Конкурсы для педагогов и детей

Программы физической культуры по профилактике и коррекции различных заболеваний у обучающихся

Семинар «Примерные адаптированные  программы физической культуры по профилактике и коррекции различных заболеваний у обучающихся»
В старину говорили: «Хлеб всему голова», а сегодня эту мудрость можно перефразировать так – «Здоровье всему голова»  поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.  
И не случайно в настоящее время  наш педагогический  коллектив «Школы  здоровья» совместно с медицинскими работниками  детской городской поликлиники № 137 и родителями взяли  на себя львиную долю забот о здоровье  учащихся.

Анализ   заболеваний  и проблемы сохранения здоровья учащихся   привели  к необходимости разработки примерных адаптированных программ, направленных на профилактику самых распространенных заболеваний.
При разработке  программ мы исходили из полученных сведений  о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Первое место среди заболеваний у школьников занимает патология  опорно-двигательного аппарата,  прежде всего  нарушения осанки и плоскостопие.
Система   работы представляет собой замкнутый цикл, который включает в себя ежегодную диспансеризацию, мониторинг  основных заболеваний на входе (как правило в начале учебного года).
На основе примерных адаптированных программ планируются и проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия и в школе и  ДГП.
Мониторинг на выходе в конце учебного года, позволяет оценить эффективность оздоровительной  работы и выработать новые рекомендации.
В нашей школе была создана примерная адаптированная программа «Профилактика и коррекция заболеваний опорно-двигательного аппарата у школьников».
В основу программы положены программа физического воспитания для учащихся,  отнесенных к специальной медицинской группе «А», а также программа физического воспитания с оздоровительной направленностью.
Также разработана примерная адаптированная программа
«Профилактика и коррекция заболеваний опорно-двигательного аппарата» (плоскостопие)
Программа рассчитана на обучающихся 1-11 классов, отнесенных по заключению врачей к подготовительной и специальной медицинской  группе «А»  с рекомендацией  занятий корригирующей гимнастикой.  
Занятия проводят инструкторы  ФК во второй половине дня с  учащимися по трем возрастным группам 1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы.

В 2008-2009 учебном году наша школа принимала участие в эксперименте по диетическому питанию, который проводился  Департаментом здравоохранения совместно с  НИИ питания.  В эксперименте принимали учащиеся 4-11 классов, имеющие избыточную массу тела и заболевания желудочно-кишечного тракта. В целях  улучшения  состояния здоровья  детей, принимающих участие в  эксперименте,  совместно в ДГП № 137  были разработаны  примерные адаптированные программы, направленные на профилактику данных заболеваний.
На основе программ медицинскими работниками   ДГП   и педагогами школы проводились различные профилактические мероприятия, в том числе и  физкультурно – оздоровительные занятия.
Цель программ
Примерные адаптированные программы имеют общую цель:
Профилактика заболеваний у школьников посредством оздоровительных мероприятий с использованием различных физических упражнений.
Задачи программ
1. Создание эффективной системы мероприятий по укреплению здоровья и работоспособности учащихся.
2. Максимальный охват обучающихся всех групп здоровья физкультурно-оздоровительными мероприятиями.
3. Формирование навыков и привычки у всех участников образовательного процесса к систематическим физкультурно-оздоровительным занятиям и ведению ЗОЖ.
4. Рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.
Принципы программ
Программы строятся на принципах
1. Целостность, комплексность педагогических процессов
2. Систематичность и последовательность.
3. Связь теории с практикой.
4. Повторение умений и навыков.
5. Индивидуальный подход.
6. Дифференцированный подход по содержанию, методам, формам и средствам занятий.
7. Доступность.
8. Научность
9. Коммуникативность.
10. Результативность.
Структура программ
[/b]

Каждая программа  включает в себя  следующую структуру
1. Титульный лист
2. Пояснительную записку
3. Учебно-тематический план
4. Содержание программы
5. Методическое обеспечение программы
6. Список использованной литературы

Взаимодействие ГБОУ СОШ «Школа здоровья», ДГП № 137 и родители учащихся
Реализация программ невозможна без сотрудничества всех участников образовательного процесса, медицинских работников и родителей учащихся.
Взаимодействие осуществляется во всех профилактических и оздоровительных мероприятиях и является  одним из важных условий достижений положительного ожидаемого результата работы.

Характеристика физкультурных групп
Мы стараемся, чтобы все учащиеся школы принимали участие в спортивно-массовых и  физкультурно – оздоровительных мероприятиях.  Обязательно при планировании различных мероприятий  учитывается состояние здоровья учащихся, группы здоровья, физкультурные группы
и рекомендации врачей.

Формы физкультурно- оздоровительных мероприятий при различных отклонениях в состоянии здоровья учащихся
В процессе физкультурно –оздоровительной работы используем следующие формы:
гимнастику до уроков,
стрейчинг,
самостоятельные занятия по индивидуальным комплексам подвижные игры,
элементы спортивных игр,
фитнес-перемены,
упражнения на тренажерах
физические упражнения на переменах,
спортивные досуги,
занятия корригирующей гимнастикой,
самомассаж.
Уроки физкультуры проводятся с учетом  физкультурных групп учащихся. Освобожденных от уроков физической культуры  в школе нет, кроме СМГ «Б».
Дети, пришедшие в школу после болезни, занимаются в группе АФК.
Также в группу АФК временно  ( только на 2 четверть пока идет тема по физической культуре «Акробатика») переводятся  обучающиеся,  имеющие  рекомендации врача с освобождением от прыжков и  кувырков.  

Самым распространенным заболеванием среди патологии детей и подростков школьного возраста являются заболевания  опорно-двигательного аппарата. Наиболее частыми из них являются различные формы нарушения осанки и плоскостопия.  
Вот одна из примерных адаптированных программ по  профилактике заболеваний ОДА состоящая из   7 модулей.
1. Диагностика
2. Оптимизация физического воспитания суточной двигательной активности обучающихся
3. Формирование правильной осанки у обучающихся
4. Психологическая помощь
5. Организация оптимального сбалансированного питания учащихся
6. Взаимодействие с родителями
7. Врачебно – педагогический контроль

Оздоровительная и  профилактическая работа строится на основе диагностики и рекомендаций врачей – специалистов:
1. ДГП № 137
2. Индивидуальное обследование учащихся в других учреждениях
    здравоохранения.
3. «Навигатор здоровья»
4. Врачебно-физкультурный диспансер № 16

2-е направление программы
Оптимизация физического воспитания и суточной двигательной активности обучающихся.

Элементы и комплексы корригирующей гимнастики включены во все виды физкультурно-оздоровительных мероприятий
Утренняя гимнастика до уроков
Физкультурные минутки и  паузы
Уроки физической культуры
Занятия корригирующей гимнастики
Спортивные секции, кружки
Час двигательной активности в ГПД
Подвижные перемены
ДГП № 137   предоставляет нашим учащимся  оздоровительный массаж, в бассейне проводится  аква-аэробика.

3-е направление программы
Формирование навыка правильной осанки у обучающихся

Формирование правильной осанки у обучающихся осуществляется  через уроки здоровья
Тематическую стендовую информацию для учащихся и родителей
Проектную деятельность «Осанка – залог здоровья и красоты»
Тематические классные часы
Тематические родительские собрания
Разнообразные рейды
Пропаганду ЗОЖ,  рационального труда и отдыха, режима дня, здорового питания
Интеграцию вопросов сохранения правильной осанки на общеобразовательных предметах

4-е направление
Психологическая помощь
Детям,  имеющим  различные заболевания важна психологическая поддержка.
Мы планируем  с педагогами-психологами проводить консультации и  психодиагностические исследования самооценки учащихся 2 раза
-  до начала профилактических занятий корригирующей гимнастикой
и после проведенного курса.

5-е направление
Организация оптимального сбалансированного питания учащихся
Мы хотим видеть своих детей здоровыми и успешными и с самого начала школьной жизни стремимся использовать любую возможность для их развития. В школе организовано 2-х разовое бесплатное горячее сбалансированное питание с соблюдением режима.
По рекомендациям врачей организуется дополнительный прием комплекса витаминов с микроэлементами.
Ведется пропаганда здорового питания,  проводятся беседы, лекции.
Учащиеся работают над проектами по здоровому питанию.

6-е направление
Взаимодействие с родителями
Тема здоровья детей сегодня приобретает особую значимость не только для школы, но и для каждой семьи.  
В целях  улучшения взаимодействия  школы с родителями проводятся
Тематические родительские собрания, беседы и лекции
Проводятся консультации, круглые столы, встречи с врачами-специалистами
Открытые занятия, уроки
Предлагаются памятки с рекомендациями и комплексами профилактических занятий  в домашних условиях.

7-е направление
Врачебно-педагогический контроль
Вся работа по  направлениям примерной адаптированной программы находится под врачебно-педагогическим контролем.
Администрация школы совместно с медработниками  систематически проводят разнообразные рейды, осуществляют контроль за соблюдением СанПинов, за организацией физического воспитания и питания  учащихся в школьной столовой.
Ожидаемые результаты
Очень хотелось бы видеть положительный результат нашей работы
А именно:
Повышение уровня физического и психологического здоровья детей
Улучшение самооценки у ослабленных ребят
Перевод в подготовительную или в основную физкультурную группу
по данным медицинских осмотров
Развитие мотивации и воспитание интереса к регулярным
самостоятельным занятиям физической культуры.

Мы не строим грандиозных заоблачных планов, которые по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а стараемся решать простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели – сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного ресурса нации.

Рекомендуем посмотреть:

Практикум по моделированию для педагогов Физкультминутки на уроках в школе Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания Семинар-практикум для педагогов. Как решать конфликты

Похожие статьи:

Семинар практикум для педагогов по теме: Снежинка своими руками

Здоровьесберегающие технологии у детей с ОВЗ (с нарушением слуха) в начальной школе

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Опубликовано: 1086 дней назад (16 декабря 2013)
Просмотров: 1332
0
Голосов: 0
solnzezar # 16 декабря 2013 в 14:23 0
здравствуйте Марина, очень насыщенная полезной информацией статья,сама в своем ДУ занимаюсь темой по профилактике ОДА и плоскостия, в вашей статье нашла много интересного, работу описанную в направления такую же ведем в своем учреждении, конечно это вечная проблема и животрепещущая тема, дети стали очень ослабленные и с букетом различных заболиваний.