Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе ДОУ

"От чего зависит вес предметов" Занятие по опытно - экспериментальной деятельности детей подготовительной к школе группы
Ребенок с рождения является исследователем, проявляя живой интерес к окружающему миру. Опыты помогают ему исследовать интересующие его предметы и отвечать на многие вопросы, развивают логику, мышление. Это занятие будет интересно воспитателям, учителям начальных классов, родителям, детям.

Форма обучения: исследовательская деятельность взрослого и детей.
Количество детей: подгруппа 6 – 8 человек.
Исследовательская задача. Доказать, что вес предметов не зависит от их величины.
Программное содержание:

Развивать речь, мышление, любознательность;
Развивать умение делать выводы, умозаключения;
Воспитывать аккуратность при работе;
Воспитывать целеустремленность, устойчивый интерес к исследовательской деятельности;
Учить понимать поставленные задачи и выполнять самостоятельно.

Оборудование:
Весы лабораторные, пластиковые стаканчики, песок, емкость с водой, вата, маленькие камешки, две монеты достоинством десять рублей, две губки, два носовых платочка, мерный стаканчик.

Методы и приемы:
Организационный момент
Уточнения, опросы, игровые приемы
Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности
Сюрпризный момент
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг рабочего стола.
Ход занятия
I часть вводная:
Воспитатель: Я очень рада вас видеть. Какие вы все большие, нарядные и я вижу в ваших глазах интерес и огонек любопытства, что же я для вас приготовила? Действительно к вам я пришла не с пустыми руками. Вы занимаетесь опытами, исследованием? Я хочу предложить вам сегодня стать исследователями. Но для этого нам нужны разные предметы и оборудование. У меня есть красивая коробка «Неизведанное рядом» в ней находятся предметы, которые помогут нам в исследовании.
Воспитатель открывает коробку, показывает содержимое и достает весы. Спрашивает у детей, как они думают, что это такое? (ответы детей). Сегодня мы с вами будем взвешивать различные предметы и устанавливать, что вес предметов не зависит от их величины.

II часть – опыты

1. Воспитатель на одну чашу весов ставит пластиковый стаканчик с небольшим количеством песка.
Что произошло? Как достичь равновесия? Предлагает насыпать в другой стаканчик столько песка, чтобы достичь равновесия. Можно ли сказать, что в обоих стаканчиках одинаковое количество песка? Объясните почему.

2. На одну чашу весов положить маленький камешек, на другую – вату. Что мы видим? Попробуйте достичь равновесия. Почему потребовалось так много ваты, чтобы ее вес был равен весу одного маленького камешка?
Какой можно сделать вывод? Всегда ли зависит вес предмета от его величины?

Вывод: Маленький предмет может быть тяжелым, а большой легким.
Назовите маленькие, но тяжелые предметы, большие, но легкие.

3. Как вы думаете, вес сырых и сухих предметов одинаков? Как это можно доказать?
Насыплем в оба стаканчика одинаковое количество песка. Добавим в один стаканчик воды. Вес, какого стаканчика теперь больше? Почему? Какой можно сделать вывод?
Эксперимент повторяем с монетами, губкой, носовыми платочками.

Вывод: Одни предметы совсем не впитывают воду, их вес после того как их намочат не увеличивается. У других предметов, которые сильно впитывают воду, вес увеличивается значительно.

Динамическая пауза
Давайте представим, что мы пошли на речку купаться. Я буду говорить слова, и показывать движения, а вы за мной повторяйте.
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Отдохнули, теперь продолжаем с новыми силами.
Воспитатель:
Ответьте мне на вопросы, доказывая свою точку зрения:

Сухой слон весит столько же, сколько мокрый?
Может ли половинка яблока весить больше целого?
Песчинка и снежинка имеют вес?
Вес стаканчика мороженного с изюмом равен весу такого же стаканчика мороженного без изюма?

На этом наши исследования заканчиваются. Вам понравилось? Вы были очень хорошими исследователями, потому что были внимательными, любознательными, активными, сообразительными. И вам очень многое удалось. Спасибо вам за старание и я хочу оставить на память подарок, который вам и в дальнейшем пригодится для ваших исследований – это лупа. На этом занятие закончено.

Дополнение (Если время занятия позволит)
Три ослика несли поклажу: первый – килограмм сахара, второй – килограмм ваты, третий – килограмм гвоздей. Переходя речку, они искупались с поклажей на спине. Выбрались на другой берег. Один побежал, другой пошел, последний поплелся. Почему?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД для детей подготовительной группы. Свойства почвы Конспект НОД по экологии для подготовительной группы на тему: Воздух и его свойства
Участник №62 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Итоговое занятие по математике в старшей группе. Конспект | О Хакасии для детей
Опубликовано: 330 дней назад (8 января 2016)
Просмотров: 1348
Рубрика: Экология
+5
Голосов: 5
Наталия Валентиновна Кузнецова # 8 января 2016 в 15:55 0
Здравствуйте,Лариса Сергеевна! Познакомилась с Вашим конспектом занятия. Очень интересно представлен материал. Все опыты описаны, и что важно сделаны выводы.Вот только с дополнительным материалом,неточность.Вата намокнув, будет тяжелее гвоздей.Железо воду не впитывает. Мне кажется условие должно быть: первый – килограмм сахара,второй– килограмм гвоздей, третий – килограмм ваты.Всё равно голос Ваш!
Лариса Сергеевна Кривохижина # 8 января 2016 в 16:13 0
Здравствуйте, Наталия Валентиновна. Огромное спасибо за вашу оценку и комментарий. Хочу немного прояснить про дополнительный материал: дети должны сами определить какой ослик как вышел из воды, исходя из опытов проделанных на занятии, не зависимо от того в какой последовательности я их распределила (осликов). Еще раз огромное спасибо! Творческих вам успехов.
Нелли Анатольевна Габдрахманова # 9 января 2016 в 02:29 0
Здравствуйте, Лариса Сергеевна! Вы использовали достаточно интересную форму работы, подобрали для исследования неплохие опыты. Но на мой взгляд, недостаточно выдержана структура занятия. После динамической паузы можно было бы вставить еще один опыт, который помог бы подвести итог и возможность детям ответить на вопрос: "от чего зависит вес предмета?"
Лариса Сергеевна Кривохижина # 9 января 2016 в 04:48 0
Здравствуйте, Нелли Анатольевна. Спасибо большое за содержательный комментарий. Но вы как воспитатель точно знаете, что время занятия ограничено, а после паузы идут вопросы, ответы на которые надо доказать, а на это тоже уходит достаточно времени. А потом идет рефлексия, на которой тоже дети рассуждают, что им понравилось, запомнилось и т.д. И последнее задание дополнительное, это как раз на тот случай, если будет свободное время. Еще раз спасибо за содержательный комментарий. Творческих вам успехов.
Светлана Александровна Рындина # 12 января 2016 в 22:15 0
Лариса, Вам ,голос за Опытно-исследовательскую деятельность!Удачи.
Ираида Анатольевна Толстопятова # 11 марта 2016 в 21:01 0
Примите мой голос!!!!
Татьяна Юрьевна Львова # 11 октября 2016 в 19:32 0
Здравствуйте, Лариса Сергеевна! Очень понравился конспект, форма работы, обязательно попробую со своими детками, а про осликов задачка особенно интересна.Спасибо! Примите мой голос!)))