Конкурсы для педагогов и детей

Мастер-класс по рисованию. Картина «Павлин»

Нетрадиционное рисование в начальной школе
Мастер-класс по рисованию. Картина «Павлин»

Автор: Кокорина Елена Юрьевна, учитель изобразительного искусства, МОУ Славнинская средняя общеобразовательная школа, Тверская область, Торжокский район.

Назначение работы: мастер-класс по рисованию в нетрадиционной технике рисования предназначен для учащихся начальных классов, учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования. Рисунок можно использовать для украшения интерьера или в качестве подарка.

Цель: познакомить с нетрадиционным способом рисунка при помощи ладони и отпечатков пальца.

Задачи:
1) создать изображение павлина, используя в работе гуашь, ладошку и пальчики, а так же различные кисти для рисования.
2) развитие мелкой моторики пальцев, творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения;
3) формирование художественно-образного мышления.

Материалы: гуашь, кисти для рисования (белка или пони №1, № 2 и №8), баночка для воды «непроливайка», лист тонированного картона, тряпочка или салфетки для вытирания рук.

Это что за чудо-птица?!
Не сова и не синица,
Не журавль и не дрозд...
Как раскрытый веер хвост...
Голубой, зеленый, красный -
Сколько же на перьях красок?
Точно важный господин,
Ходит по двору... (Павлин). Е. Карпенко

Словно важный господин,
Распускает хвост павлин
Как прекрасен облик твой! -
Только, пташечка, - не пой! А. Мармазов
Благодаря пышному, распускаемому веером глазчатому «хвосту» павлин известен как самая красивая птица. Но вот голос у павлина не так хорош как его оперение. Как говорит пословица «Павлиний крик хуже кошачьего».
Выпрямится в полный рост,
Веером распустит хвост,
Чудный хвост в прекрасных «глазках»,
Тело птицы в дивных красках.
Милым павам господин,
Франт известный всем павлин. (Р. Лященко)

Сегодня мы познакомимся с еще одним из способов изображать окружающий мир: пальцами рук. Мы создадим эту «чудо-птицу» просто окуная в краску пальцы.
Этапы выполнения работы.
Нанесите синюю краску на левую ладонь при помощи большой кисти. Очень быстро, пока краска не высохла, на большой палец и часть ладони добавьте зеленую гуашь.

Перевернув ладонь, сделайте отпечаток посередине листа синего тонированного картона (лист расположен по горизонтали). Это будет основа нашего павлина.

Теперь берем красную гуашь и, обмакнув в нее указательный палец, начинаем делать яркие отпечатки на хвосте нашего павлина. Они будут получаться по разному – все зависит от консистенции краски: чем гуще, тем интереснее он выглядит.

Хвост павлина располагается в промежутке между указательным пальцем и мизинцем. Если пальцы не были расставлены широко, то можно добавить ряд красных отпечатков в левую сторону от мизинца.

Вводим ярко желтые пятна в хвост павлина все тем же указательным пальцем. Для перехода от одного цвета краски к другому достаточно просто сполоснуть палец в стаканчике с водой и вытереть о тряпочку. Если вы хотите получить отпечатки меньшего размера, то предлагаю рисовать мизинцем.

Начинаем формировать «глаз» в нашем хвосте. Для этого мизинец окунаем в фиолетовую гуашь и делаем отпечаток поверх красного. Фиолетовый отпечаток может располагаться как посередине, так, и смещен от центра красного мазка.

Этим же фиолетовым цветом делаем перышки на крыле.

В крыло вводим красные перышки тоже при помощи мизинца.

Для маленьких детей этими «пальчиковыми» пятнами можно и ограничиться, но для детей постарше я предлагаю ввести работу с тонкой кисточкой. Берем кисть «пони № 1» и начинаем прорисовывать мелкие точки (работаем самым кончиком). Для начала берем синюю гуашь, ту которую использовали при создании туловища павлина, и делаем точки по центру желтых больших отпечатков в хвосте.

Красной гуашью точечно обводим желтые пятна хвоста. Обводка может идти по кругу.

или сформировать капельку.

Таким образом прорисуем все желтые перышки в хвосте.

Красные большие перышки хвоста тоже обводим маленькими точечками, только теперь желтой краской.

Этой же кисточкой с желтой краской ставим яркую маленькую точку в центре фиолетового отпечатка «глазка».

Сменим кисть (пони/белка № 2). Вводим в рисунок черную гуашь. На синих отпечатках пальцев рук оставляем след от всех волокон кисточки.

Теперь перейдем к крылу павлина и такими же удлиненными мазками черной гуаши обведем весь контур.

Возьмем кисть пони № 1 и черной краской подчеркнем внутренние перышки крыла.

Такие же отпечатки черных перышек поставим по внешнему контуру хвоста.

Прорисовываем клюв красной краской и украшаем голову «короной» у нашего павлина.

Рисуем глаз в три этапа: желтый отпечаток, черная точка и белый блик.

Теперь берем желтую краску и маленькими точками украшаем черные перышки крыла.

Такие же желтые точки наносим на нижнюю часть брюшка и шею нашего павлина.

По центру брюшка павлина черной краской рисуем лапки (используем тонкую кисть). Слегка распушив волоски нашей кисточки оставляем мелкие крапинки по всему туловищу и шеи павлина.


Павлин готов. Теперь закончим нашу картину, прорисовав траву и дерево. Используем зеленую краску разных оттенков и палец.

Зеленые отпечатки накладываем по нижнему краю и по вертикали с правой стороны рисунка.

Теперь используя коричневую, черную гуашь и тонкую кисть прорисовываем ствол и ветки дерева.

Наш рисунок готов. Можно вставлять его в рамку.

По парку гуляет красавец павлин,
А хвост у него удивительно длин.
Лишь паву увидит и хвост распушится.
Тут станет павлин настоящей жар-птицей! (В. Ворона)

А вот такой павлин получился у ученика 2-го класса.

Многие считают, что рисование пальцами годится только в качестве развлечения для малышей, и напрасно – это один из способ арт-терапии. Процесс создания картин в такой технике настолько увлекательный, что заставляет художника любого возраста сосредоточиться и с головой окунуться в то, что он делает.
Предлагаю вам несколько рисунков в этой технике.
«Осьминожек»

«Золотая рыбка»

Спасибо за внимание. Желаю всем творческих успехов!
[/h3] [/b]

Рекомендуем посмотреть:

Урок рисования в начальной школе по теме Снегири Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу Мастер-класс «Сказочный зимний пейзаж» Нетрадиционная техника рисования Кляксография. Мастер-класс

Похожие статьи:

Рисование картины «Бабочки» в начальной школе

Как нарисовать натюрморт

Рисование осенних листьев, 1-2 класс

Выпускной в начальной школе 4 класс. Сценарий

Что означает Арт - терапия

Участник №25 профессионального конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рисованию». Февраль-апрель 2014
Нетрадиционные техники рисования в начальной школе | Творческий проект учащихся 9-го класса
Опубликовано: 981 день назад (4 апреля 2014)
Просмотров: 8559
Рубрика: Конкурсы
+20
Голосов: 20
Головина Татьяна Сергеевна # 4 апреля 2014 в 23:33 +4
Очень понравился МК!! Дети точно будут в восторге. Нарисовать, да еще и на ладошке!! Молодец, Елена Юрьевна. Спасибо.
Оксана Анатольевна Таряник # 5 апреля 2014 в 00:00 +4
Спасибо Елена Юрьевна за Ваш мастер-класс!Дети с удовольствием рисуют ладошками и пальчиками, чувствуя себя, мне кажется, настоящими художниками и волшебниками. Завораживает живописный павлин, нарисованный вами, такой нарядный, напоминающий дымковскую роспись. Использование именно этой нетрадиционной техники рисования при изображении павлина считаю наиболее удачной, прекрасно, что Вы обратили внимание на необходимость  проработки образа павлина, сочетая приемы традиционного и нетрадиционного рисования, ведь они дополняют друг друга.
Творческих Вам успехов!
Елена Юрьевна Кокорина # 11 апреля 2014 в 23:32 +2
Оксана Анатольевна! Спасибо за добрые слова в адрес МК. Приятно, что вы отметили сходство в росписи с дымковской игрушкой, но я хотела бы отметить что такое сочетание красок и приемы росписи встречается и в нашей местной Торжокской глиняной игрушке.
Маргарита Александровна Гришина # 5 апреля 2014 в 00:41 +6
Елена Юрьевна.Спасибо за столь интересный Мк по использованию нетрадиционной техники рисования!
Ох этот отпечаток руки,в каких только ракурсах его коллеги не использовали.Вот и у вас опять
что то новенькое-теперь павлин.Прекрасно раскрыт мастер-класс,отлично показано и описано содержание и ход Мк.Фотоматериалы четкие и понятные,все можно даже не специалисту повторить.Павлин просто загляденье.Так доходчиво раскрыли секреты,что удивленьям нет предела,хочется сразу попробовать и не верится.что не умеючи рисовать сможешь изобразить такую прелесть.Спасибо за идею и за МК.Удачи вам+1
Елена Юрьевна Кокорина # 5 апреля 2014 в 01:01 +4
Спасибо, Маргарита Александровна за Ваш комментарий. Читаю и удивляюсь, что для всех Вы находите доброе слово. Мне очень приятно, что и мои МК вас не оставляют равнодушной.
Светлана Христьяновна Лаптева # 5 апреля 2014 в 11:27 +4
Какой интересный мастер-класс! Красивые и качественные фотографии, подробно описаны этапы работы, все последовательно. А какой красавец павлин! Просто чудо! А рисование таким способом увлечет каждого  ребенка. Ведь надо будет накрасить ладошки, а это не может не понравиться нашим деткам. Спасибо, мне очень понравилось!1+ Успехов Вам!
Наталья Николаевна Болотина # 5 апреля 2014 в 15:07 +4
Интересный мастер-класс,детишки будут в восторге.
Елена Павловна Верещагина # 7 апреля 2014 в 12:17 +3
Замечательный мастер-класс!Беру в копилку.Огромное спасибо за идеи.Голосую.
Эмилия Викторовна Голубева # 7 апреля 2014 в 17:51 +1
Спасибо, интересный мастер-клаас! Все красочно.
Александр Семенович Жбанов # 12 апреля 2014 в 08:02 +6
Чудным образом ладошка превращается в павлина! Здорово получается, конечно же дети с огромным интересом выполнят такую работу! Вы все замечательно показали. Спасибо, Елена Юрьевна!+1
Елена Юрьевна Кокорина # 14 апреля 2014 в 19:10 +2
Спасибо за отзывы. smile
Людмила Артемьевна Воронкина # 16 апреля 2014 в 22:03 +4
Спасибо за ваших лебедей.Спасибо, что делитесь идеями нетрадиционного рисования.Благодаря вам, тоже начали рисовать ладошкой, до этого только ладошки использовали в аппликации. Восторгу у детей нет предела. СПАСИБО
Елена Юрьевна Кокорина # 16 апреля 2014 в 22:23 +2
Людмила Артемьевна, приятно что Вы нашли что-то новое для своих идей и в моей копилке. Это очень приятно. Спасибо большое!
Ирина Юрьевна Ручина # 19 апреля 2014 в 18:26 +8
Хорошие работы. Павлин получился яркий, красочный. Детям такая техника рисования доставляет только радость. Мастер-класс подробный и доступный. Творческих Вам успехов и удачи. Отдаю свой голос. +1.
Любовь Ренадовна Арипова # 23 апреля 2014 в 22:41 +5
Да!!! Впечатлило. У вас бурная фантазия и золотые руки, возьму ваш мастер-класс на заметку! Спасибо за интересный материал!
Оксана Владимировна Столь # 24 апреля 2014 в 07:08 +5
Елена Юрьевна, ваша работа заслуживает внимания!С удовольствием голосую за нетрадиционный способ пальчиковой живописи! Это во - первых, хороший рефлекторный массаж, а во - вторых,такой вид рисования способствует раннему развитию творческих способностей!Удачи в конкурсе!
Светлана Александровна Овчинникова # 28 апреля 2014 в 18:07 +4
Поздравляю с заслуженной победой. Творческих идей!
Марина Ивановна Сухановская # 14 мая 2014 в 20:54 +4
Елена Юрьевна, какие у вас восхитительные работы. Как прост прием выполнения, но оформление, яркое, красочное. Для детей техника рисования полезна, тренирует мелкую мускулатуру кисти рук, что положительно сказывается на работе головного мозга. А еще приобщает детей фантазировать, воображать.
Здорово, я беру на заметку.
Надежда Сергеевна Лобанова # 7 сентября 2014 в 11:51 +2
ух ты!мне очень понравилось)обязательно попробую это со своими малышами) joke