Конкурсы для педагогов и детей

Музыкальная дидактическая игра для старших дошкольников

Музыкально-дидактическая игра Вини Пух и его друзья
Автор: Кругляк Лариса Фёдоровна, музыкальный руководитель МБДОУ №13, город Уфа республики Башкортостан
Описание работы:
Музыкально-дидактическая игра «Вини Пух и его друзья» создана для детей старшего дошкольного возраста. Данная игра направлена на эффективное применение в индивидуальной работе с детьми. Она может так же применяться:
- в образовательной деятельности «Музыка» в разделе музыкального воспитания «Слушание»;
- в интегрированной непосредственной образовательной деятельности;
- в развлечениях.
Данная игра поможет:
- детям развить способность чувствовать музыку, сопереживать настроению, переданному в музыке;
- музыкальным руководителям закрепить полученные знания у детей по развитию целостного восприятия музыки и способности дифференцировать средства музыкальной выразительности.
Игра основана на знании детьми сказки «Вини Пух», на знании музыкальных произведений в соответствии с программными требованиями для данного возраста детей, на умении определять характер и выделять средства музыкальной выразительности, на наличии музыкально-дидактического опыта.

Цель:Воспитывать любовь к музыке, формировать оценочное суждение и потребность в музыке.

Задачи:
1) Развивать музыкальный слух;
2) Учить чувствовать и эстетически переживать музыку;
3) Учить понимать содержание, настроение, переданное в музыке и соотносить их с картинкой;
4) Расширять словарный запас.

Игровые пособия: сюжетные картинки с изображением
- радостного медвежонка Вини Пуха,
- задумчивого медвежонка Вини Пуха,
- грустного ослика Иа,
- падающего с дерева тигрёнка Тигры.

Фонограммы или ноты музыкальных пьес разного характера.
Предлагаемый музыкальный репертуар
:
пьеса «Раздумье» Самуил Моисеевич Майкапар;
пьесы из альбома «Бирюльки» С.М. Майкапара «В садике», «Сиротка», «Тревожная минутка».

Предлагаемый музыкальный репертуар с учётом регионального компонента:
пьесы башкирских композиторов из сборника «Музыка в детском саду» подготовительная группа «Озорник» Н.Сабитов, «Раздумье» Х.Ахметов, «Жалоба» С. Сальманов, «Загадочная болезнь» С.Сальманов.

Ход игры на индивидуальном занятии с подгруппой детей:
Дети сидят за столами. На каждом столе лежит карточка с игровым полем и фишки разных цветов (кружочки, вырезанные из красного, синего, светло-зелёного, тёмно фиолетового картона). На игровом поле есть 4 больших квадрата, в которых изображены сюжетные картинки: Вини Пух радуется, Вини Пух мечтает, ослик Иа горюет, тигрёнок Тигра падает с дерева. Под каждым большим квадратом с картинкой имеется маленький квадрат для расположения фишки.
Музыкальный руководитель:Дети, предлагаю вам поиграть в игру «Вини Пух и его друзья». В разные истории Винни Пух попадал со своими друзьями. Разное настроение было у Вини Пуха и у его друзей. Давайте, послушаем музыкальную пьесу и отгадаем какое настроение сейчас у Вини Пуха и его друзей. Послушайте музыку, отгадайте настроение и положите фишку рядом с той картинкой, которая как вы считаете, подходит.
Звучит пьеса «В садике» С.Майкапара.
Дети отмечают картинку с весёлым Вини Пухом красной фишкой.
Музыкальный руководитель:Почему вы отметил именно эту картинку?
Дети:Потому что музыка была весёлая.
Музыкальный руководитель:Правильно. Придумайте другие слова о весёлой музыке.
Дети: Музыка радостная.
Дети:Музыка задорная.
Музыкальный руководитель:А как вы догадались, что музыка радостная и задорная? Как она звучала?
Дети: Музыка звучала быстро.
Дети:Музыка звучала так, что мне хотелось попрыгать.
Музыкальный руководитель дополняет:Правильно музыка звучала отрывисто.
Дети: Музыка звучала то громко, то тихо. А в конце музыка звучала так громко, как будто Вини Пух совсем расшалился.
Музыкальный руководитель:Дети, а как вы считаете, чему радовался, Вини Пух?
Дети: Вини Пух вспомнил, что сегодня он пойдёт с Пятачком в гости к кролику.
Дети:Вини Пух радуется, потому что хочет сделать подарок кролику.
Музыкальный руководитель:Дети, а кто помнит, как назвал свою пьесу композитор.
Дети: «В садике».
Музыкальный руководитель:Кто помнит композитора?
Дети: Самуил Моисеевич Майкапар.
Музыкальный руководитель:Ребята, вы готовы отгадывать следующую музыкальную загадку? Тогда внимание, звучит следующая пьеса.
Звучит пьеса «Раздумье» С. Майкапара.
Дети отмечают картинку с задумчивым Вини Пухом светло-залёной фишкой.
Музыкальный руководитель:Почему вы отметил именно эту картинку?
Дети:Потому что музыка была спокойная.
Музыкальный руководитель:Правильно. Придумайте другие слова о спокойной музыке.
Дети: Музыка задумчивая.
Музыкальный руководитель:А как вы догадались, что музыка спокойная? Как она звучала?
Дети:Музыка звучала медленно.
Музыкальный руководитель дополняет:Правильно. Музыка была сдержанная, неторопливая.
Дети:Музыка звучала тихо, что бы ни мешать мечтать.
Музыкальный руководитель дополняет:Музыка звучала плавно и напевно.
Дети, а как вы считаете, о чем мечтал Вини Пух?
Дети: Вини Пух мечтал том, как он с друзьями будет играть вечером.
Дети:Вини Пух мечтал о том, какой у него будет велосипед.
Музыкальный руководитель:Дети, а кто помнит, как назвал свою пьесу композитор.
Дети: «Раздумье».
Музыкальный руководитель:Кто помнит композитора?
Дети: Самуил Моисеевич Майкапар.
Игра продолжается дальше по аналогии.
Таким образом, игра помогает детям определить характер музыкального произведения и оставляет детям возможность сочинять и фантазировать. В процессе игры у детей развивается музыкальность и формируется музыкальный слух.





Рекомендуем посмотреть:

Влияние музыкально-дидактических игр на развитие младших дошкольников Музыкально-творческая игра для старших дошкольников «Снежинка серебристая» Первые музыкальные игры с малышом Музыкальные игры для дошкольников

Похожие статьи:

Игры, песенки, упражнения для младших дошкольников «Игралочка»

Игры на развитие образного мышления у детей 5-8 лет

Игры на развитие музыкальной памяти у детей 4-8 лет

Игры на развитие чувства ритма у детей 4-6 лет

Сценарий развлечения в подготовительной группе
Опубликовано: 1117 дней назад (19 ноября 2013)
Просмотров: 6823
+9
Голосов: 9
Ольга Константиновна Суркова # 19 ноября 2013 в 09:08 +4
Так мало встречается в литературе музыкальных дидактических игр, которые так необходимы не только музыкальным руководителям, но и воспитателям. Данная игра очень поможет в музыкальном воспитании детей в свободное время. Спасибо за нотное приложение.
Лариса Федоровна Кругляк # 26 ноября 2013 в 18:18 0
Спасибо, Ольга Константиновна.
    Да, думаю, что воспитатели  так же могли бы организовывать эту игру с детьми. А музыкальный материал можно взять у музыкального руководителя в аудиозаписи.
    Над развитием эмоциональной сферы у детей работают логопеды , психологи. Эта игра так же поможет им в работе, так как музыка усиливает эмоции и чувства.
Анна Николаевна Миронова # 20 ноября 2013 в 13:37 +1
Воспитателям всегда тяжело придумывать музыкальные игры. А такие педагоги, как вы помогают им в этом. Большое спасибо за интересную игру. Винни-пух это один из любимых героев детей им будет интересно выполнять задания с любимым героем. Удачи в конкурсе!
Лариса Федоровна Кругляк # 26 ноября 2013 в 18:20 0
Спасибо, Анна Николаевна.
   Вам тоже удачи в конкурсе!
Анфиса Калимулловна Аллямеева # 20 ноября 2013 в 13:52 +1
Интересная игра. Пополнит музыкальный уголок в каждой группе. Спасибо за идею.
Лариса Федоровна Кругляк # 26 ноября 2013 в 18:25 0
Спасибо, Анфиса Калимулловна.
   Я рада, что именно воспитатели оценили эту игру. Она действительно доступна тем педагогам, у которых нет специального музыкалльного образования.
   Пополняйте музыкальный уголок и фонотеку.  
Успехов!
Эльвира Анваровна Урозаева # 20 ноября 2013 в 14:08 +1
Спасибо за игру. Данная игра направленная на развитие музыкальных способностей детей. Игра расписана подробно. Описание поможет воспитателям организовать данную игру в группе в индивидуальной работе с детьми.Удачи в игре.
Лариса Федоровна Кругляк # 26 ноября 2013 в 18:30 0
Спасибо, Эльвира Анваровна.
Приятно видеть, что воспитатели не оставляют без внимания и "музыкальное воспитание" тоже.
Успехов  в работе с детьми.
Лариса Федоровна Кругляк # 26 ноября 2013 в 18:35 0
Хочу обратить внимание музыкальных руководителей!!!!!
Нотный материал загружен с ошибкой:
           окончание пьесы "Тревожная минутка" расположен в конце пьесы "Сиротка"!!!!
Лилия Сергеевна Карбышева # 21 января 2014 в 21:09 +1
Хочется отметить очень добротный, подробный план занятия,  методически грамотно построенную беседу с детьми, удачно подобранный музыкальный материал. Позвольте предложить дополнить игру музыкальными примерами:
Портрет Тигры - Гаврилин "Тарантелла" , Шуман "Арлекин",
Иа - Чайковкий "Старинная французская песенка", "Болезнь куклы", "Октябрь",
Беспокойный и вечно тревожный Пятачок - Моцарт, Симфония № 40, 1 часть; Бетховен, Соната № 8, 3 часть;
Вини мечтает - Чайковский "Утренняя молитва"; Шопен,Прелюдия №7 Ля мажор
Любовь Геннадьевна Полякова # 30 марта 2014 в 22:25 0
Очень интересно!