Конкурсы для педагогов и детей

Профилактика и коррекция агрессивности и жестокого обращения у детей и подростков

Профилактика и коррекция агрессивности и жестокого обращения у детей и подростков в условиях БОУ ВО «Великоустюгский центр психолого-медико-социального сопровождения»
Автор: Илатовская Лариса Анатольевна, педагог-психолог бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Вологодской области
«Великоустюгский центр психолого-медико-социального сопровождения», г. Великий Устюг

Описание материала: Данная статья раскрывает основные направления деятельности педагога-психолога по решению проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Материал может быть полезным для классных руководителей, специалистов службы сопровождения образовательных учреждений.

На территории Вологодской области уже более 20 лет функционирует бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Великоустюгский центр психолого-медико-социального сопровождения».
За время своего существования это учреждение претерпело множественные изменения и реорганизации, но неизменным остались его основные направления деятельности по вопросам психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и родителей (законных представителей), исходя из региональной специфики и актуальности проблем современного общества.
БОУ ВО «Великоустюгский центр ПМСС» стал центральным объединением в городе Великий Устюг многих организаций, служб и ведомств, решающих проблемы семьи и ребенка через активный поиск и разработку различных подходов и методов сопровождения.
Анализируя консультативную и диагностическую деятельность специалистов центра, можно отметить, что из года в год растет количество обращений детей и родителей (законных представителей) с проблемами агрессивного поведения.
Это можно объяснить множеством факторов, но самым центральным является отсутствие нормальных условий для развития детей внутри семьи. Социальная дезорганизация семей, нездоровые отношения между членами семьи, физическое и психическое насилие, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка), депривация, материальное неблагополучие и многое другое приводят к тому, что ребенок попадает в «группу риска» с девиантным поведением, проявляет агрессию и жестокость по отношению к себе и другим. Самостоятельно дети и подростки не в силах справиться с такими проблемами, поэтому специалисты центра призваны оказать им в этом свою квалифицированную помощь и поддержку.
В последнее время научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические аспекты проявления детской агрессивности. В то же время исследований, основанных на реальном опыте профилактики и коррекции, относительно немного. Между тем особенно важной является помощь не только подросткам, но и дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления.
Существует множество различных классификаций агрессии. Но самое главное, по мнению Г. Паренса, заключается в том, что любая агрессия – враждебность, упрямство, упорство – вызвана попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения. В норме проявление агрессии не может считаться поведенческим нарушением, однако должно вызывать настороженность такое положение, когда агрессия становится постоянным переживанием ребенка.
В решении проблем агрессивного и жестокого поведения детей и подростков специалистами БОУ ВО «Великоустюгский центр ПМСС» используются такие направления работы, как ранняя диагностика, профилактика и психолого-педагогическая коррекция.
Для исследования агрессивности подростков используются различные методики: Методика К. Томаса «Поведение в конфликтных ситуациях», Методика А. Прихожан «Мотивация и тревожность», Методика Ю. А. Клейберга «Тест на девиантность», Опросник А. Басса и А. Дарки, Фрейбургская анкета, Тест Айзенка «Самооценка психических состояний» и многие другие. Наиболее масштабное исследование подростковой агрессивности и других форм девиантного поведения с 2012 по 2014 годы проведено специалистами центра с использованием методики Ю. А. Клейберга. Исследованием были охвачены обучающиеся 14-17 летнего возраста средних общеобразовательных школ Великоустюгского, Кичменгско-Городецкого, Никольского и Нюксенского муниципальных районов Вологодской области в количестве 822 человек.
Было установлено, что в среднем склонными к агрессивному поведению являются 40% обследованных подростков. Именно эта шокирующая цифра ориентировала специалистов центра на организацию и проведение системы профилактической и коррекционной психолого-педагогической помощи. Эта система включает в себя осуществление работы с ребенком и его родителями (законными представителями) и педагогами образовательных учреждений в форме консультирования, коррекционно-развивающего обучения, проведения семинаров, практикумов, тематических районно-методических объединений, родительских собраний, круглых столов, размещение информации в СМИ, оформление брошюр, мини-стендов и памяток, организацию акций и конкурсов и т.д.
Самым центральным звеном цепочки родитель-ребенок-педагог, является ребенок, поэтому, основная психолого-педагогическая помощь центрирована именно на нем. Для детей и подростков с агрессивным поведением и нарушениями эмоционально-личностного развития в центре реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Этика и правила поведения». Занятия по программе направлены на развитие у подростков конструктивного поведения и общения в конфликтных ситуациях, выработку установки на непринятие агрессивных форм поведения и употребления психоактивных веществ, оптимизацию благоприятного психоэмоционального состояния.
Основной отличительной особенностью программы является сочетание применения традиционных методов психолого-педагогического воздействия и системного использования компьютерных программ Функционального Биоуправления «Сталкер» и «Экватор».
Технология Функционального Биоуправления основана на феномене биологически обратной связи. Биоуправление – это особая форма обучения человека новой для него деятельности, новым навыкам. Специфичность ее состоит в том, что обучаются системы организма, произвольно не контролируемые, и осуществляется это при помощи специализированных технических средств.
При реализации метода Функционального Биоуправления происходит регистрация физиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и преобразование их в компьютере в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда.
С помощью технологии возможно осуществление следующих направлений работы педагога-психолога: проведение диагностики и консультирования подростков (изучение эмоционального состояния, навыков саморегуляции, стратегий поведения в трудных ситуациях, ориентации в проблемах употребления ПАВ и пр.) и обучение их произвольному изменению физиологических функций организма, развитие саморегуляции и стрессоустойчивости, формирование адекватного неагрессивного поведения.
При использовании метода происходит глубокое закрепление навыка саморегуляции не только на физиологическом, но и на психоэмоциональном уровне. А это, в свою очередь, способствует активному применению полученных знаний и умений в реальной повседневной жизни. Подросток восстанавливает способность «слышать», ощущать свое тело, фиксирует и обучается воспроизводить чувство физического комфорта, расслабления, что является важным компонентом для профилактики дезадаптационных и психосоматических расстройств.
В качестве результатов реализации программы «Этика и правила поведения» с использованием технологий Функционального Биоуправления представим следующие данные: 85% подростков имеют конструктивные стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях, низкий уровень склонности к алкогольной и наркотической зависимости; у 90% детей отсутствует склонность к агрессии и насилию; 100% участников занятий демонстрируют устойчивые представления о возможностях достижения состояния психологического комфорта приемлемыми способами, владеют техниками саморегуляции.
Анализируя возможность использования программы «Этика и правила поведения» различными образовательными учреждениями, необходимо отметить, что для ее реализации требуются максимально комфортные условия для самораскрытия детей и подростков, а так же наличие специального компьютерного обеспечения.
Литература
1. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. «Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь». – М.: Генезис, 2006.
2. Колосова С. Л. «Детская агрессия». – СПБ.: Питер, 2004.
3. Зубова Н. А., Тихомиров С. М. Методическое пособие по информационно-профилактической программе «Сталкер» - профилактика вовлечения в аддиктивные формы поведения детей и подростков. – СПб.: Амалтея, 2003.
4. Ледина В. Ю., Зубова Н. А. Экватор. Обучение навыкам саморегуляции: Методическое пособие. Санкт-Петербург: Амалтея, 2004.
5. Михайлина М. Ю. «Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа». – Волгоград: Учитель, 2009.

Рекомендуем посмотреть:

Психологическая викторина для детей 10-14 лет Консультация для родителей "Половое воспитание детей старшего дошкольного возраста" Сценарий занятия с использованием сказкотерапевтических методов и приемов для младших школьников Мастер-класс для родителей детского сада. Старшая группа
Опубликовано: 929 дней назад (26 мая 2014)
Просмотров: 1765
Рубрика: Статьи
+2
Голосов: 2
Анна Александровна Мальцева # 3 июня 2014 в 07:55 +1
Здравствуйте, хотелось бы поподробнее узнать о методиках, которые Вы применяете!!!
Лариса Анатольевна Илатовская # 3 июня 2014 в 17:01 0
Анна Александровна! Очень рада, что Вас заинтересовал мой материал. Если Вам необходимы сами методики с подробным их содержанием, то могу поделиться!Как это возможно сделать, сообщите! Рада сотрудничеству!