Конкурсы для педагогов и детей

Литературно - интеллектуальная игра 2-3 класс. Сценарий

Литературная игра для младших школьников
Литературно - интеллектуальная игра для младших школьников «В гостях у Севы Читайкина»
Автор: Кряжевских Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы»
Цель: Развитие любви и интереса к чтению книг.
Задачи: 1. Проверить, как прочитали за лето рекомендательный список книг.
2. Развивать таких качества, как умение рассуждать, делать выводы, оценивать поступки героев; развивать память, внимание.
3. Воспитывать внимание к слову, уважение к авторам книг, умение принимать решение, слушать друг друга, играть командой.
Оборудование: Проектор, экран, компьютер.
Возраст: Игра предназначена для учащихся 2 - 3 классов, будет интересна учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня.

Аннотация:
На лето каждый выпускник первого класса получает рекомендательный список книг для летнего чтения. Это делаю с целью ориентации в многообразии книг, формировании читательского интереса, возможности выбора любимой книги. С другой стороны – появляется обязанность в чтении книг, что важно для тех детей, для кого книга пока не стала другом. Как проверить насколько внимательно дети читали летом? Как сделать это ненавязчиво и интересно? Для этого и предназначена игра. Все задания составлены на основе книг из рекомендательного списка, который привожу в приложении.
Сева Читайкин – герой, который появляется иногда на уроках литературного чтения. Он остроумный, чтение книг – его любимое занятие. Часто он предлагает ученикам сложные, требующие размышлений, вопросы.
Интерактивная игра состоит из пяти категорий:
«Стихи»
«Сказки»
«О животных»
«О детях»
«Детские писатели»
В каждой категории 5 вопросов стоимостью 10, 20, 30, 40, 50 баллов.

Инструкция по применению:
Класс делится на несколько команд. Деление на команды можно провести по жеребьевке, по рядам, по желанию.



На слайде 2 изображено игровое поле. Играющие команды по очереди выбирает категорию и количество баллов. Переход на слайд с вопросом происходит по кнопке с баллами. При правильном ответе команде присуждается соответствующее вопросу количество баллов. Результаты фиксируются на доске.
Каждому вопросу соответствует красочный слайд. Правильные ответы появляются по щелчку. Возврат на игровое поле осуществляется по кнопке в правом нижнем углу.
Сыгравший номер при возврате на игровое поле пропадает.



Игровое поле включает две кнопки с баллами, которые открывают не вопрос, а физкультминутки. В категории "Животные" выбор 10 баллов открывает "Зарядку маленьких зверят" и в категории "Сказки" выбор 20 баллов открывает "Сказочную зарядку". Физкультминутки выполняют все команды, баллы начисляются той команде, которая сделала выбор.
Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов. Необходимо продумать награждение победителям, конфеты - всем участникам.
В конспекте привожу не все слайды, чтобы конспект не был слишком громоздким.

Категория 1. Стихи
10 баллов
Почему я встал у стенки?
У меня... дрожат коленки...
Чего же так боялся мальчик из стихотворения Сергея Михалкова?
Ответ: Мальчик боялся уколов.
20 баллов
Дама сдавала в багаж …
Кто автор этих строк? Что дама сдавала в багаж?
Ответ: Стихотворение С. Я. Маршака
Дама сдавала в багаж …
Диван, чемодан, саквояж,
Корзину, картину, картонку
И маленькую собачонку.

30 баллов

В 1935 году в журнале «Пионер» впервые была опубликована поэма С.Михалкова "Дядя Стёпа". Этот литературный герой был любим всеми детьми. Какой подвиг совершил дядя Степа?



Ответ: Жив, здоров и невредим
Мальчик Вася Бородин.
Дядя Степа в этот раз
Утопающего спас.
40 баллов
Угадай стихотворение и автора
“Мальчик мечтал, чтобы мама купила ему снегиря, ради этого стал послушным и вежливым, перестал обижать девочек, но когда снегирь был ему подарен, засомневался, стоит ли ему и дальше быть примерным мальчиком”.

Ответ: Стихотворение «Снегирь»
50 баллов



Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета.
Нет, не два, а целых три.
Нужно, что ни говори.
Вспомните, о каком лекарстве идет речь в стихотворении «Чудесные таблетки»?
Ответ: Лекарство от лени.
Категория 2. Сказки
10 баллов
Героиня какой сказки говорила про себя: «из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена». Кто автор сказки?



Ответ: В. Даль «Девочка Снегурочка»
20 баллов


Сказочная зарядка
В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга зовут. (поворот обратно)
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят! (руки вверх)
30 баллов



Выражение «Остаться у разбитого корыта» стало крылатым выражением. Когда так говорят? Какое отношение имеет это выражение к А. С. Пушкину?

Ответ: Так говорят про человека, который все потерял, остался ни с чем, как старуха в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
40 баллов
Кому из героев Шарля Перро принадлежат эти вещи: сапоги, хрустальная туфелька, прялка и веретено, корзинка с пирожками, белые камешки?



Ответ: Сапоги – коту из сказки «Кот в сапогах», туфелька – Золушке из одноименной сказки, корзинка – Красной Шапочке, прялка – старушке из сказки «Спящая красавица», камешки – Мальчику-с-пальчику.
50 баллов
Многие литературные герои становятся любимыми для многих поколений читателей. Так произошло и с этим литературным героем. Ему поставлены памятники в Тобольске, Астрахани, Ишиме. Внимательно рассмотри памятники и отгадай героев.



Ответ: Это Конек – Горбунок и Иван.
Категория 3. О животных
10 баллов
Физкультминутка «Зарядка маленьких зверят»
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Рыжим хвостиком вильнуть.
А волчата - спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а Мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То двумя, то всеми вместе
Долго топчется на месте.
20 баллов
Назовите автора сказки о маленьком храбром мышонке – путешественнике.


Ответ: Виталий Бианки «Мышонок Пик»
30 баллов
Угадай басню. Звучит отрывок из басни в исполнении актера Олега Табакова.
Ответ: Звучит отрывок басни «Кукушка и петух»
40 баллов
К героине какого рассказа В. М. Гаршина подходит пословица «Ум тянет человека вверх, а хвастовство – вниз» Объясните.



Ответ: Пословица подходит к лягушке из сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница». Сообразительность помогла лягушке подняться в небо, а хвастовство, желание прославиться чуть не погубило лягушку.
50 баллов


О ком из животных не говорится в рассказе Г. Скребицкого « Кот Иванович»?[/i]
Ответ: В рассказе не говорится о петухе.
Категория 4. О детях
10 баллов



Какое волшебное слово помогло Павлику выполнить желания в рассказе В. Осеевой?

Ответ: Пожалуйста.
20 баллов



В одной сказке четыре злых волшебника решили вернуть себе молодость. Все, что для этого нужно было сделать - найти юных лентяев и воспользоваться растраченным ими временем. Ведь тот, кто впустую тратит время, сам не замечает, как стареет. Кто автор этой поучительной сказки?
Ответ: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
30 баллов



Какое желание Жени из сказки В. Катаева «Цветик- семицветик» считаешь самым важным»?
Ответ: Самым важным было последнее желание о выздоровлении Вити.
40 баллов



Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка в рассказе К. Паустовского «Стальное колечко»?

Ответ: Если наденешь колечко на средний палец – получишь здоровье, на безымянный - большущая радость, на указательный - увидишь весь мир.
50 баллов
Из книг какого автора эти герои?



Ответ: На слайде представлены иллюстрации к рассказам Н. Носова «Огородники», «Ступеньки», «На горке», «Мишкина каша», «Телефон», «Фантазеры».
Категория 5. Детские писатели
10 баллов
Назовите фамилию Дениски – героя рассказов Виктора Драгунского.
Ответ: Кораблев.
20 баллов



Назови героев рассказов Любови Воронковой «Подружки идут в школу», «Командир звездочки», «Солнечный денек»

Ответ: Танюша, Аленка, Демушка.
30 баллов
Кто придумал этих замечательных героев?



Ответ: На слайде представлены герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк, дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин, Хватайка, почтальон Печкин, корова Мурка, теленок Гаврюша.
40 баллов
Узнай рассказ В. Драгунского по иллюстрации.



Ответ: На слайде представлены иллюстрации к рассказам В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Он живой и светится», «Тайное всегда становится явным», «Куриный бульон», «Где это видано, где это слыхано…»
50 баллов
Этот литературный герой Эдуарда Успенского стал талисманом олимпийской сборной России с 2004 года.
Ответ: Чебурашка.



Приложение
Рекомендательный список для летнего чтения
выпускникам I класса
1. В. И. Даль «Девочка Снегурочка»
2. Ш. Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица»
«Мальчик – с – пальчик», «Золушка» и др.
3. Г. Х. Андерсен “Гадкий утенок”,«Дюймовочка», "Дикие лебеди”, “Огниво”
“ Новый наряд короля” и др.
4. Е. Шварц “Сказка о потерянном времени”
5.В. Катаев “Цветик – семицветик”
6. П. Ершов “Конек – Горбунок
7. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
8.В. М. Гаршин « Лягушка путешественница»
9. А. Гайдар «Совесть», «Чук и Гек»
10. Е. Пермяк «Самое страшное», «Двойка»
«Смородинка» «Пичугин мост»
«Хитрый коврик» «Первая рыбка»
11. Н. Носов «Ступеньки» «Фантазеры»
«Дружок» «Огурцы» и др.
12. Л. Воронкова «Подружки идут в школу»
«Командир звездочки»
13. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья" «Дядя Фёдор, пес и кот»
14. В. Драгунский «Девочка на шаре» и др. рассказы
15. В Осеева «Сыновья», «Волшебное слово»
16. К. Паустовский «Стальное колечко»
17. Б. Житков «Храбрый утёнок»
19. Г. Скребицкий «Кот Иванович»
20. В. Бианки «Мышонок Пик»
21. И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»,
«Лебедь, Щука и Рак»,
«Ворона и Лисица», «Кукушка и петух»
22. С. Я. Маршак «Стихи»
23. А. Барто «Стихи»
24. С. Михалков «Стихи»

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий интеллектуальной игры в начальной школе по творчеству Михалкова Литературная игра по сказкам Пушкина в начальной школе Литературная игра по книге Носова "Приключения Незнайки и его друзей", 3-4 класс Литературная игра-викторина с ответами по сказке: Снежная королева, 4-5 класс

Похожие статьи:

Литературная игра «Тяжеловес» по рассказу А. Серафимовича «Три друга» для учащихся начальной школы

Литературная игра для 3 класса

Игра – путешествие для начальных классов по сказке Андерсена «Дикие гуси»

Участник №76 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 мая по 30 июня 2014 года
Выпускной во 2 классе. Сценарий | Литературный марафон по несказкам Бианки
Опубликовано: 907 дней назад (14 июня 2014)
Просмотров: 11733
+14
Голосов: 14
Мила Кузьмина # 14 июня 2014 в 12:56 +2
Лена, уверенна, что вам будут благодарны учителя начальных классов за сценарий литературно - интеллектуальной игры «В гостях у Севы Читайкина».Данную игру можно адаптировать и во 2-4 классах. Если ребятам заранее сообщить о проведении игры, дети будут стремиться прочитать предложенные книги. Есть мотивация - будет результат! Голосую за воспитание любви и интереса к чтению книг.
Елена Кряжевских # 15 июня 2014 в 19:01 +2
Мила, спасибо за замечательный комментарий и за голос. Полностью согласна, что для достижения результата необходим мотив.Мы, учителя должны создать условия для мотивации. А воспитание любви к чтению - первейшая задача учителя.Спасибо.
Дамира Шайхрахмановна Тагирова # 7 июня 2016 в 15:43 0
Здравствуйте! как скачать презентацию, к этому уроку?
Татьяна Владимировна Шишкова # 14 июня 2014 в 16:46 +1
Очень содержательная и познавательная игра, спасибо за материал!
Елена Кряжевских # 15 июня 2014 в 17:58 0
Татьяна Владимировна, спасибо. Буду рада, если кому-то мой материал поможет в работе.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 14 июня 2014 в 20:55 +2
Елена. ваша работа это находка для учителей начальных классов. Мультимедиа очень активизирует работоспособность учащихся и вы этим воспользовались. Материал увлекает, так как ощущение, что ты участник телепередачи. Вы большой молодец! Мой голос
Елена Кряжевских # 15 июня 2014 в 17:16 +1
Татьяна Николаевна, спасибо за добрый комментарий. Согласна с Вами, что мультимедиа является хорошим помощником учителю. Игру можно провести и без проектора, но такого богатого иллюстративного материала не найти. Спасибо за голос.
Климешина Галина # 14 июня 2014 в 23:26 +2
Мне тоже понравилась идея - быстро и увлекательно проверить прочитанное за лето, возьму её обязательно для работы и в среднем звене.
Елена Кряжевских # 15 июня 2014 в 17:18 +1
Галина, спасибо за комментарий. Надеюсь, что такая проверка пойдет на пользу ученикам: кто прочитал весь список, сможет показать свои знания, кто не прочитал, сделает выводы на будущее, ведь уверена, что никто не захочет подводить свою команду. Спасибо!
Марина Васильевна Вилкова # 15 июня 2014 в 00:38 +2
Елена, какой интересный и содержательный материал Вами представлен! Насколько разнообразны вопросы - определение героя произведения, главной мысли, содержания основных эпизодов, работа с иллюстрацией и знакомство с памятниками литературным героям, даже фразеологизмы не забыли. Произведения разнообразных жанров и тематики. Приходится только сожалеть, что невозможно воспользоваться презентацией на интерактивной доске с гиперссылками. Спасибо за ресурс.
Елена Кряжевских # 15 июня 2014 в 17:42 +1
Марина Васильевна, спасибо Вам за комментарий. Мне тоже было жаль, что нет возможности предложить материал в полном объеме. Я часто пользуюсь презентациями других авторов, адаптирую к своему классу, что-то меняю, дополняю. Хотелось бы, чтобы и мои наработки были кому-то полезны.Спасибо Вам за внимание.
Елена Васильевна Горналёва # 18 июня 2014 в 10:32 +2
Спасибо за нужную и хорошую работу. Хотелось бы скачать её. Как это можно сделать?
Елена Кряжевских # 19 июня 2014 в 20:03 +1
Елена Васильевна, к сожалению, скачать презентацию с анимацией, действующими гиперссылками невозможно. Презентация выложена в виде картинок. Можно взять идею и "оживить" слайды самому. Спасибо за отзыв.
Татьяна Григорьевна Маня # 18 июня 2014 в 13:32 +2
Добрый день, Елена! У вас получилась хорошо продуманная интеллектуальная игра. Использование ИКТ, слайд презентаций, всегда вызывает повышенный интерес у ребят, а уж когда предлагается такой разнообразный перечень категорий, это вдвойне интересней. Игра, в которой каждому вопросу соответствует определённая цена, в виде баллов даёт возможность участникам испытать чувство азарта, а вместе с этим задуматься и реально взвесить свои возможности. Игра командная, что способствует сплочению коллектива. Данное мероприятие способно нацелить ребят на необходимость чтения художественной литературы, рекомендуемой учителем, ведь наверняка никому не захочется оказаться незнайкой в таких играх, а дух здорового соперничества способен творить чудеса. Очень понравились слайды, яркие, содержательные. Одним словом ЗДОРОВО!!! ИНТЕРЕСНО!!! ПОЗНАВАТЕЛЬНО!!! Мой голос за вас.
Елена Кряжевских # 19 июня 2014 в 20:08 +1
Татьяна Григорьевна, спасибо за такой содержательный комментарий. Я надеюсь, что в следующий раз, когда ученики получат задание прочитать список книг, не обязательно летом, они ответственно подойдут к выполнению задания. И это поможет им стать хорошими читателями.Еще раз спасибо!
Александра Абдувалиевна Полякова # 18 июня 2014 в 22:13 0
Уважаемая Елена, спасибо за приглашение, очень интерестная задумка. Я вот ктолько не очнь поняла вы сами создавали слайды или они уже есть готовые? Викторина понравилась.голосую, +1 !!!
Елена Кряжевских # 19 июня 2014 в 20:11 0
Александра Абдувалиевна, слайды, конечно, составляла сама. Они соответствуют списку книг, которые я рекомендовала читать летом. Старалась, чтобы в викторину вошла большая часть книг, чтобы вопросы были разнообразными.Спасибо за отзыв.
Любовь Робертовна Соколова # 20 июня 2014 в 09:26 +1
Елена, мне очень понравился ваш блог, нашла много интересного для себя. А это мероприятие - просто находка для учителя! Часто список на лето даем, но всегда ли проверяем, как прочитали? А у вас такая замечательная идея! Спасибо! Обязательно воспользуюсь материалом и посоветую коллегам. Удачи!
Елена Кряжевских # 20 июня 2014 в 16:40 +1
Любовь Робертовна, спасибо за отзыв. Надеюсь, такая игра поможет проверить, как прочитаны книги летом. Хорошо, если мой материал поможет Вам в работе.