерениях, а не в трех, — к нему, как ни странно, применимы законы трех измерений: талантливый силуэтист умеет передавать в монотонных черных пятнах и движение, и рельеф, и даже экспрессию лица.

Е.С.Кругликова. Портрет Марины Цветаевой. 1920.

Давайте с вами проследим, как зарождалось искусство силуэта.
В Древней Греции еще в VI веке до нашей эры в вазовой росписи использовались профильные фигуры: сначала черные на красном фоне, а потом красные на черном.

Амфора VI век до нашей эры.

Роспись амфоры

В Древнем Китае возникли знаменитые китайские силуэты.
Однако искусство силуэта в его настоящем виде подлинное свое рождение получило во Франции в первой половине XVIII века. Оно очень быстро распространилось по всей Европе.
Именно во Франции утвердилось и само название «силуэт» - по имени королевского контролера над финансами Этьенна Силуэта (1709 - 1767), увлекавшегося на досуге вырезанием из черной бумаги маленьких фигур.


В России силуэт появился в середине XVIII века. Это были небольшие портреты сподвижников Петра I и екатерининских вельмож.
Одно из первых силуэтных изображений принадлежит крупнейшему русскому скульптору Ф.И.Шубину (1740 - 1805). Это портрет неизвестной молодой женщины, выполненный черной тушью на золотом фоне.

Ф.И.Шубин.Портрет неизвестной. 2-я половина XVIII век

Во второй половине XVIII века в России работали два известных мастера силуэтного искусства, завоевавшие европейскую славу, - Ф.Сидо и Ф.Антинг. Французский художник Ф. Г. Сидо вырезал из бумаги около 200 силуэтных портретов придворных Екатерины II , а придворный силуэтный портретист Иоганн Фридрих Антинг работал пером и тушью. Вырезанные из бумаги силуэты вклеивались в гравированные орнаментальные рамки.

Ф.Сидо. Портрет императрицы Екатерины второй

Ф.Сидо.Портрет князя Потемкина. 2-я половина XVIII века

Техника исполнения силуэтов была очень различна: их рисовали тушью, вырезали из бумаги, иногда гравировали на дереве, а с начала XX века и на линолеуме. Классический силуэт, рисованный тушью, отличался строгим и четким контуром, густой черной заливкой. Большей частью силуэты вырезали из черной бумаги маленькими ножницами и наклеивали на доску, стекло или цветную бумагу.

Н.В.Ильин.Иллюстрация. 1949.

Силуэтные изображения входят в моду в начале 19 века. Их создают не только профессиональные художники, но и многочисленные любители. В это время расширяется тематика силуэтного искусства: начинают появляться силуэты на исторические, бытовые и батальные темы.
Сегодня мне хочется остановится на работах графа Ф.П.Толстого, одного из крупнейших и своеобразных мастеров силуэта в России в первой половине XIX века.

Ф.П.Толстой. Сражение. 1816-1820-е гг.


Ф.П.Толстой. В атаку. 1816-1820-е гг.

Скульптор, медальер, рисовальщик и живописец, он внёс в искусство силуэта свежую струю. В основном художники, работавшие прежде в технике силуэта, занимались портретом. Федор Петрович же преимущественно работал с батальными эпизодами и сценами из народной жизни. Это были, как правило, сложные, многофигурные композиции.

Ф.П.Толстой. Крестьянский двор. 1816-1820-е гг.


Ф.П.Толстой. Улица провинциального города. 1816-1820-е гг.

К силуэту Толстой обращается после войны 1812 года, когда эпоха классицизма и ее завершающий аккорд – ампир, постепенно уступают место новому стилю – романтизму. В его живых, виртуозно вырезанных силуэтах ощутима рука скульптора: каждая композиция цельна и разнообразна одновременно. Выразительность работ позволяет запоминать их буквально с первой секунды, но огромное наслаждение получает зритель при длительном рассматривании. Это целые истории, сходные с разворачивающимся театральным действом.
В заключение хочется сказать, что искусство силуэта, несмотря на ограниченность средств выражения, бесконечно разнообразно, а область его применения крайне широка. Благодаря творчеству современных художников и любителей-силуэтистов, в 21 веке нас, зрителей, ждут новые культурные открытия.

Использованная литература: Э.В.Кузнецова «Искусство силуэта», 1969 г.

Рекомендуем посмотреть:

Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду

Техника японской живописи суми-ё

Аппликация. Портрет человека

Мастер-класс по рисованию. Пейзаж. Смешанная техника | Урок рисования для детей от 6 лет на тему: Осень
Опубликовано: 805 дней назад (19 сентября 2014)
Просмотров: 2768
Рубрика: статьи
+4
Голосов: 4
Елена Николаевна Анненкова # 21 сентября 2014 в 17:59 +3
Здравствуйте, Елена Юрьевна! С интересом прочитала Вашу статью. Графический приём силуэта - один из интереснейших приёмов декоративной графики. Как правило, на занятиях мы занакомим учащихся с видами этого графического приёма, способами выполнения, а история его развития часто остаётся за рамками занятия. Считаю, что Ваша статья может оказаться полезной многим педагогам. В ней сделана попытка в сжатой, но достаточной для восприятия, форме показать историю развития силуэта как искусства. Даны интересные и убедительные иллюстрации. Примите мой голос и пожелания успехов!
Наталья Евгеньевна Вострикова # 5 октября 2014 в 15:25 +2
Очень интересно! Спасибо! Информация пригодится и для взрослых.
Светлана Павловна Ливенко # 11 марта 2015 в 22:04 +1
Какой отличный материал Вы нам продемонстрировали! К сожалению для меня, урок по данной теме уже пройден... Но я возьму его себе на заметку, и, по возможности, он обязательно будет применён в моей практике. Спасибо! Вам мой голос!