Конкурсы для педагогов и детей

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Путешествие в королевство Мягкого знака»

Логопедическое занятие во 2 классе
Тема: «Путешествие в королевство Мягкого знака»
Цель: Учить обозначать на письме мягкость согласного звука с помощью мягкого знака.
Задачи:
1) познакомить с первым способом обозначения мягкости согласных;
2) развивать умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки;
3) развивать навык правописания слов с мягким знаком в конце и середине слов;
4) развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного, слогового анализа и синтеза,
5) уточнять и обогащать словарный запас;
6) развивать внимание (устойчивость, концентрацию, переключаемость), слуховую и зрительную память, логическое мышление (обобщение, классификация).
Оборудование: карта путешествия в «Королевство Мягкого знака», флажок на магните, галстуки (банданы), мяч, листы с заданиями, зелёные карандаши, мячики-ёжики.
Ход занятия
I. Организационный момент (развитие логического мышления)
Эту букву не читаем,
С нею мы слова смягчаем,
В середине, в конце слова,
Встретить её можем снова.
Без неё нельзя никак,
Что же это -... (Мягкий знак.)
Лог. – Догадались, ребята, какая тема нашего занятия? ……. Молодцы! Сегодня мы будем говорить о мягком знаке в конце (середине) слова, учиться правильно писать и читать слова с этой буквой.
II. Работа над материалом.
1. Развитие кратковременной слуховой памяти и логического мышления.
Лог: - Сегодня мы отправимся в путешествие в королевство Мягкого знака.
1. Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет... (Корабль)
Лог: - Где находится «Ь» - знак в слове корабль?... Какую функцию он выполняет? (смягчает согласную, которая стоит впереди). Молодцы! На доске появляется карта путешествия.
Лог: - Надеваем банданы и отплываем.
2. Разминка с мячиками-ёжиками (несколько упражнений на выбор учителя). Записать число в тетрадках.
3. Развитие логического мышления (операции аналогия, обобщение и классификация)
Лог: - Вот и первая остановка - остров «Загадочный». Начинай с буквы «М». Разгадайте слова и запишите их в тетрадь. Подчеркните зелёным карандашом согласную, которую смягчил Ь-знак.
• Овощ……. (морковь)
• Ходит дворник с метлой, подметает снега -
Запылил белой мглой и поля и луга……….метель.
• Она девочка, а он - ……….. мальчик.
• Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый?
Летом ест клубнику, мёд, а зимой сосёт он лапу……..медведь.
Стол, стул, шкаф, кровать – это……..мебель.

4. Развитие устойчивости и концентрации внимания, памяти, мышления (классификации), буквенного синтеза.
Остров «Лесной». Найди в таблице 6 названий животных. Зачеркни эти названия цветным карандашом. Слова: медведь, рысь, хорь, соболь, олень, лось.
5. Физминутка (речь с движением)
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (повороты влево-вправо)
Потянулся он со сна: (потягивания – руки вверх)
К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набрался сил,
Головой медведь крутил. (вращение головой)
Наклонился он вперёд,
Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки и трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки. (наклоны: правой рукой к левой ступне и наоборот).
Наконец медведь наелся (гладим животик)
И на брёвнышке уселся (садимся за парты).

6. Развитие слогового синтеза.
Остров «Дружбы». Собери слова из слогов. Запиши, получившиеся слова в тетрадь, разделив их на две группы (-ь, -ь-) (восемь, карась, пеньки, осень, рельсы, лошадь, полька, пальцы)
во цы
ка рась
пень шадь
о сы
рель ка
ло семь
поль сень
паль ки

7. Развитие фонематического восприятия и умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки.
Остров «Волшебный». Игра с мячом.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно.
Мягкий знак перечеркнуть –
И свободен водный путь.
Корабли плывите смело!
Стала мель кусочком мела.
(Е. Измайлов).
Лог: - Я назову вам слово без «ь», а вы добавьте его в конец и скажите мне новое слово.
Кон – конь, стал – сталь, шест – шесть, хор – хорь, мел – мель, угол – уголь, кров – кровь, жар – жарь, ел – ель, пар – парь, топ – топь, пыл – пыль, плакат – плакать, пример – примерь.
8. Работа над предложением. Закрепление правописания Ь в конце и в середине слова. Развитие самоконтроля.
Остров «Невезения». На этом острове в словах пропал «ь» - знак. Как теперь читать слова? Прочитайте предложение и вставьте пропущенный «Ь» знак там, где это нужно.
ОПЯТ ПЯТ РЕБЯТ НАШЛИ У ПЕНКА ПЯТ ОПЯТ.
9. КОРОЛЕВСТВО «Ь» ЗНАКА.
Блиц опрос:
• Чего нет у буквы «Ь» - знак? (звука).
• Где в слове может стоять «Ь» - знак? (в середине и конце).
• Почему у «Ь» - знака нет заглавной буквы? (с него не начинаются слова).
• Для чего нужен «Ь» - знак? (смягчает согласные, разделяет согласные и гласные).
• Вспомните слова с «Ь» - знаком, который стоит в середине слова и смягчает согласную.
III. Итог занятия.
Лог: - Ребята чему мы учились сегодня на занятии? Что понравилось вам сегодня? Оцените свою работу на занятии и поднимите смайлики. «Ь» - знак доволен, вот вам от него подарки.
Литература:
1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы» - М. Просвещение 1987 г.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. Из-во Книголюб.
3. Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. М. Из-во Аквариум. 2006 г.
4. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Физкультурные минутки. М. Из-во Астрель. 2006 г.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по предмету логопедия во 2 классе коррекционной школы VIII вида Тренажер для индивидуально-групповой работы с учащимися на дифференциацию согласных, имеющих акусти Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия в начальной школе Конспект группового логопедического занятия во 2 классе с презентацией
Викторина «Путешествие по сказкам» для 1 класса. Сценарий
Опубликовано: 241 день назад (12 апреля 2016)
Просмотров: 637
0
Голосов: 0
Анжелика Эдуардовна Вальц # 12 апреля 2016 в 22:13 0
Очень интересный материал. Легкий, доступный, помогает научить детей правильно писать или исправить пробелы в знаниях. Обязательно использую на практике.
Елена Копылова # 12 апреля 2016 в 23:14 0
Спасибо! К путешествию ещё карта прилагается.