Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Никитин "Русь"

Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема. Иван Саввич Никитин «Русь».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели: Создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина
«Русь».
Задачи урока:
Образовательные:
• обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста;
• пополнение словарного запаса;
• знакомство с понятием «риторический вопрос»;
• познакомиться с темой взаимодействия литературы и музыки на основе осознания специфики «языка» каждого из них;
• учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения.
• Воспитательные:
• способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой;
• воспитывать художественно – образное мышление учащихся через музыкальные произведения;
• способствовать развитию у учащихся нравственных качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России.
Развивающие:
• способствовать развитию у учащихся навыка осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением.
• способствовать развитию у учащихся связной монологической речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение.
• способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку и непосредственно на уроке;
• формировать умения и навыки каждого ученика в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки.
Здоровьесбеоегающие:
• сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
_ Прочитайте слова на доске: новое, полезное, поучительное, интересное. Я желаю вам чтобы этот урок прошёл с пользой для вас. Итак, мы начинаем урок литературного чтения. Садитесь!
II. Актуализация знаний.
- Посмотрите слайдовую презентацию.
- Какие чувства вызвала она у вас?
- Подберите синонимы к слову «Россия» (Отечество, Родина, Отчизна).
_ Что значит для вас эти слова?
III. Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте стихотворение Зои Александровой шёпотом, разделяя слова на слоги.
Родина.
Если скажут слово родина, сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница и ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится свой родной московский двор.
Или степь от маков красная, золотая целина…
Родина бывает разная, но у всех она одна!
- Прочитайте стихотворение с интонацией восхищения.
- Определите тему текста, главную мысль.
- Как в разные века называлась наша Родина? (Русь, Россия, Советский Союз) Всегда ли наше государство жило хорошо, или народ испытывал трудности? Почему нападали на нашу страну?
- Рассмотрите иллюстрацию на странице 69-ой. Попробуйте предположить, о чём будет стихотворение.
Почему вы так думаете?

– О природе России, о её бескрайних просторах, богатырях писал поэт-самоучка Иван Саввич Никитин. Имя поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека. Наша задача сегодня на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян, понять, почувствовать, что вы сами – россияне.
IV. Физкультминутка. (Родина, ручей, пенал, дневник, Отечество, тетрадь, Россия, море, богатыри, степи, портфель, ручка, карандаш. Подвиг, Русь)
– Прочитайте тему и цели урока. Откройте тетради и запишите тему урока.

V. Работа по теме урока.
Сообщения учащегося об авторе. (5,6,7 слайды)

Первичное восприятие
– Внимательно послушайте стихотворение. Выделенные слова запишите в тетрадь в столбик. После прочтения ответьте на вопросы: какие чувства владели поэтом, когда он писал свои стихи. Какие чувства возникли у вас? Читает Учитель
(Его восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ.)
Словарная работа. СЛАЙД №3.
- Какие слова вы записали? Кто попробует объяснить смысл записанных слов?
Шатер – высокая крыша.
Нива – засеянное поле.
Мурава – молодая трава.
Державная – государственная.
Казна – деньги, имущество, принадлежавшие государству.

Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
- Стихотворение важное, гордое, величавое.
Иван Савич Никитин выделяет 3 части в этом тексте. Прочитайте план.
- Прочитайте самостоятельно и определите карандашом паузы.
( прохожу по рядам, проверяю)
– По характеру стихосложения, что напоминает это произведение? (Народную песню, напевно).
- Поэт писал его былинным стихом.
- Найдите и прочитайте выразительно первую картину, соблюдая паузы.
– Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину? (Ее необъятность – большой шатер голубых небес - Что это может быть?)

– Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картин южной картины рисует картины суровой Арктики рисует картины севера.
- Найдите вторую картину.
- Какие литературные приёмы он использует? (сравнение, олицетворение)
- О каких явлениях природы пишет автор во второй части? (Поэт описывает северное сияние (посмотрите на слайд) , об этом природном явление ходят легенды. Например индейцы считают, что огни от северного сияния. это отблески от фонарей, с которыми танцуют души умерших охотников.)
Прочитайте по цепочке по столбикам.

- Третья заключительная часть. Как её нужно прочитать? (торжественно).
- Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свой шедевр?
(ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ- стр 70 вопрос 1)

VI. Рефлексия.
- Прочитайте пословицу о Родине. Объясните пословицу.
- Прочитайте слова К. Ушинского:
«Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное.
А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом вспоила своими водами, Выучила своему языку. Как мать, она защищает нас от всяких врагов.»

- Продолжите предложения.
Сегодня на уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…

VII. Подведение итогов.
- Какие чувства воспитывает поэт своим произведением?
- Оценки.

Домашнее задание.
- Прочитайте отрывок из стихотворения…
От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит, как хозяин
Необъятной Родины своей.
- Запищите его в тетрадь… Дома напишите сочинение – рассуждение.
Человек – хозяин своей страны!?
Презентация на тему: Иван Саввич Никитин «Русь»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и искусству в 4 классе Конспект интегрированного урока по произведению Куприна «Слон», 4 класс Система занятий, направленных на формирование у учащихся 4 класса устойчивого интереса к жизни и тво Конспект урока по литературному чтению (в соответствии с ФГОС) в 4 классе

Похожие статьи:

Конспект урока литературного чтения в 4 классе (Школа 2100)

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»

О жизни и творчестве Гайдара

Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 - 4 класс

Басни Толстого для 4 класса

Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова с презентацией, 5 класс
Опубликовано: 2637 дней назад (4 февраля 2017)
Просмотров: 9362
+1
Голосов: 1
Наталья Косарева # 22 июня 2017 в 21:34 0
Добрый вечер. Ваш урок "Иван Саввич Никитин «Русь»" литературного чтения в 4 классе очень интересен и актуален.
Вы способствуете развитию у учащихся нравственных качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России.
И какими хорошими поэтическими строками вы заканчиваете ваш урок.
От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит, как хозяин
Необъятной Родины своей.
Голос!