Конкурсы для педагогов и детей

Календарный план. Познание мира 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Познание мира
4 класс
Всего –68 часов, в неделю 2 часа

Учебная программа «Познание мира» разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан 2010 года. «Познание мира» – интегрированный учебный предмет, формирующий у обучающихся систему знаний о человеке, природе и обществе, их взаимосвязях и взаимозависимостях.
Познание окружающего мира предусматривает последовательное овладение учащимися методов и способов познавательной деятельности, направленной на изучение различных объектов и явлений окружающего мира. Основным предметом ее изучения является процесс обучения учащихся начального уровня образования познанию окружающего мира, их воспитанию и развитию в ходе обучения.
Общие цели учебного предмета «Познание мира» – формирование у обучающихся системы знаний о природном и социальном окружении человека, представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях природы и общества, как общечеловеческих ценностях.
Задачи учебного предмета:
– сформировать у обучающихся элементарные понятия об окружающем мире на основе единства и взаимосвязи составляющих ее элементов;
– дать первоначальные представления о системе ценностей, социально приемлемых нормах поведения и нормах безопасного поведения в социальной среде, об экологической культуре;
– подготовить обучающихся уровня начального образования к последующему образованию в области окружающей среды в рамках естествоведческих и обществоведческих дисциплин и сформировать у них стремление познавать окружающий мир самостоятельно.
Отбор содержания образования основан на деятельностном, здоровьесберегающем и личностно-ориентированном подходе. При отборе содержания учебного предмета «Познание мира» учтены возрастные особенности учащихся 1-4 классов и предусмотрен личностно-ориентированный подход к процессу обучения.
Выбор структуры и содержания учебного предмета «Познание мира» начального уровня образования составлен на основе принципов интеграции, преемственности и целостности. При распределении учебного материала по годам обучения следует использовать концентрическое построение содержания образования. Исходя из структуры учебного предмета «Познание мира» представлены следующие содержательные линии:
1. Человек.
2. Природа.
3. Общество.
Согласно содержательной линии «Человек» учащиеся овладевают элементарными знаниями о физиологическом развитии человека, здоровье и безопасности, о необходимых условиях для жизнедеятельности человека, о здоровом образе жизни. Здесь человек рассматривается в рамках биологических представлений и в социальном аспекте.
По содержательной линии «Природа» учащиеся знакомятся с элементарными биологическими (о признаках животных и растений, разновидностях растений и животных, их приспособлении к различной среде обитания, их взаимосвязи, значении для жизни человека) и географическими (о методах ориентирования на местности, плане и карте, форме поверхности земли, о полезных ископаемых, круговороте воды в природе, погоде и климате, космическом теле Земли) понятиями.
Содержательная линия «Общество» дает учащимся первичные представления о развитии человека и общества, культурно-историческом наследии народов Казахстана, учащиеся овладевают элементарными знаниями и умениями о взаимоотношениях и взаимодействиях человека с окружающей его действительностью.
В соответствии с типовым учебным планом учебного предмета «Познание мира» количество часов составляет:
в 4 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
Учащиеся 4 класса должны знать:
- о происхождении человека;
- о роли труда в жизни человека;
- о влиянии деятельности людей на окружающую среду;
- об охране окружающего мира;
- об изображении форм поверхности земли на карте Казахстана, на плане местности;
- о масштабе;
- о видах полезных ископаемых;
- об охране природных сообществ;
- об общей характеристике космоса;
- об общественной роли семьи;
- о планировании доходов семьи;
- об участии семьи и школы в хозяйственной, культурной жизни города (области/района);
- о заслуженных людях города, района, области, республики;
- о борьбе казахского народа за независимость, за сохранение целостности Отечества;
- о месте и роли нашей страны в мировом сообществе государств;
- о дружбе народов.

Должны уметь:
- проводить наблюдения за деятельностью представителей разных профессий (в зависимости от времени года);
- описывать по личным наблюдениям любой объект или явление окружающей жизни, (правильно используя слова и конструкции предложений);
- «путешествовать» по географической карте; понимать условные знаки, пользоваться ими; характеризовать рельеф Казахстана по физической карте;
- выполнять работы с различными таблицами, чертежами, диаграммами;
- определять почвенный слой по разрезу, различать виды почв на данной местности;
- определять свойства воздуха путем проведения опытов;
- проводить наблюдения за водоемами своей местности, объяснять происходящие в них изменения в зависимости от времени года, характеризовать их хозяйственное значение;
- характеризовать виды деятельности и труда в связи с развитием общества;
- ориентироваться в понятиях зарплата, стоимость, экономика, семейный бюджет, деньги;
- различать денежные знаки разных стран: тенге, доллар, сом, рубль и т.д.;
- пользоваться знаниями о культурных учреждениях (театр, библиотека, музей); учебных заведениях (школа, гимназия, институт, колледж, университет, академия и т.д.).

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «Познание мира» предусматривает последовательное овладение учащимися методами и спосо¬бами познавательной деятельности, направленной на изуче¬ние различных объектов и явлений окружающей жизни.
Цель обучения – дать учащимся начального уровня образования осознанные, систематические и прочные знания. Знание состоит из понятий, устанавливаемых наукой, о существенных признаках и свойствах вещей и явлений, процессах и связях между ними. Основная методическая закономерность усвоения знаний заключается в планомерном образовании и развитии понятий у учащихся в процессе обучения. Понятия помогают учащимся в познании внешнего мира.
Содержание предмета «Познание мира» подчинено принципам систематичности и последовательности в раскрытии сущности понятий. Учебный материал в программе располагается в определенной системе. Учащиеся сначала изучают элементы физиологического развития человека, биологические признаки животных и растений, развития человека и общества, накапливают базу соответствующих знаний для изучения человека, природы, общества и понимания их взаимосвязи и взаимозависимости. В программе хорошо просматривается преемственность в формировании и развитии понятий. Например, в содержательной линии «Человек», ученик от познания самого себя постепенно переходит к осмыслению места человека в мире.
Содержание учебного материала 4 класса по содержательной линии «Природа» представлено следующими темами, как «Методы ориентирования на местности», «Природа родного края. Рельеф», «Полезные ископаемые», «Вода», «Воздух и погода», «Растения и животные родного края», «Земля – космическое тело».
По теме «Методы ориентирования на местности» в процессе проведения уроков, экскурсий, наблюдений, практических работ формируются понятия о горизонте, компасе, плане, карте, школьники знакомятся с физической картой Казахстана, с Землей как планетой, с размещением нашей Родины на глобусе и карте полушарий. Эти знания подготавливают учащихся к восприятию материала о разнообразии природы нашей страны.
Большое место в процессе обучения «Познанию мира» занимает формирование практических умений и навыков. Это процесс длительный и требует систематической и целенаправленной работы. Например, при изучении устройства и работы термометра у учащихся формируются умения определять различную температуру воды, фиксировать результаты работы в «Дневнике наблюдений». На этом же уроке используются имеющиеся знания и умения наблюдать за погодой. Учащиеся «читают» записи из «Дневника наблюдений», это позволяет отрабатывать умения определять температуру «плюс» и «минус», объяснять что значит, например, десять градусов тепла и десять градусов мороза и т.д.
В 4 классе предусмотрены практические занятия, на которых учащиеся проводят опыты и наблюдения. Так, на уроке при изучении темы «почва, ее состав. Виды почв» учащиеся выполняют опыты по определению состава почвы. В процессе проведенных опытов отрабатываются следующие умения: подготовить воду и взболтать в воде почву, вести наблюдение за оседанием ее частиц, обнаружить оседание песка и глины и на основе наблюдений сделать вывод о том, что входит в состав почвы. Кроме того, проанализировать опыты, проведенные учителем, и доказать, что в состав почвы входят воздух, вода и перегной (органические вещества). Учащиеся получают, что для получения высоких урожаев необходимы знания о составе и свойствах почвы. На этом же уроке можно познакомить учащихся с мероприятиями, проводимыми в нашей стране по охране почв.
На основе природоведческих знаний учащиеся овладевают практическими умениями и навыками:
•проводить фенологические наблюдения и результаты их записывать в «Дневнике наблюдений»,
•делать выводы и обобщения,
•вести наблюдения за погодой,
•работать с компасом,
•пользоваться снегомерной линейкой и др.
На экскурсиях и практических занятиях школьники учатся ориентироваться на местности, читать карту, наносить на нее природные объекты, самостоятельно изготавливать несложные схематические рисунки, гербарии, коллекции.
Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение предмета. Их содержание непосредственно связано с изучением на предшествующих уроках, а полученные в ходе экскурсии представления, понятия, собранные натуральные предметы широко используются на последующих уроках темы. Экскурсии по познанию мира имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике теоретические знания и переводят их в умения и навыки.
Наблюдения объектов и явлений природы на экскурсиях создает прочную научную основу для формирования диалектико-материалистического мировоззрения у школьников начального уровня образования.
Экскурсия в природу начинается с описания природного ландшафта. Учитель обращает внимание детей на время года, на состояние неживой и живой природы в данном сезоне, дает характеристику местности или проводит беседу с учащимися на основании их непосредственного наблюдения. Учитель конкретизирует тему и задачи экскурсии, характеризует основные понятия материала и предлагает школьникам выполнять задания по самостоятельному наблюдению. Задания должны быть краткими и конкретными, направляющими внимание детей на изучаемый объект или явление. В заданиях необходимо предусмотреть сравнение наблюдаемых предметов и явлении, выявление их признаков сходства и различия. После выполнения учащимися заданий проводится их проверка и итоговая беседа, заканчивающаяся выводами.

№ Содержание учебного материала Кол-во часов Сроки

Человек – частица общества.
1. Происхождение жизни.
2. Жизнь первобытных людей.
Экономика. Кто решает глобальные проблемы (роль государства). Ролевая игра.
3. Путь познания.
Экономика. Кто решает глобальные проблемы (роль государства). Ролевая игра.
4. Человек и культура.
Основы безопастности и жизнидеятельности. Предупреждение бытового травматизма.
5. Памятники культуры и искусства.
Экономика. Кто решает глобальные проблемы (роль государства). Ролевая игра.
Природа земли
6. Изучение природы.
7. Ориентирование на местности.
Экономика. «Путешествие на воздушном шаре» Понятие о ресурсах и их экономии.
8. Казахстан на географической карте.
Экономика. «Путешествие на воздушном шаре» Понятие о ресурсах и их экономии.
9. Равнины. Овраги. Балки.
10. Горы. Разрушение горных пород.
11. Как меняется поверхность земли.
12. Изменение поверхности земли.
Основы безопастности и жизнидеятельности. Безопасность пешеходов.
13. Поверхность земли Казахстана.
Экономика. Национальное богатство страны. Чем богат ваш регион.
14. Полезные ископаемые. Руды черных металлов.
15. Руды цветных металлов.
16. Горючие полезные ископаемые.
17. Нерудные полезные ископаемые.
18. Проверочная работа.
19. Вода. Круговорот воды в природе.
Основы безопастности и жизнидеятельности. Безопасность на воде.
20. Подземные воды.
21. Реки и озера.
22. Охрана воды.
Экономика.Экономим воду. Решение финансовых задач «Как капли унесли в океан мамину зарплату».
23. Состав воздуха.
24. Атмосфера.
25. Погода, климат.
26. Охрана воздуха.
Экономика. Экономим тепло.
27. Проверочная работа.
Основы безопастности и жизни деятельности. Знаем ли мы правила дорожного Растительный и животный мир Казахстана
28. Луга. Растения и животные луга.
29. Охрана лугов.
30. Степи. Растения и животные степей.
Основы безопастности и жизнидеятельности. Практическое занятие.
31. Пустыни. Растения и животные пустынь.
Основы безопастности и жизнидеятельности. Практическое занятие.
32. Земледелие и животноводство в степях и пустынях.
33. Леса и тугаи. Растения и животные лесов и тугаев.
34. Использование леса и его охрана.
Экономика.Красная книга Казахстана.
35. Водоемы. Растения и животные водоемов.
36. Охрана растений и животных водоемов.
Экономика. Красная книга Казахстана.
37. Растения и животные горных районов.
38. Охрана растений и животных горных районов. Проверочная работа
Земля – космическое тело.
39. Понятие о космосе.
40. Исследование космоса.
41. Земля - шарообразное тело.
Основы безопастности и жизнидеятельности. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь.
42. Солнце – источник света и тепла.
Экономика. Экономим электроэнергию. Как одна лампочка экономит деньги.
43. Глобус – модель Земли.
44. Вращение Земли вокруг оси.
Смена дня и ночи.
45. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.
46. Проверочная работа.
Общество.
47. Семья – маленькое общество.
Экономика. Бюджет семьи. Доходы и расходы семьи.
48. Что посеешь, то и пожнешь.
Основы безопастности и жизнидеятельности. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь.
49. Родственные отношения.
Экономика. Бюджет семьи. Доходы и расходы семьи.
50. Первый учитель.
51. О пользе знаний.
Экономика. Экономим время. Режим дня.
52. Как создается книга.
53. Крестьянское хозяйство.
Основы безопастности и жизнидеятельности.Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих.
54. Богатство аула.
Экономика. Мой дом – моя семья.
55. Новая форма организации сельского хозяйства.
Экономика. Мой дом – моя семья.
56. Связь школы с производством. Проверочная работа.
Родная страна. Отечество
57. Родина моя.
Экономика. Международная торговля. Почему страны торгуют друг с другом.
58. Борьба казахского народа с жонгарскими завоевателями.
59. Легендарный батыр Карасай.
60. Битва Каракерей Кабанбая с батыром Аркауылом
61. Независимая свободная страна.
62. Правовое общество.
Основы безопастности и жизнидеятельности.Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих.
63. Страдания старого Чингиза.
64. Гражданское движение «Невада - Семипалатинск».
65. Вхождение в мировое сообщество.
66. Казахстан – космическая держава.
67. Казахстан – космическая держава.
68. Итоговый урок

Рекомендуем посмотреть:

Учебно-тематическое планирование курса «Основы православной культуры» в 4 классе
Конспект урока математики для 2 класса. Закрепление сложения и вычитания в пределах 100 | Конспект урока математики в 3 классе
Опубликовано: 1038 дней назад (30 января 2014)
Просмотров: 9049
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!