Конкурсы для педагогов и детей

Урок русского языка в 5 классе. Однородные члены предложения

Конспект урока русского языка - 5 класс. Однородные члены предложения. Обобщающий урок-путешествие.
Автор: Рожнова Ксения Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Кулундинская СОШ № 3".
Цель: закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме «Однородные члены предложения»; вырабатывать навыки нахождения однородных членов в предложении, составления схем, расстановки знаков препинания; развивать творческие способности учащихся; воспитывать интерес к предмету.
Ход урока.
I. Оргмомент.
И. Формулирование темы урока учащимися.
Учитель:
- Я предлагаю вам совершить путешествие в сказочную страну. Попробуйте отгадать название этой страны и определить, кто является её жителями. Даю подсказки:
1) жители этой страны живут в предложении;
2) они отвечают на один и тот же вопрос;
3) относятся к одному и тому же члену предложения. Как их зовут?
Ученики:
- Однородные члены предложения.
Учитель:
Так же называется и сказочная страна, в которую мы сейчас отправимся. Какова же тема урока?
Ученик:
- Однородные члены предложения.
III. Формулирование цели урока учащимися.
Учитель:
- Ребята, а чего вы ждёте от нашего путешествия? Чем мы будем заниматься сегодня?
Учащиеся формулируют свои ожидания, цель и задачи урока.
Учитель предлагает записать в тетрадь число, тему урока.
IV. Закрепление и систематизация материала урока.
1. Теоретическая разминка.
Учитель:
- Мы готовы к путешествию. Подходим к сказочной стране, но ворота в эту страну закрыты. Чтобы их открыть, нужно вспомнить всё, что вы знаете об однородных членах предложения.
- Какие члены предложения называются однородными?
- Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения?
- С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?
2. Расстановка знаков препинания в схемах.
Учитель:
-Молодцы, ребята! Ворота открылись, и мы можем войти в сказочную
страну. Но почему так невеселы её жители? Всё понятно. Они потеряли знаки препинания. Давайте им поможем.
На доске даны схемы:
1)0 0 0
2) О и О
3)О а О
4) и О и О и О
5)О:0, 0 и О
6)О О и О-О
Учащиеся записывают их в тетрадь и расставляют в них знаки препинания. Учитель вызывает по одному ученику к доске и просит их расставить знаки препинания и объяснить их.
Учитель:
- Молодцы, ребята! Но чтобы знаки препинания снова не потерялись, давайте закрепим их на своих местах, составив предложения к данным схемам.
Каждый вариант составляет предложение к своей схеме. Читая предложения, ученики называют знаки препинания в них.
3. Творческая работа в парах. Составление телеграммы.
Учитель:
- Молодцы! Можно отправляться дальше. Ах! Мы ведь совсем забыли предупредить своих родителей. Что же делать? Они, наверно, беспокоятся. Давайте отправим им телеграммы.
Задание: Составьте телеграмму: «Дорогие О и О. Мы отправились в
путешествие по О О О местам. Ваши О и О».
4.Физкультминутка.
Телеграммы отправлены. Теперь наши родители за нас спокойны. А мы сможем продолжить путешествие по сказочной стране. Но что это там, впереди? Что за веселье? Звучит музыка. Жители сказочной страны веселятся. Давайте потанцуем вместе с ними.
5.Загадка. Орфографическая и пунктуационная работа.
- Мы хорошо повеселились, пойдём дальше.
Вот и город Загадок показался! Но прежде чем войти в него, нужно отгадать загадку.
За д...ревьями, кустами
Пром…лькнуло быстро пламя.
Про…мелькнуло проб…жало.
Нет ни дыма ни пожара.
(Рассвет)
Задание: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите и подчеркните грамматические основы и однородные члены предложения. Учитель:
-Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились? Можем отправляться дальше! Но что это? Перед нами неприступные горы! Как же их преодолеть? Вы уже догадались: нужно выполнить ещё одно задание.
6. Выберите в предложении слово, которое может стать обобщающим, и раскройте его однородными членами.
1) В невод попалось много рыбы…(щук, лещей, карасей).
2)На картине мы видим всякие цвета осени..(жёлтый, оранжевый. пурпурный).
Каким членом предложения может быть обобщающее слово?
7. Долина Обобщающие слова позади, а перед нами река Пословиц.
В пословицах тоже используются однородные члены предложения.
Задание «Продолжи пословицу».
1) Встречай не с лестью, а .. .(с честью).
2) Лев спит, а одним глазом... (глядит).
3) Прежде соберись, а потом.. .(дерись).
4) Не гребень голову чешет, а .. .(время).
8. Рефлексия. Всё когда-нибудь заканчивается. Закончилось и наше путешествие.
-Понравилось ли вам наше путешествие по сказочной стране Однородные члены предложения?
-Оправдались ли ваши ожидания.
Продолжите фразы:
Сегодня я узнал…; мне понравилось…; у меня не получилось…; мне было легко…; я не понял….; мне сложно было…. и т. д.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Конспект урока-игры русского языка для 5 класса Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Участник №94 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Опубликовано: 426 дней назад (6 октября 2015)
Просмотров: 2677
+1
Голосов: 1
Ксения Николаевна Антипина # 6 октября 2015 в 12:43 0
Хоть я и не учитель русского языка, но содержание понравилось. Как раз по возрастным особенностям 5 класса
Евгения Сергеевна Мельникова # 6 октября 2015 в 12:49 +1
Хороший урок,понравилась форма проведения.Материал базируется на ранее изученном. В соответствии с целями урока отобрано содержание.Исходя из целей и содержания, были выбраны соответствующие методы работы.Учитель использует современные педагогически технологии работы на уроке:технологию проблемного обучения: строит процесс обучения таким образом, что учащиеся самостоятельно определяют тему урока, формулируют цели и задачи;технологии сотрудничества(работа в парах).Использование технологии разноуровневой дифференциации: позволяет обеспечить три составляющие успешного проведения урока: интеллектуальную и коммуникативную, осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.