Конкурсы для педагогов и детей

Деловая игра для родителей подготовительной группы. Готовность к школе

Деловая игра "Готовность к школе"
Борисова Ксения Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ д/с №61 комбинированного вида, Киселевский ГО

Описание: Большинство родителей будущих первоклассников испытывает тревожность и волнуется за своих детей. Всем хочется, чтобы дети успешно преодолели трудности школьной адаптации, нашли свое место в новом коллективе, учились с удовольствием. В ходе данной деловой игры родители смогут определить как помочь детям при подготовке к школе. Материал будет полезен педагогам-психологам, воспитателям.
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи деловой игры:
- познакомить родителей с видами психологической готовности детей к обучению в школе,
- способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе.
Ход деловой игры:
Психолог: Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые папы и мамы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.

Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям?

1. Психолог: Итак: мне хотелось бы задать вам вопрос: Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, идеальный первоклассник? (3-5 минут)
(родители называют качества, записывать – маркером на ватмане)
Качества:
- учебная мотивация,
- произвольность,
- определенный уровень развития психических процессов,
- умение взаимодействовать с другими детьми …
Обсуждение.

2. Анкета для родителей
«ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ?»
Инструкция: Заполните, пожалуйста, анкету «Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?». Поставьте галочки в клетках против тех высказываний, с которыми Вы согласны. Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.
Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.
Посмотрите сколько у вас галочек.
15-18 баллов – можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы.
10-14 баллов – вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий.
9 и меньше – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

3. Психолог:Возникает вопрос: для чего это нужно уметь? Чтобы на него ответить нужно подумать:
Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он отправляется в школу?
Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т.к. по прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.
Возникают отношения «ученик – учитель». Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т.е. умения слушать и выполнять указания учителя.
Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе ребенок, что достигнет, пребывая в ее стенах, - во многом зависит от нас, взрослых.
Таким образом, поступление в школу – трудный, переходный период.

4.Психолог: Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе. Какие же компоненты включает в себя «Психологическая готовность к школе»?
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
- интеллектуальную готовность;
- мотивационную готовность;
- волевую готовность;
- коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность.
Предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа и синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-7 годам ребенок должен знать:
- свой адрес и название города, в котором он живет;
- название страны и ее столицы;
- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
- времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дней недели;
- основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать диких и домашних животных, понимать, что бабушка – это мама отца или мамы. Иными словами, он должен ориентироваться во времени и пространстве, и совеем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность.
Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются с детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность.
Предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умение длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствует изобразительная деятельности и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность.
Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

5. Психолог:Учитывая все выше сказанное, хотелось бы, чтобы вы не начали сразу готовить ребенка к школьному обучению, а поинтересовались его желаниями – это, во-первых, во-вторых - нужно определить уровень сформированности психических процессов.
Итак, мы рассмотрели все компоненты психологической готовности детей к обучению в школе, определили, что нового возникает в жизни ребенка, когда он становится первоклассником.
Теперь я предлагаю разделиться на 4 команды. Каждая из них по жребию выбирает ситуацию, относящуюся к одному из компонентов школьной готовности, и предлагает варианты действий по его развитию (подготовка 10 минут).
После каждого выступления проводится обсуждение.

1 ситуация.
Мама говорит о своей дочери: «Ирочка у нас спокойная, сидит с игрушками и что-то шепчет. Прямо «золотой» ребенок, не то, что другие».
2 ситуация.
Мама Игоря уверена, что мальчик имеет достаточный словарный запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с сыном она узнала, что у него нет желания идти в школу.
3 ситуация.
Бабушка рассказывает о Мише, как о довольно развитом мальчике. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Миша пошел в первый класс с большой радостью, но с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.
4 ситуация.
Мама Марины рассказывает: «С двух лет она росла среди детей, но все равно остается очень несмелой, робкой. На занятиях в саду не отвечает, пока воспитатель не спросит. От ребят из своей группы старается держаться подальше. Думаю, в школьном коллективе ей может быть очень нелегко».

6. Психолог:Подводятся итоги деловой игры и организуется среди участников обмен мнениями по проблеме готовности детей к обучению в школе.

Психолог:И в конце хотелось бы сказать о самом главном:
Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М., 2006.
2. .Анисимова Т.Б. Подготовка ребенка к школе. М., 2003.
3. Горбунова Н.А. Родительские собрания в начальной школе. Ч. 1, 2. Волгоград, 2003.
4. Дубровина И.В. Готовность к школе. М., 2001.
5. Парамонова Л.Г., Ильина М.Н. Тесты для детей «Готов ли Ваш ребенок к школе». Сб. тестов и развивающих упражнений. 1998.
Приложение 1
Анкета
«ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ?»

Инструкция: Поставьте галочки в клетках против тех высказываний, с которыми Вы согласны. Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.
1 Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
2 Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?
3 Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собрать конструктор?
4 Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?
5 Умеет ли он составлять рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений?
6 Может ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7 Умеет ли он изменять существительные по числам (ед.ч., мн.ч.)?
8 Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или целыми словами?
9 Умеет ли он считать до 10 и обратно?
10 Может ли Ваш ребенок решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11 Верно ли, что Ваш ребенок имеет «твердую руку»?
12 Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?
13 Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?
14 Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?
15 Знает ли Ваш ребенок названия диких или домашних животных?
16 Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним ловом «овощи» помидоры, лук, морковь?
17 Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18 Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Приложение 2
Родителям
будущих
первоклассников


Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
- интеллектуальную готовность;
- мотивационную готовность;
- волевую готовность;
- коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность.
Предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа и синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
К 6-7 годам ребенок должен знать:
- свой адрес и название города, в котором он живет;
- название страны и ее столицы;
- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
- времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дней недели;
- основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать диких и домашних животных, понимать, что бабушка – это мама отца или мамы. окружении. Иными словами, он должен ориентироваться во времени и пространстве, и совеем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность.
Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность.
Предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своей деятельности, а также умение длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствует изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность.
Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Как вести себя, когда ребенок выполняет задания
• Будьте спокойны, говорите
четким, громким голосом.
• Показывайте что вам интересно
работать с ребенком – не нужно заниматься параллельно другими делами (читать газету, смотреть телевизор)
• Не высказывайте ребенку в
категоричной форме замечания («Нет, ты опять делаешь не так», «Сколько раз тебе повторять, как нужно рисовать»).
• Хвалите ребенка, если он
выполняет задания правильно («Молодец, у тебя так здорово получается»)
• Если в начале занятия ребенок
был активен, но через 10 минут стал зевать, проведите физкультминутку. Посоревнуйтесь: кто выше прыгнет, кто дольше простит на одной ноге.
• Если ребенок отказывается
выполнять задания, говорит, что не хочет заниматься, не нужно тотчас делать вывод, что ваш ребенок – лентяй. Нужно разобраться почему он так говорит.

Занятия нельзя проводить:
• Когда ребенок болен, переутомлен, чрезмерно возбужден;
• Когда вы сами находитесь в том состоянии, когда нет ни желания, ни сил;
• Когда нет условий для занятия: есть посторонний шум, очень холодно или жарко, недостаточное освещение, нет рабочего места;
• Когда ребенок не хочет заниматься: увлекся игрушками, смотрит мультфильм и т.п.;
• После еды, водных процедур.

Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Рекомендуем посмотреть:

Советы родителям будущих первоклассников Как подготовить ребёнка к школе Психологическая готовность ребёнка к школе Роль семьи в воспитании ребенка

Похожие статьи:

Практические рекомендации для подготовки ребёнка к школе

Семинар практикум для педагогов в детском саду | Игровой детско-родительский практикум в детском саду для детей 5-7 лет
Опубликовано: 515 дней назад (12 июля 2015)
Просмотров: 3082
+4
Голосов: 4
Вера Валерьевна Ляпина # 13 июля 2015 в 15:29 0
Отличный материал, обязательно будет востребован многими педагогами и воспитателями. Интересная форма, анкеты для родителей. Спасибо ГОЛОС!
Татьяна Николаевна # 24 июля 2015 в 02:53 0
очень полезный материал!спасибо!
Ольга Николаевна Сбитнева # 10 сентября 2015 в 13:43 0
Мой голос! Спасибо за предоставленный материал, обязательно воспользуюсь им для проведения встречи со своими родителями!
Светлана Николаевна Золотухина # 7 декабря 2015 в 22:34 0
Здравствуйте, Ксения Сергеевна. Проблема готовности детей к школе очень актуальна. Мне понравилась форма работы с родителями.Спасибо за интересный материал.В ходе данной деловой игры родители смогли научиться как помочь детям при подготовке к школе. Материал полезен и педагогам-психологам, и воспитателям. Спасибо. Мой голос.