Конкурсы для педагогов и детей

Исследовательская краеведческая работа «Священная память о войне»

Исследовательская краеведческая работа «Священная память о войне»
Автор: Ефимова Виктория, 13 лет
ВВЕДЕНИЕ
В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно
И ею с тобой мы сильны…
Память…
Она неподвластна времени, она как немой свидетель тех незабываемых событий, которые в каждой семье отозвались горем и непоправимой потерей.
Среди многих событий Великой Отечественной войны, среди знаменательных боев и сражений особо выделяется грандиозная битва, развернувшаяся на Белгородско - Курской земле летом 1943 года.
Выросло не одно мирное поколение, но память о Великой Отечественной войне жива в наших сердцах. Проходит время, и чем дальше отделяет она нас от тех страшных событий, тем ценнее воспоминания очевидцев, тем актуальнее становится тема Великой Отечественной войны. Я не могу сказать, что тема войны нова, но каждый человек, пропуская ее через себя, осмысливает и воспринимает ее по- своему.
В июле 2013 года состоялся 70 – летний юбилей Курской битвы, ставшей важнейшим этапом на пути к полной победе во второй мировой войне.
Об этом свидетельствуют многие бои, среди которых крупнейшее в мировой истории танковое сражение под Прохоровкой, сломившее броневой хребет гитлеровской Германии и во многом определившее победный исход Курской битвы и всей Великой Отечественной войны.
В России нет ни одной семьи, которую не затронула бы Великая Отечественная война. О войне написано бесчисленное количество книг, сняты художественные фильмы, основанные на реальных событиях. С каждым годом документальных свидетельств становится все больше: открываются секретные архивы, то о чем раньше говорить было не принято – становится доступным. Подвиг советского воина от этого не блекнет, наоборот, становится более понятной самоотверженность простых людей, отдавших лучшие годы, здоровье и жизнь за Победу.
Уже почти не осталось живых свидетелей той смертельной схватки с жестоким и сильным врагом. Уходит поколение, которое не воевало с фашизмом, но выросло на осознании подвига отцов и дедов. Молодое поколение, вступающее в жизнь, должно знать о героизме простых людей, которые завоевали им право на жизнь и свободу.
Память народа хранит историю своего Отечества, которая складывается из отдельных историй рядовых и сержантов, офицеров и генералов, принимавших участие в той далекой войне - каждый в силу своих возможностей вносил свой вклад в победу, сражаясь на фронте или работая в тылу.
К 70-летию Победы в Курской битве учащимися и педагогами нашей школы была проведена серьёзная работа по сбору материала о военной истории родного края, о ветеранах – односельчанах, тружениках тыла, строителях железной дороги Старый Оскол – Ржава.
Исследования особенно увлекли ребят из краеведческого кружка. Обнаруженные документы, фотоматериалы пробудили интерес к истории родного края в годы Великой Отечественной войны, вызвали желание пополнить летопись села Ездочное новыми фактами из военной истории. Так появилась исследовательская работа «Священная память о войне», предметом изучения которой явился летопись Великой Отечественной войны, а объектом исследования - жизнь и деятельность простых людей – наших односельчан в период немецкой оккупации Чернянского района. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О земляках, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.
Исходя из этого, я поставила перед собой цель: продолжить изучение истории родного края в годы Великой Отечественной войны. В процессе работы над этой темой решались следующие задачи:
1. Изучить историю родного края в начальный период Великой Отечественной войны (1941-1943 годы);
2. Выяснить, как жители села Ездочное узнали о начале войны, кто из земляков в числе первых ушел на фронт;
3. Изучить условия жизни односельчан в период немецкой оккупации
4. Показать, как отразилась война на судьбах тружеников тыла строителей железной дороги Старый Оскол - Ржава;
5. Воспитывать у подрастающего поколения патриотизм и сопричастность к истории малой Родины и традициям родного края, нравственным ценностям человечества.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Накопление научного материала.
2. Осмысление собранного материала.
3. Уточнение фактов (в архиве школьного музея).
4. Интервьюирование.
5. Обработка полученной информации сравнительно – аналитическим методом.
Глава I. Начало Великой Отечественной войны.
Черные дни настали для Ездочного, когда наступил 1941 год. Каким
же он был тот далекий день 22 июня 1941 года…
Солнечное утро воскресного дня. Жители села заняты своими обычными делами: работа на колхозном поле и домашнем огороде в самом разгаре. Никто и не подозревал, что в такое замечательное утро над нашей Родиной сгустились темные краски: взрывались бомбы, дрожала земля, гибли мирные люди.
К обеду собрались тучки, раздались раскаты грома, предвещавшие приближение беды. По селу вихрем пронесся верховой, Константин Семенович Ковалев, сообщая о страшном известии, поступившем из районного центра по телефону. Схода граждан никто не объявлял, но жители села, словно магнитом, притягивало друг к другу. Люди собрались в центре села. Слышался плач женщин, успокаивающие голоса мужчин, испуганно смотрели дети. Таким, по воспоминаниям жителей села, был первый день войны [8;7].
Мужчины призывного возраста стали готовиться к мобилизации. Первая мобилизация прошла уже на следующий день - 23 июня, затем вторая, третья... Всего более 12 тысяч жителей Чернянского района, как и все советские люди, встали грудью под военные знамёна, на защиту нашей священной Родины. Они сражались на разных фронтах: в пехоте, авиации, на флоте. Но всех их объединяла ненависть к врагу и стремление победить в этой войне, и каждый второй не вернулся с полей сражений, не считая раненых и пропавших без вести[1;42].
В числе первых на фронт из нашего села ушли Жилков Григорий Константинович, Захаров Михаил Трофимович, Харченко Петр Яковлевич, Ковалев Григорий Павлович [6;2], оставив матерей, жен, детей и не зная, встретятся ли они вновь.
Глава II. Период немецкой оккупации.
1.1 «Все для фронта! Все для Победы!».
В первые дни войны у здания Ездоченского сельского Совета состоялся митинг, на котором колхозники продемонстрировали свою готовность в любую минуту выступить на защиту своей Родины.
В селе остались женщины, дети и старики. На их плечи легла непосильная ноша. «Все для фронта, все для победы!» С этими мыслями жили и трудились ездоченцы в годы войны.
Приближалась уборка. Лето 1941-го года было урожайным, но этот урожай необходимо было убрать, чтобы накормить хлебом наших солдат. С этой задачей справились, работая круглосуточно на току, в поле, перевозя на лошадях и быках в райцентр выращенный хлеб. С раннего утра и до глубокой ночи работали женщины, а ночью им нужно было делать дома домашние. Даже не все мужчины смогли бы скосить за день гектар пшеницы, а женщины - косили.
Линия фронта приближалась к Белгородской земле. Нужно было строить оборонительные сооружения. Молодежь 15-17 лет отправляли в разные районы области для очистки аэродромов, копки траншей, противотанковых рвов.
В это время враг рвался к Дону, а наши войска временно отступали. 28 июня 1942 года восточнее Курска 4-я танковая армия немцев, прорвав оборону 40-й армии, устремилась к Косторному. 30 июня немцы прорвали оборону южнее Белгорода, с целью окружить наши войска в Старом Осколе. Левое крыло 6-й немецкой армии двигалось на Чернянку и Новый Оскол. 1 июля немцы заняли Корочу, а 2 июля в середине дня вторглись в Чернянский район.
Около 11 часов дня в селе Ездочное, совершенно неожиданно, появились немецкие мотоциклисты. Они двигались со стороны реки Оскол. С дикими криками, смехом, с гулом моторов они проносились по улицам села. Дети с восторгом и любопытством смотрели на происходящее, ведь для деревни это было диковинкой. На оккупированной территории немцы стали создавать комендатуры, устанавливать свои порядки.
Для ездочан, как и для всех жителей района начался мрачный период оккупации. «Носители новой культуры» занимались мародерством и грабежом: забирали вещи из сундуков, лазили по погребам и сараям, ловили кур, свиней, отбирая у жителей последние продукты питания. Из домов по центральной улице выселяли жителей, а на крышах ставили орудия. Население выгоняли на работу - чистить дороги. В школе был организован немецкий госпиталь. Колхозы не распускали. Наш колхоз был №39. Людей собирали в немецкие обозы, которые возили к немцам продукты. Основные немецкие части расположились в Чернянке, а в Ездочном расположился гарнизон мадьяр (венгры) и стоял здесь непродолжительное время (5-7 дней). Оккупация же района продолжалась в течение семи месяцев, а точнее 210 дней [8; 12].

2.2 Годы, проведённые в неволе
Немецкая комендатура была расположена в помещении клуба села Ездочное, где сейчас находится общежитие. Старостой был наш деревенский Щербаков Антон, который проживал на Старой Масловке. Его сыновья с первых дней войны ушли на защиту Родины в рядах Советской армии. Старший сын погиб, а младший, узнав о предательстве отца, после войны в село не вернулся.
Но самым страшным было то, что самую лучшую и здоровую молодежь отправляли на рабство в Германию. На какие только уловки не шли наши односельчане, чтобы избежать неволи: натирали раны и глаза чесноком, скрывались в других местах. Но все же, не всем удалось избежать рабства. Более 30 человек были угнаны в Германии. По указанию немцев староста Антон Щербаков собрал девушек, которые работали в поле, даже несовершеннолетних. Согнал их в сельский Совет и объявил, что они направляются на работу в Германию.
Об этом мы узнали из материалов личного архива Колесниковой Матрены Ивановны [7;4]. Девушке было почти 19 лет, когда она попала в город Любек, на принудительную работу. Здесь Матрена Ивановна находилась с 3 ноября 1942 года по 11 мая 1945 года, работая в нечеловеческих условиях на фабрике. Сначала 9 суток везли в товарных вагонах с десятками других девушек под усиленной охраной. По прибытии людей подвергала осмотру специально созданная комиссия, которая обрабатывала вещи, осматривала и распределяла по домам немцев для работы на кухне (чистили картошку, мыли посуду, работали в садах и на огородах, привлекались для работ на фабриках, заводах). На фабрике изготовляли детали для фронта. «Многие из девушек, кто стоял за станками, делали брак, - вспоминает Матрена Ивановна, - я работала на упаковке, укладывала ящики и запечатывала, и вместо деталей мы клали бумагу, чтобы меньше оборудования уходило на войну, но нас за это очень били, когда проверяли ящики. Кормили один раз в день. Давали суп из брюквы, пересыпанный мукой с червями. Разговаривать нам не разрешали, хотя работали все за одним столом. Надсмотрщики за этим строго следили».
Освобождена Матрена Ивановна была 2 мая 1945 года, а возвратилась на Родину 25 сентября 1945 года. После войны вернулась в своё село, так же стала работать в поле в родном колхозе. Награждена медалью «За доблестный труд в годы войны».

2.3 Дети войны
Эпохой бессмертия мы рождены
И помнить обязаны свято:
Взрастило нас время, мы - дети войны,
За нас умирали солдаты…
Чем дольше продолжался период оккупации, тем больше бесчинствовали фашисты. Из числа жителей выбирали и полицаев, которые следили за всем происходящим в селе. Особым зверством и жестокостью отличался среди других полицаев Буденный Павел Яковлевич, которого боялись и ненавидели жители села, а советские разведчики, которые первыми пришли в село, сразу его расстреляли.
Во время отступления по селу возле колодцев, у домов, немцы выставляли усиленную охрану, боясь возмездия со стороны местных жителей. В районе улицы Казинка, на возвышенности, стояла виселица. Там же недалеко жил комендант. В одном из домов на время пребывания в селе немцев располагался штаб. Помимо этого в селе был расположен склад, который был сожжен во время отступления фашистов вместе с хранившейся на нем обувью.
Велики были испытания, выпавшие на долю тех, кто оставался на время оккупации в селе.
Семья Харченко Ефросиньи Яковлевны ничем не отличалась от других семей: муж ушел на фронт, осталось четверо малолетних детей, скудное крестьянское хозяйство. Ютилась семья в небольшой соломенной избе вместе со стариками, как раньше было принято.
Катя была четвертым ребенком в многодетной семье. В период оккупации ей было 8 лет.
Она запомнила, что им приходилось испытать голод, холод и другие невзгоды. Особенно тяжело приходилось им, детям: постоянно хотелось есть. Немало лет прошло с тех пор, а Екатерина Петровна вспоминает: «Картошку, заготовленную на зиму, съедали далеко до прихода весны, а вот кожуру оставляли для посадки. Любимым лакомством была сахарная свекла, которую мама готовила в чугуне в русской печке. За столом собиралась вся семья, ели из одной большой миски. Жили бедно, но дружно. Особенно мы боялись авиационных бомбежек. Сам разрыв снаряда не был таким страшным, как свист падающих бомб».
Недалеко от домов сельчан находились колхозные склады, в которых прятались мирные жители с детьми после прихода в село немцев.
Особенно запоминающимся был эпизод, когда вся семья укрылась в одном из таких складов. Дети, испугавшись разрыва снарядов, плакали, а мать закрывала им рты и просила молчать. Но немцы всеже обнаружили прятавшихся людей и, решив, что это партизаны, начали их выгонять.
«Выбежав из укрытия, мама обнаружила, что с нами нет моего старшего брата Толика, которому исполнилось всего 11 лет. Она расспрашивала о сыне женщин, которые были с нами рядом, но никто его не видел. В это время немцы с автоматами вошли в землянку, там они обнаружили спящего мальчика, но не тронули его. Когда вражеские солдаты ушли, убедившись, что среди нас нет партизан, мы вернулись обратно. В уголке мирно спал Толик. Мама разбудила его и долго плакала, а мы не понимали почему», - продолжала вспоминать Екатерина Петровна.
Все работали днем и ночью, не считались ни с чем. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. Главное для всех была победа над врагом. Они приближали этот день, как могли, и дождались победы.
Но вся жизнь пошла по-другому. Ушло детство с войной. Некогда было играть, учиться. Нужно было помогать матери растить младших детей, помогать ей на трудной колхозной работе. Все, как и в войну легло на плечи матери и детей. Тяжело было старикам и детям работать в колхозе во время оккупации: зерно сеяли вручную, запалывали тяпками. Работали за трудодни, издалека возили дрова и воду. Несмотря на трудности, жили все дружно, горе всех объединяло, все были равны, завидовать было некому. Помнится, как с девчатами помогали фронтовикам: вязали носки, варежки и отсылали на фронт. Работы хватало и зимой: очищали железнодорожные пути от снега. Вечерами, бывало, пели - народные песни. Они трогали сердце задушевной теплотой, естественной красотой музыкального рисунка.
Из детей, переживших оккупацию, в живых осталась одна Екатерина Петровна.
Дальнейшая судьба Добрышиной Екатерины Петровны была связана с родным селом. Здесь она трудилась, вышла замуж, воспитала троих детей, имеет 5 внуков, но воспоминания вновь и вновь возвращают ее в далекое военное детство…
Память о прошлом давала ей силы в разные периоды жизни, вселяла веру в торжество мира и добра [2;3].

2.4 Долгожданное освобождение
В конце января 1943 года Советская Армия вела бои на границе нашего Чернянского района. Уже 27 января с востока к Чернянке подошли наши подразделения и начали атаку на слободу. Немцы встречали атакующих ожесточённым огнём со всех видов орудия. Бой продолжался до позднего вечера. Взять Чернянку сходу не удалось. Наступающие понесли большие потери и в темноте отступили на исходные позиции. Немцы же всю ночь вели шквальный огонь по передовым позициям, санитарам, пытавшимся эвакуировать раненых бойцов.
27 января 1943 года в селе появились первые советские разведчики, а 28 января жители села радостно встречали 575 стрелковый полк 161 стрелковой дивизии.
С восходом солнца 29 января 1943 года начался рассвет нового дня – рассвет новой жизни в освобождённом от немецких захватчиков Чернянском районе.
После освобождения жители с большим воодушевлением стали восстанавливать разрушенное хозяйство. Близилась весна, надо было обрабатывать и засевать землю. Семян и инвентаря не было. Их собирали всем селом, вносили в общий фонд и совершили трудовой подвиг - засеяли весь земельный пахотный участок[5; 17].
Глава Ш. Эта легендарная дорога…
/ строительство железной дороги Старый Оскол – Ржава /
А наша армия готовилась к сражению под Прохоровкой. Жители Ездочного не остались в стороне: героической страницей нашей молодежи стало строительство железной дороги Старый Оскол - Ржава, имевшей большое стратегическое значение в битве за Белгород. В победе наших войск на Курской дуге есть заслуга и Фурсенко Марии Даниловны, Притулиной Матрены Антоновны [3;4] и многих других односельчан, проложивших узкоколейку в срок. Так жили, трудились, ковали победу наши земляки: на фронте, в тылу, в партизанских отрядах.
В январе 1943 года шли бои за освобождение Белгородчины от немецко-фашистских захватчиков. Войска Воронежского фронта готовились к решительному наступлению на врага. Чтобы скорее наступил перелом в войне в ставке главнокомандующего был разработан стратегический план, частью которого являлось скорейшее строительство железной дороги Старый Оскол - Ржава, по котрой можно было подтянуть оружие и войска поближе к передовой линии фронта и ударить по врагу с тыла, откуда он нападения не ожидал.
На строительство железной дороги направлялись жители близлежащих освобожденных населенных пунктов и молодежь. Из Чернянского района были направлены в основном девушки. Приходила повестка из военкомата, где было написано, что человек направляется на земляные работы, при себе иметь лопату. К назначенному времени, все кто получил повестки, собирались на перроне железнодорожной станции. Людей грузили в товарные вагоны, которые сопровождал милиционер. В Старом Осколе формировались бригады и отправлялись на строительство железной дороги Старый Оскол – Ржава. Жили строители в деревнях у местных жителей. Работать приходилось с раннего утра до позднего вечера: сначала засыпали землей болота, потом делали насыпь под рельсы. Все работы велись вручную.
Железная дорога Старый Оскол – Ржава была построена за 32 календарных дня. Вся тяжесть строительства легла в основном на хрупкие девичьи плечи.
Радость от того, что работа закончена, была огромной. Дорога выдержала испытания и вскоре по ней пошли военные эшелоны с боевой техникой и танками.
Легендарная железная дорога Старый Оскол – Ржава сыграла большую роль в победе над фашистами на Курской Дуге. К передовым позициям по ней доставлялись танки, воооружение, люди. Советские войска ударили по врагу, сломили его сопротивление на всех позициях Воронежского и других фронтов. Вскоре город Белгород был освобожден.
Об окончании войны узнали 9 мая 1945 года из сводки Совинформбюро, а в середине июня возвратились с фронта первые солдаты…Им предстояло восстанавливать разрушенное хозяйство. Впереди были сложные послевоенные неурожайные годы[4;15].
Глава IV. Наш общий долг
Мы - внуки героев войны, тех, кто подарил нам мирное небо над головой, помним и чтим память дорогих нам людей. К памятникам и монументам возлагаем цветы: правнуки и внуки - с благодарностью, дети – с уважением, ветераны, отдавая честь, но всех связывает общее горе потери близких. В канун дня Победы в память о героях- воинах крепим на грудь георгиевскую ленточку как символ Победы. И пока мы делаем это – ПАМЯТЬ О НАШИХ ГЕРОЯХ ЖИВА!
1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война - ожесточенная схватка советского народа со злейшим врагом человечества - фашизмом. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и ее независимости и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой огромных жертв.
Не вернулось после войны в село около 200 земляков. [4;12], Многие получили за боевые подвиги награды: Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны различных степеней, Орден Славы. На сегодняшний день в живых осталось всего три ветерана Великой Отечественной войны. Они уходят от нас, унося с собой воспоминания о тех героических днях. Восстановить, запечатлеть в памяти нынешних поколений, по возможности, все эпизоды трагических и героических событий минувшей войны - это наш долг перед живыми и павшими участниками Великой Отечественной войны [11;4]
Заключение
В процессе поисков достоверных сведений мне удалось пообщаться с интересными людьми - нашими земляками, увидеть и прочитать подлинные документы времён Великой Отечественной войны, предвоенного и довоенного времени, увидеть старинные фотографии, ощутить атмосферу того далёкого времени, получить в подарок школьному музею документальные материалы.
Исследовательская работа позволила узнать много новых сведений об истории родного края в начальный период Великой Отечественной войны, которая длилась 1418 дней и ночей - ожесточенная схватка советского народа со злейшим врагом человечества - фашизмом. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и ее независимости и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой огромных жертв.
Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло около 600 наших земляков. Наш народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.
Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам. Война живет в памяти всего народа.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
Ездочное - это село, в котором я родилась и выросла. Здесь рядом со мной живут замечательные люди. Мои земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они самоотверженно трудились во имя Победы , помогая фронту и солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом со мной. Вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю, что их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.

Рекомендуем посмотреть:

Митинг памяти Сценарий военно-патриотической акции для 7-9 класса Классный час ко Дню Победы, 6-8 класс Внеклассное мероприятие ко Дню Победы для 2-6 класса
Игра-путешествие по сказочному острову для 2-4 класса | Конспект занятия. Культурные традиции и обычаи Белгородчины
Опубликовано: 1113 дня назад (20 ноября 2013)
Просмотров: 18522
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!