Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД в средней группе по ФЭМП на тему "Прогулка на лугу"

Конспект НОД в средней группе на тему "Прогулка на лугу"
Автор: Коковина Оксана Васильевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей», город Каменск-Уральский, Свердловской области.
Данная деятельность предназначена для работы с детьми 4-5 лет. Основной акцент, сделанный на формировании элементарных математических представлений дошкольников, позволяет ребятам освоить понятия «столько – сколько», научиться сравнивать группы предметов разного размера и закрепить навыки счёта до 5. Наряду с этим ребята включаются в общение и игровое взаимодействие в рамках темы «Насекомые», а также имеют возможность развить графические навыки.
Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности для работы с детьми средней группы на тему «Прогулка на лугу»
Цели.
1. Развивать способности детей мыслить логически, видеть причинно-следственные связи, сравнивать количество предметов двух множеств путём приложения и счёта; развивать графические навыки ребят.
2. Воспитывать бережное отношение к живой природе, а также потребность доводить начатое дело до конца.
3. Научить ребят устанавливать равенство групп предметов разного размера.

Задачи:
• продолжать учить детей сравнивать количество предметов двух групп, пользуясь приёмами приложения и счёта; реализовывать в деятельности тождество «столько – сколько»;
• закрепить навыки счёта до 5;
• научить детей устанавливать равенство групп предметов разного размера, подвести их к пониманию того, что число предметов не зависит от их размеров.

Материалы: демонстрационный столик, фланелеграф на мольберте, одинаковые цветы из картона разного размера (большие и поменьше) по 5 штук, большие и маленькие кубики по 5 штук, иллюстрации с изображением насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, жук, комар), фломастеры на каждом столе, заготовки для рисования (половина альбомного листа, разделённого чертой на две части; с левой стороны  изображена божья коровка без точек, а под ней квадраты от 1 до 5) – по количеству детей.
Ход деятельности
I. Организационный момент.
Стульчики детей поставлены полукругом перед мольбертом. Сами ребята стоят около воспитателя.
- Ребята, я приглашаю вас на прогулку. А гулять мы пойдём на золотистый и весёлый луг. Чтобы туда попасть, нужно встать в круг и поиграть в игру «Раз, два, три».
Дети встают в круг, берутся за руки и выполняют движения по тексту.
Мы пойдём сначала вправо – раз, два, три (идут в правую сторону),
А потом пойдём налево – раз, два, три (идут в левую сторону),
А потом мы соберёмся – раз, два, три (сужают круг),
И тихонько разойдёмся – раз, два, три (расширяют круг).
А потом мы все присядем – раз, два, три (садятся на корточки),
А потом мы все привстанем – раз, два, три (встают),
А потом мы повернёмся – раз, два, три (поворачиваются вокруг себя),
И друг другу улыбнёмся – раз, два, три (улыбаются друг другу и садятся на стульчики).

II. Закрепление изученного материала и освоение нового.
- Вот мы и пришли на луг, где растёт много цветов: одуванчиков, колокольчиков, васильков и маков.
Воспитатель обращает внимание детей на фланелеграф, где вразброс выложены две группы цветов, одинаковых по форме и цвету, но разных по размеру: большие и средней величины. В каждой группе по 4 цветка, всего их 8.
- Посмотрите, как много цветов! Какие они? Что можно сказать о размерах этих цветов?
- Правильно, ребята, на этой поляне много больших и маленьких цветов. А давайте посмотрим, каких цветов больше: больших или маленьких. Что для этого нужно сделать?
Дети предлагают посчитать цветы. Воспитатель просит одного ребёнка собрать и сосчитать большие цветы, а другого маленькие.
- На этой поляне росло 4 больших цветка и 4 маленьких. Значит их… поровну. Давайте это проверим.
Воспитатель приглашает одного ребёнка и просит его разложить цветы так, чтобы под каждым большим цветком оказался маленький, то есть поставить их парами. Затем дети хором пересчитывают большие цветы, потом маленькие, делают вывод о том, что больших и маленьких цветов поровну – их по 4.
- Ребята, послушайте, какой сильный ветер пришёл на поляну, он снова перепутал все цветы.
Воспитатель раскладывает цветы в свободном порядке и добавляет при этом один большой цветок.
- Давайте снова посчитаем большие и маленькие цветы и сравним их количество.
Для этого воспитатель вновь вызывает двоих детей и поручает одному собрать большие цветы, а другому маленькие и посчитать их. Оказывается, одних цветов 5, а других – 4. Дети выкладывают цветы один под другим, чтобы показать разницу в количестве цветов.
- Что же произошло? Почему больших цветов стало 5? Наверное, ветер принёс один цветок с другой поляны!
- Посмотрите, ребята, наши маленькие цветы загрустили, их оказалось меньше, чем больших. Как же им помочь? Правильно, нужно добавить один маленький цветок. Давайте попросим ветер принести нам ещё один цветочек.
Воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина «Ветер, ветер, ты могуч…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»).
Ветер, ветер, ты могуч! Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе,
Не боишься никого, кроме Бога одного…
- Вот и прилетел к нам цветочек!
Воспитатель добавляет маленький цветок и пересчитывает весь ряд. Затем обращает внимание детей на то, что количество цветов не зависит от их размеров: и больших, и маленьких цветов по 5.
Физминутка.
- Ребята, а к нам на полянку кто-то пришёл.
Бурый он и косолапый, ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд. Кто сластёну назовёт?
- Правильно, это медведь! Давайте поиграем игру «Мишка вылез из берлоги».
Дети встают в свободном порядке и выполняют движения по показу воспитателя.
Мишка вылез из берлоги (имитируют походку медведя),
Огляделся на пороге (смотрят то в одну, то в другую сторону).
Потянулся он от сна (потянуть руки вверх, встать на носочки),
К нам опять пришла весна (развести руки в стороны)!
Чтоб скорей набраться сил (поочерёдное сгибание и разгибание кистей рук к плечам),
Головой медведь крутил (поворот головой вправо и влево).
Наклонился взад – вперёд (наклоны назад и вперёд),
Вот он по лесу идёт (ходьба на месте, имитируя походку медведя).
Ищет мишка корешки и трухлявые пеньки (сесть на корточки).
В них съедобные личинки (встать, руки поставить на пояс)
Для медведя витаминки (наклоны направо – налево).
Наконец, медведь наелся (погладить рукой по животу)
И на брёвнышке уселся (дети садятся на стульчики).
Воспитатель выкладывает на одной стороне демонстрационного столика 4 больших кубика, а на другой -  4 маленьких кубика.
- Ребята, медведь оставил нам новую загадку: каких кубиков больше – маленьких или  больших? Что нужно сделать, чтобы это узнать?
- Правильно, их нужно посчитать!
Воспитатель  приглашает двоих детей и одного просит посчитать большие кубики, а другого – маленькие. Дети делают вывод, что кубиков поровну – по 4. Затем приглашает третьего ребёнка и просит его проверить равенство групп кубиков, приложив к каждому большому один маленький кубик. При этом воспитатель обращает внимание детей на то, что, несмотря на размеры, количество кубиков в двух рядах одинаковое.
Далее воспитатель просит детей закрыть глаза, сам расставляет кубики вразброс, добавив при этом один маленький кубик. Затем он предлагает одному из детей выбрать только большие кубики и посчитать их, другому – только маленькие и тоже посчитать их. Сравнивая количество двух групп кубиков, окажется, что маленьких кубиков больше.
- Что нужно сделать, чтобы и больших, и маленьких кубиков было поровну.
- Правильно, можно убрать один маленький кубик и тогда их будет поровну – по 4. Или добавить один большой кубик и тогда их будет поровну – по 5.
Воспитатель предлагает одному из детей добавить один большой кубик, чтобы их стало 5 и сравнить количество кубиков в двух группах, пользуясь приёмом приложения. Когда группы кубиков будут выложены в ряды, воспитатель обращает внимание детей на то, что из больших кубиков построен большой ряд, из маленьких – маленький. Но, тем не менее, больших и маленьких кубиков поровну – по пять. Дети вместе с воспитателем снова пересчитывают все кубики в каждом ряду и делают вывод: «Больших и маленьких кубиков поровну – пять и пять».
Затем воспитатель предлагает детям встать вокруг демонстрационного столика, где положены иллюстрации с изображением насекомых, и говорит о том, что на луг прилетели разные насекомые. А какие, они смогут угадать сами. Воспитатель загадывает загадки о насекомых, а дети, назвав правильный ответ, находят иллюстрацию с заданным насекомым и выставляют её на мольберт.
1. Сорвать цветок я захотел, а он вспорхнул и улетел (бабочка).
2. На вид, конечно, мелковаты, но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята, вся жизнь их связана с трудом (муравьи).
3. Я трудилась круглый год, будет вам душистый мёд (пчела).
4. Летит, пищит, ножки длинные тащит.
Случай не упустит, сядет и укусит (комар).
5. Не жужжу, когда лежу; не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь нажужжусь (жук).
6. Он зелёный, попрыгучий, совершенно неколючий.
На лугу весь день стрекочет, удивить нас песней хочет (кузнечик).
7. Надевает эта крошка платье красное в горошек.
И летать умеет ловко. Это…. (божья коровка).
- Вот как много насекомых на лугу! Ребята, а божья коровка не может показаться вам. Она стесняется. Давайте узнаем, почему.
Воспитатель предлагает ребятам сесть за столы, где разложены заготовки для рисования и стаканчики с фломастерами.
- Дело в том, что когда подул сильный ветер, с божьих коровок улетели все точки. А точки – это не просто украшение для божьей коровки, это знак. Как будто имя. Представляете, если мы потеряем свои имена! Давайте поможем нашим божьим коровкам и нарисуем на их крылышках чёрные точки. Но точек должно быть столько же, сколько квадратов внизу.
Воспитатель предлагает детям, сидящим за одним столом, обменяться карточками и проверить друг друга.
- А теперь, чтобы наши божьи коровки совсем обрадовались, давайте с правой стороны листа нарисуем для них домики, чтобы они в случае сильного ветра смогли спрятаться в них.
Воспитатель показывает, как нужно нарисовать домик: сначала пол, потом стены, потолок и треугольную крышу. Затем предлагает ребятам нарисовать весёлое солнышко, цветы, траву.
- Наши божьи коровки даже не ожидали таких ярких подарков от ребят! Они такие радостные, но переживают, смогут ли найти свои домики после прогулки. Давайте поможем божьим коровкам и нарисуем на крышах домиков столько треугольников, сколько точек на спинках этих насекомых. Погуляют божьи коровки, полетают над лугом, потом посчитают точки на спинках и прилетят в свой домик.
Дети выполняют задание и вновь обмениваются работами, чтобы осуществить взаимопроверку.

III. Подведение итогов деятельности.
- Ребята, мы гуляли по лугу и узнали много интересного. Мы поняли, что больших предметов может быть столько же, сколько маленьких – их нужно просто посчитать. Мы поиграли с медведем, вспомнили, какие бывают насекомые и помогли божьим коровкам: нарисовали на их спинках точки, рядом – домики и, чтобы божьи коровки не перепутали свои домики, мы нарисовали на крышах столько треугольников, сколько точек на их спинках.
- А теперь нам пора возвращаться.
Воспитатель предлагает ребятам встать в круг и проводит игру «Насекомые».
Жук качался на травинке, крылья гладкие на спинке (руки на поясе, наклоны вправо – влево),
- Всех я знаю на лугу (выставляет в сторону правую руку),
Познакомить вас могу (выставляет в сторону левую руку)!
Вот кузнечик поскакал, все росинки расплескал (прыжки на месте),
Виден в зарослях едва (смотрит в одну сторону, приложив руку ко лбу),
Он зелёный, как трава (смотрит в другую сторону, приложив руку ко лбу).
Вот две бабочки летят, рассказать они хотят (поворот вокруг себя, взмахивая руками),
Что вчера ещё в траве жили гусеницы две (волнообразные движения руками).
Вот трудяга муравей (кисти сложены в замок и приставлены к правому плечу)
Всех сильней и здоровей (кисти сложены в замок и приставлены к левому плечу).
Он строитель и затейник (в такт ударять одним кулаком о другой),
Строит в чаще муравейник (показать крышу над головой).
Как у божьей коровки (выставить правую ладонь)
Крылья – пёстрые обновки (выставить левую ладонь).
Гладкие, атласные, яркие да красные (погладить поочерёдно кисти рук).
Рядом с речкой стрекоза: непоседа, егоза (вытянуть руки в стороны).
Как весёлый вертолёт отправляется в полёт,  
Полетела, полетела, деткам в сад идти велела (дети идут друг за другом по кругу).
Мы пошли, пошли, пошли – и пришли (дети останавливаются).
- Вот мы и пришли в детский сад. Теперь вы можете поиграть.

Литература.
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа / авт.-сост. З.А. Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 307 с.
2. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду (формирование у дошкольников элементарных математических представлений). Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в 1 младшей группе по ФЭМП "Угостим Зайку морковкой" Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему «В гостях у профессора Водолея» Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности в средней группе Конспект НОД в средней группе по ФЭМП
Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности в средней группе | Конспект продуктивной (конструктивной) непосредственно-образовательной деятельности. Средняя группа
Опубликовано: 987 дней назад (30 марта 2014)
Просмотров: 3999
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!