Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова с презентацией, 5 класс

Тема урока: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова.
Технология: проблемно-исследовательская на диалоговой основе
Цели:
- обобщить знания уч-ся, полученные о басне, её особенностях;
- учить детей наблюдать, сравнивать
- развивать творческие способности уч-ся;
- обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом;
- воспитывать высокие моральные качества;
Ход урока:
1. Организационный момент. СЛАЙД 1
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Повернулись..Улыбнулись…
Друг на друга посмотрели…
Все тихонько сели.
А девиз у нас каков?
«Больше дела, меньше слов!»

2. Подготовка речевого аппарата к работе. СЛАЙД 2
- Прочитайте скороговорку.
На экране:
«Проворонила ворона воронёнка»
- Как вы понимаете слово проворонила?
-Прочитайте, как толкует это слово словарь С.И.Ожегова.
( Проворонить- упустить, прозевать, проглядеть)
-Читаем с разным темпом:
1 раз- медленно по слогам
2 раз- в среднем темпе
3 раз- далее быстро.
- Читаем с разной интонацией:
1 раз- хитрим, льстим
2 раз- задаем вопрос
3 раз- огорчаемся.
3. Актуализация знаний.
- Упустила и прозевала свое не только ворона из скороговорки, но и ворон… из какого произведения? (из басни Эзопа «Ворон и лисица»)
- Почему мы изучаем басни?
- А как это нам пригодиться в жизни, в учебе?
- Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.
- Древние индейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Созданные этими людьми произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим. Имена двух из них прозвучат на нашем уроке СЛАЙД 3– Назовите их имена (Эзоп и И. А. Крылов).
- Сегодня мы с вами перенесемся в эпоху, когда жили и творили эти великие мастера слова. На предыдущих уроках мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале.
- У вас на столах лежат информационно-рабочие карты.
Найдите I блок – тест. Приступаем к его выполнению. СЛАЙД 4
I вариант находит сведения, относящиеся к Эзопу,
II вариант – к И. А. Крылову
1. Жил:
а) в 13- 14 веках б) в 18 – 19 веках в) в 6 веке до н. э .
2. Родился:
а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани
3. В жизни был:
а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана
4. Внешний вид:
а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб
б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами
в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами

-Давайте проверим вашу работу: СЛАЙД 5
I вариант: 1в, 2б, 3а, 4а (Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб. )
II вариант: СЛАЙД 6 1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в 18-19 веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, с большими бакенбардами.)
4. Работа по изученной теме.
СЛАЙД 7 - Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?
- Эти два человека были великими баснописцами (слово баснописец выносится на слайд) Дайте формулировку этому слову?
- Что же вы знаете об этом жанре? Вернёмся к информационным картам блок № 2

СЛАЙД 8 (ученики заполняют пропуски в каждом предложении).
- Проверим. Прочитайте правильный ответ и сравните написанное. Исправьте недочёты.
- Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова. - В чем заключается тайна их бессмертия? На этот вопрос нам поможет ответить «Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова»
- Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие)
- Кто является героями басни Эзопа, которую вы читали дома? (Ворон и Лисица)
5. Проверка домашнего задания.
СЛАЙД 9 ВНИМАНИЕ! МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Прочитайте басню и найдите ошибки…. (называют ошибки) МОЛОДЦЫ!
- Откройте учебники и прочитаем басню по ролям (Лукьянова, Наливайкин)
- Как читали Алина и Денис? Заслуживают ли они оценки 5?
-Ну, а теперь из Древней Греции мы перенесёмся в Россию и послушаем басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» в исполнении актера Валентина Гафта (аудиозапись)
Сложите руки на парту, положите на них свою головку, закройте глазки и…представьте, что вы на той самой полянке, где встретились герои басни СЛАЙД 10
- Какие чувства вызвала басня?
- Все ли слова были вам понятны?

6. Словарная работа. Слайд 11 и 12
- Кто сможет объяснить значение этих слов?

7. Работа с новым материалом.
- Чтобы ответить на следующие вопросы, нужно ещё раз прослушать басню и проанализировать её.
Прочитайте вопросы. Могла бы лиса обойтись без сыра?
Почему же она остановилась?
Почему лисе удалось завладеть сыром, ведь ворона сидела высоко?)
- А теперь внимательно слушаем басню (Корочкин, Мартынов)
- Вам понравилось, как читали ребята? А почему? (выразительно)
-Могла бы лиса обойтись без сыра? (да, ведь она бежала по своим делам и не знала, что встретит ворону)
-Почему же она остановилась? (ее привлек запах сыра)
-Почему лисе удалось завладеть сыром, ведь ворона сидела высоко?
- Как она вела себя? Прочитайте (вертела хвостом, располагала ворону к себе, не сводила глаз- хотела показать, что любуется)
- Прочитайте басню ещё раз и найдите какие слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами употребляла лиса? (голубушка, шейка, глазки, сказки, пёрышки, носок, голосок, светик, сестрица, мастерица)
- Почему она так говорила?
-Могла ли ворона не упустить сыр?
- Почему ворона выронила сыр? Прочитайте слова из текста (в зобу дыханье сперло)
- Почему?
(она редко слышала такие слова в свой адрес, ее мало кто любил)
- Есть ли положительный герой в басне?
- (Нет)
Над кем смеется автор? Что высмеивает?
(над вороной - доверчивость).
- А почему не смеется над лисой?
(Лесть не смешна, она противна, отвратительна)
- Кто из вас в жизни встречал таких людей?
- Кто был в такой ситуации сам?

Физкультминутка- игра « Я такой»
- Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками.
А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то стоим на месте и хлопаем в ладоши и говорим: Я ТАКОЙ!
- Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, эгоист, лживый, зазнайка , ленивый, неблагодарный.
- Молодцы ! Вы хорошие дети!

Давайте попробуем определить качества характера лисы и вороны?
- Работаем в парах, соединяем стрелкой черты характера героев басни СЛАЙД 13 и 14
- Продолжаем наше исследование.
-Поможет нам в этом план сравнения басен в ваших информационно-рабочих картах.
Прочитайте 3 блок.
План сравнения басен:
I. Название басни.
II. Время написания.
III. Форма написания (стихотворная, прозаическая)
IV. Место морали в басне

Приступим к исследованию. СЛАЙД 15 и 16
1. - Сопоставьте название басен. (название одинаковое)
2. - А время написания? (первая басня- 6 в. до н. э., а вторая басня -18 век)
3. - Форма изложения? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
4. - Говоря о басне, мы отмечаем, что в ней есть мораль, которая находится в начале или концовке. Мы можем сравнить композиции этих басен?
- Где в басне Эзопа находится мораль? (в конце басни),
а у Крылова? ( в начале басни) СЛАЙД 17 проверка

У Крылова животные больше похожи на человека. герои басен Эзопа больше близки животному миру. Но и в одной и в другой басне есть аллегория (иносказание) ( слово аллегория выносится на доску)Воспользуйтесь интернет ресурсом ЧТО ТАКОЕ АЛЛЕГОРИЯ? Аллегория –это литературный приём, который используется писателями, с его помощью они пытаются объяснить читателю своё отношение к некоторым явлениям жизни на примерах, понятных всем.
V. Итог урока.
- Итак, ребята, басни Эзопа и Крылова имеют много общего, хотя и отличаются деталями. Но для чего к этому жанру обращался в своей далёкой Греции раб Эзоп и русский писатель И. А. Крылов, которого мы с благодарностью называем «дедушкой Крыловым»?
- Они оба хотели, чтобы люди увидели свои недостатки со стороны. Поняли насколько это пошло, гадко и стремились избавляться от тех пороков, которые у них есть.
- Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы. Подчеркните в IV блоке информационно – рабочих карт слова, обозначающие положительные черты характера человека.
(жадность, воспитанность, глупость, доброта, справедливость, отзывчивость, лень, вежливость, правдивость, трусость)
- Прочитайте слова, которые вы подчеркнули.
- Ребята, Эзоп писал свои басни в 6 веке до нашей эры, И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в 21 в.)
- Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет)
- К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей.
V. Рефлексия.
Читая эти произведения, мы и сегодня возмущаемся, смеёмся, грустим
Чему учат нас такие произведения? доброте, отзывчивости, человечности.
- С каким настроением, ребята, вы покидаете урок?
VI. Домашнее задание: ( на карточках)
Задание для всех- подготовка к выразительному чтению басни
Читать басню, готовиться к выразительному чтению стихотворения: расставить паузы и логические ударения, вспомнить с какой интонацией надо читать слова лисы.

Дифференцированная творческая работа по выбору в тетради напиши :
письма от лица лисы или вороны к людям, где они объясняют причины своего поведения, переживания, передай их мысли и чувства. Начни так:
Письмо от лисы:
«Здравствуйте, люди добрые! Пишет вам Лиса Патрикеевна.
Я знаю, что поступила с Вороной__________________
Это произошло потому, что___________

Письмо от вороны:
«Здравствуйте, люди добрые! Пишет вам Ворона.
Я знаю, что в этой истории я выглядела ..________________
Это произошло потому, что_________________________

историю о встрече лисы и вороны
Представьте, что через некоторое время лиса и ворона снова встретились и оказались в одной клетке в зоопарке, что они сказали друг другу
Презентация на тему: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова

Рекомендуем посмотреть:

Памятка для написания сочинения-рассуждения Конспект урока-игры по русскому языку для 7-9 класса Конспект урока чтения в 7 классе школы VIII вида Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка"

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса

Внеклассная работа по русскому языку и литературе в школе

Математический кружок в начальной школе. Календарно-тематическое планирование | Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Никитин "Русь"
Опубликовано: 2638 дней назад (2 февраля 2017)
Просмотров: 7715
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Тамара Борисовна Вершинина # 2 февраля 2017 в 21:09 0
Здравствуйте, Лариса Николаевна! Мне очень понравился ваш урок "Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова". Много интересных моментов:инсценировки, письма от героев, презентация. В итоге хотелось бы услышать ответы на вопросы: какая басня вам кажется интересней и почему? Можно было бы написать это в домашнем сочинении. Примите мой голос.
Лариса Николаевна Друзенко # 4 февраля 2017 в 11:41 0
Тамара Борисовна,спасибо за отзыв. Я очень боялась отправлять материал.Этот урок я давала на районном семинаре и коллеги посоветовали поделиться.