Конкурсы для педагогов и детей

Конспект повторительно-обобщающего урока по истории средних веков, 6 класс

Повторительно-обобщающий урок в нетрадиционной форме по истории средних веков 6 класс
Автор: Косова Елена Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ «Оборонинская СОШ» п.Мордово Тамбовская область
Описание материала: методическая разработка повторительно-обобщающего урока по истории средних веков в игровой форме («Своя игра») расчитана на обучающихся 6 классов, может быть использована для проведения внеклассного мероприятия по истории.
Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по истории средних веков.
Задачи:
• предметные: повышение интереса учащихся к истории, развитие умений и навыков при работе с понятиями, датами, логическими заданиями;
• метапредметные: развитие мышления, умение применять его в познавательной и коммуникативной практике, организация учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками;
• личностные: формирование ответственного отношения к учению, способностей к саморазвитию и самообразованию.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Формы работы обучающихся: групповая
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, ЭОР (презентация со схемой викторины, гиперссылки дают возможность продемонстрировать правильный ответ).
Схема викторины
«Человек-загадка» 10 20 30 40 50
«В кольце стен и башен» 10 20 30 40 50
«Крестом и мечом» 10 20 30 40 50
«Крылатые выражения» 10 20 30 40 50
«Культура Средневековья» 10 20 30 40 50
1. Организационный момент:
учитель говорит о целях и задачах урока, представляет команды и их капитанов, знакомит с жюри (это могут быть учителя истории, родители, старшеклассники и др.), объясняет правила игры.
Правила игры
1. В игре принимают участие три команды, которые пользуясь приведенной выше схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость.
2. Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей табличку со своим названием. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, команда получает право выбора следующего вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то с ее счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим командам.
Учитель напоминает правила работы в группе:
• когда говорит один, другие слушают;
• дай возможность высказаться каждому;
• в группе все равны;
• уважай точку зрения и мнение другого;
• учись слушать и слышать;
• в споре рождается истина;
• работать в группе интереснее и легче;
• работа в группе поможет стать дружнее.
1. Тема «Человек-загадка»
10 баллов- Кому принадлежит данное высказывание: «Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев, и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности) (Хлодвиг).
20 баллов- Назовите одного из самых знаменитых монархов Европы, от имени которого произошло слово «король» (Карл Великий).
30 баллов- Два исторических деятеля жили в одной стране, в одном веке, стали национальными героями своей страны и имели одинаковые имена. Кто это? (В Чехии XV век Ян Гус и Ян Жижка).
40 баллов- Современник Карла Великого, он был героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь». Кто это? (Халиф Багдадского халифата Харун ар-Рашид).
50 баллов- Кому французский король присвоил личный герб следующего описания «На лазоревом поле – золотой меч, сопровождаемый двумя золотыми цветками лилий и поддерживающий золотую корону»?
(Жанне д,Арк).
2.Тема «В кольце стен и башен»
10 баллов- В городе Эдинбурге (Шотландия) была «улица коров», а в городе Страсбурге (Германия) – «улица быков». О какой особенности средневекового города свидетельствуют названия этих городов?
(Хотя главным занятием горожан было ремесло и торговля, жители города еще долго не порывали с сельским хозяйством. Перед городскими стенами простирались возделанные поля, сады и огороды, на пастбищах бродили стада, которые вечером гнали по улицам города).
20 баллов- В Средние века говорили: «Что с возу упало, то пропало». Что это значило? (Товар, упавший на землю или смытый с корабля, считался добычей владельца этой земли).
30 баллов- Завоевав независимость, горожане создавали самоуправление- выборный городской совет. Как назывался глава городского совета в Англии и в Германии? (Мэр в Англии и бургомистр в Германии).
40 баллов- Как вы можете объяснить название городов Франкфурт, Гамбург, Кембридж, Оксфорд? (В немецком языке слово «бург» означает крепость, «фурт»-брод, в английском языке слово «форд» означает брод, «бридж»- мост. Название города объяснялось местом его возникновения ).
50 баллов- Первые дома и улицы города Арля на юге Франции располагались на гладком, похожем на стол месте, имевшем правильную овальную форму. Как вы можете объяснить столь своеобразное место возникновения города Арля? (Город возник на месте арены древнего цирка).
3. Тема «Крестом и мечом»
10 баллов- Это был единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить и оставить без ответа (Во время обряда посвящения в рыцари).
20 баллов- О каком событии июля 1099 года написал хронист: «Они убивали и старух и младенцев. Их лошади чуть не плавали в потоках крови»
(О взятии Иерусалима).
30 баллов- Назовите три главных правила рыцарского кодекса чести, сложившегося в XII-XIII в.в. (1. Искать подвиги 2. Бороться с врагами христианства 3. Защищать слабых и обиженных).
40 баллов- Кардиналов запирают в специальной комнате, выйти из которой они могут только после того, как… Что должны сделать кардиналы? (Выбрать очередного папу).
50 баллов- Назовите трех правителей, которые приняли участие в Третьем Крестовом походе? (Император Германии Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август и король Англии Ричард I Львиное Сердце).
4. Тема «Крылатые выражения»
10 баллов- объясните смысл выражения и расскажите об истории его возникновения: «Ломать копья»
(Бороться за что-либо, с жаром спорить о чем-либо. Происхождение выражения относится ко временам рыцарских турниров XII-XIII в.в. Каждый рыцарь, выходя на турнир, объявлял свою даму сердца самой прекрасной и вешал на свое копье платок, подаренный ею. Это свое утверждение рыцари отстаивали в поединке, в буквальном смысле ломая копья. Впоследствии выражение «ломать копья» стали употреблять говоря про человека, отстаивающего свои взгляды в жарком споре).
20 баллов- «С открытым забралом»
(Не скрывая истинных намерений, открыто. Забралом называлась подвижная часть воинского шлема, закрывающая глаза воина от ударов противника. Она опускалась во время битвы, а в обычное время была поднята, открывая верхнюю часть лица).
30 баллов- «Круглый стол»
(Совещания, переговоры, любой обмен мнениями, где все имеют равные права и полномочия. Выражение восходит к циклу средневековых английских романов о короле Артуре. Волшебник Мерлин предложил создать рыцарский орден Круглого стола: его члены должны были сидеть везде за круглым столом, чтобы чувствовать себя равными).
40 баллов- «Философский камень»
(Начало всех вещей, скрытая их суть. В средневековье алхимики пытались создать не существующее в природе вещество, которое обладало бы чудодейственными свойствами: могло превращать неблагородные металлы в золото и серебро, излечивало от всех болезней, возвращало молодость и удлиняло человеческую жизнь. Называли такое вещество философским камнем. С возникновением научных основ химии его поиски прекратились).
50 баллов- «Жить на широкую ногу»
(Жить пышно, богато, с размахом и щедростью. Это выражение возникло благодаря английскому королю Генриху II Плантагенету. На большом пальце правой ноги короля вырос уродливый нарост, вследствие чего монарх вынужден был носить длинные башмаки с загнутыми кверху носами. Знатные богатые люди, подражая ему, также стали носить огромную обувь. Чтобы такие ботинки не сваливались с ног, модникам приходилось набивать их сеном. Обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее 15 сантиметров).
5. Тема «Культура Средневековья»
10 баллов- Материал для письма, изготавливавшийся из телячьей, свиной или бараньей кожи (пергамент).
20 баллов- Основатель книгопечатания ( И.Гутенберг).
30 баллов- В Европу изделия из этого материала привозили участники крестовых походов. Он ценился на вес золота. Осколки разбитой посуды знатные дамы носили на золотых цепочках в качестве украшений. О чем идет речь? (О фарфоре).
40 баллов- В полное школьное образование входило с античных времен изучение «семи свободных искусств». Какие это науки? (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка).
50 баллов- О ком идет речь, как этого человека называли на Востоке и в Европе? В 10 лет он знал математику и астрономию, в 12 лет его считали лучшим в Бухаре знатоком законов. Но больше всего его интересовала медицина. Он стал выдающимся врачом, при этом не только лечил людей, но и будущих медиков. Учил не только искусству врачевания, но и искусству сострадания к человеку. (Полное имя- Абу Али Хусейн ибн Абдаллах Ибн Сина, Авиценна).
Литература:
1.Борзова Л.П. Игры на уроках истории. – М.: Владос-Пресс, 2004.
2. Девятайкина Н.И. История средних веков. – Саратов, 1996.
3. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. – М, 2006.
4. История. Повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах.-Волгоград, 2007.

Рекомендуем посмотреть:

Урок – игра по истории средних веков «Звездный час» Конспект урока истории для 6 класса по теме «Духовный отец России» Конспект урока истории, 6 класс. Крестовые походы Урок ИЗО, интегрированный с историей в 6 классе к 9 мая - День Победы с презентацией

Похожие статьи:

Конспект урока-викторины по истории средних веков для учащихся 6 класса.

Конспекты уроков истории 6 класс

Участник №89 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Историческая викторина по краеведению с ответами, 7-11 класс | Викторина с ответами для детей 5 - 7 классов
Опубликовано: 670 дней назад (2 февраля 2015)
Просмотров: 3383
+3
Голосов: 3
Умит Нурбекович Аюпов # 3 февраля 2015 в 14:15 0
Урок просто класс!!! Насыщен интересными фактами,
А ваш материал я с огромным удовольствием возьму для себя на заметку и буду использовать на своих уроках. Спасибо!!!
голос +1
Татьяна Николаевна Тембаева # 9 марта 2015 в 08:42 0
Урок продуман, интересные развивающие задания.Спасибо,попробую провести на своих уроках.Голос.
Татьяна Николаевна Токарева # 19 марта 2015 в 11:35 0
Елена Александровна! Урок очень интересный. Вы творческий педагог. С удовольствием буду использовать отдельные приёмы у себя на уроках.
Светлана Михайловна Озерова # 30 марта 2015 в 22:02 0
Хороший конспект. Очень интересная форма, причем детки это очень любят и их это заинтересует. Я бы еще добавила сюда презентацию. Мой голос!
Екатерина Андреевна Шумаева # 14 декабря 2015 в 21:02 0
История средних веков - увлекательный курс, особенно если увлекательно построить учебный процесс. Данная форма работы, которую предлагает автор данной разработки, очень актуальна, она позволяет поддерживать интерес на протяжении всего занятия. На каждую тему подобраны отличные задания, продумана система начисления баллов.Очень важно и то, что перед викториной учащиеся вспоминают правила работы в группе. Спасибо за интересную разработку!
Галина Валентиновна Неплюева # 22 марта 2016 в 09:23 0
Здравствуйте,Елена Александровна. Ах,как это здорово,когда встречаешь такие формы повторения. Это и красиво и занимательно и полезно,для тех,кто что-то недоучил или забыл. Игра, форму которой вы предлагаете,я часто использую,но вопросы всегда разные и вы мне подсказали еще. А у вас я еще и позаимствовала очень "вкусные" и красивы разделы. Ах,какое вам спасибо! Я получила истинное удовольствие!!!
Светлана Олеговна Бралина # 22 августа 2016 в 20:43 0
Здравствуйте, Елена Александровна! Очень нравится использовать игровые формы урока, дети их очень любят. Урок очень насыщенный различным фактическим материалом. Спасибо вам за разработку. Использую в своей работе в этом году.