Конкурсы для педагогов и детей

Игры и упражнения для автоматизации сонорных звуков в форме словесных диалогов у детей 5-6 лет

Игры и упражнения для автоматизации звуков «Л», «Ль», «Р», «Рь» в форме словесных диалогов
Автор: Исламова Лариса Витальевна, МБДОУ Детский сад №20 компенсирующего вида, г.Красноуральск
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения для автоматизации сонорных звуков в речи детей 5-6 лет с использованием предметных картинок. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, а также воспитателям групп дошкольных учреждений. Материал разработан с учетом дидактических принципов обучения и воспитания, а также возрастных особенностей дошкольников.
Игры и упражнения для автоматизации звуков «Л», «Ль»,
«Р», «Рь» в форме словесных диалогов
Актуальность
Известно, что в коррекционной работе с детьми по звукопроизношению этап автоматизации поставленных звуков достаточно длительный и энергозатратный. При этом у дошкольников с речевым недоразвитием отмечается низкий словарный запас, аграматизмы во фразовой речи. При планировании работы логопеду необходимо учитывать дидактические принципы:
• ведение материала «от простого к сложному»;
• использование игрового вида деятельности;
• доступности;
• ближайшего развития;
• учёта вида мышления дошкольника – наглядно-действенного и наглядно-образного.
Игры и упражнения с предметными картинками позволяют реализовывать в коррекционной работе с детьми данные дидактические принципы. А так же эффективно решать задачи:
1. Автоматизировать корригируемые звуки
2. Обогащать лексический запас
3. Формировать грамматический строй речи
4. Учить строить простые и сложносочинённые предложения
5. Развивать интонационную выразительность
6. Развивать психические процессы – восприятие, воображение
7. Формировать позитивное мышление
Этапы автоматизации звуков (Л, ЛЬ):
• В открытых прямых слогах (ЛА, ЛО,ЛУ,ЛЫ,ЛЭ)
• В слогах со стечением согласных прямых (ЛКА, ФЛА, БЛА, ЗЛА, ТЛА (то же самое и с другими гласными)) и обратных( АЛК, АБЛ, АЗЛ, АТЛ (то же самое и с другими гласными))
• В обратных закрытых слогах (АЛ, ОЛ, УЛ, ИЛ, ЕЛ)
Автоматизация звука Л в открытых прямых слогах
(в словах – картинках звук Л в прямых слогах)
Пояснение: ребёнок называет слово-предмет, выстраивая картинки в «паровозик» («пирамидку», «хороводик»).
Вопросы:
- Что у тебя в ладошке? (У меня в ладошке луна)
- У тебя всё белое? (У меня белая луна)
- У тебя всё голубое.
- У тебя всё полосатое.
- Что под белым, а что под голубым? (Картинки лежат под белым и под голубым листочком; ребёнок достаёт и отвечает на вопрос)
Автоматизация звука Л в слогах со стечением согласных
Пояснение: в прямых слогах (ЛКА, ФЛА, БЛА, ЗЛА, ТЛА (то же самое и с другими гласными)), в обратных слогах (АЛК, АБЛ, АЗЛ, АТЛ (то же самое и с другими гласными)). В словах – картинках звук Л в слогах со стечением согласных.
Вопросы:
- У тебя всё жёлтое.
- Что в лодке плавает?
- Что в глубине лужи?
- Что на облаке?
- Что каталось на облаке? (На облаке катался клоун)
- Кто (что) тебе приснился?
- Что (кого) заколдовал волшебник (колдун)?
Автоматизация звука Л в обратных закрытых слогах
(АЛ, ОЛ, УЛ, ИЛ, ЕЛ)
Пояснение: в словах – картинках звук Л в обратных закрытых слогах.
Вопросы:
- Кто (что) в лодке плавал?
- Что видел осёл?
- Что откусил козёл?
- Что нарисовал толстяк?
- Что съел волк?
- О чём (ком) мечтал слон?
- Что нашёл слоник?
Автоматизация звука ЛЬ в открытых прямых слогах
Пояснение: в словах – картинках звук (ЛЬ) в прямых слогах.
Вопросы:
- Что (кто) твоё любимое?
- Что ты любишь?
- Что лиса любит?
- Что маленькое?
- Что фиолетовое?
- Что зелёное?
- Что лишнее?
- Что нашли в поле?
- Что лежит в коляске?
- Над чем летит лебедь?
- Что любили люди?
- Под чем спрятали ключ?
- Что ты купишь? (- Я куплю лису)
Автоматизация звука ЛЬ в слогах со стечением согласных
Пояснение: в словах – картинках звук ЛЬ в слогах со стечением согласных.
Вопросы:
- Что в люльке?
- Что в маленькой люльке?
- Что в большой люльке?
- Что нашли в лесу?
- Что на ключ закрыли?
- Что в клеточке?
- Что нарисовали в большой клеточке?
Автоматизация звука ЛЬ в обратных слогах
Пояснение: (в словах – картинках звук ЛЬ в обратных слогах).
Вопросы:
- Что (кто) клюётся?
- О чём мечтает журавль?
- Что клюёт журавль?
- Что (кто) любит карамель?
- Что (кто) лизнул карамель?
- Что (кто) лизнул щавель?
- Кому (чему) звенит будильник?
- Кого (что) лизнул бульдог?
Дифференциация звуков Л, ЛЬ
Пояснение: с картинками со звуками Л, ЛЬ.
Вопросы:
- Что маленькое?
- Что большое?
- Был маленький, а стал большой?
- Что лёгкое?
- Что тяжёлое?
- Что было тяжёлое, а стало лёгкое?
- Что гладкое?
- Что колючее?
- Что было гладкое, а стало колючее?
- Что любит Поля?
- Что под белым, а что под зелёным?
- Что на полочке лежало?
- Чем ты любовался?
- Кто плёл плётку для слона?
Этапы автоматизации звуков (Р, РЬ):
• В открытых прямых слогах (РА, РО,РУ, РЫ, РЭ)
• В слогах со стечением согласных: прямых (РКА, ФРА, БРА, ЗРА, ТРА (то же самое и с другими гласными)) и обратных (АРК, АБР, АТР (то же самое и с другими гласными)).
• В обратных закрытых слогах (АР, ОР, УР, ИР, ЕР).
Автоматизация звука Р в прямых слогах
Пояснение: в словах – картинках звук Р в прямых слогах.
Вопросы:
- У тебя всё розовое.
- Что на дороге?
- Кто (что) катался на карусели?
- Чем (кем) ты дорожишь?
- Что тебе всего дороже?
- Кого (что) заморозили?
Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных
Пояснение: в словах – картинках звук Р в слогах со стечением согласных.
Вопросы:
- У тебя всё круглое.
- У тебя всё яркое.
- У тебя всё квадратное.
- У тебя всё грустное.
- У тебя всё красное.
- У тебя всё другое (-У меня другой круг).
- Чем ты играл?
- Что в трубе?
- Что в траве?
- Что в журнале?
- Что кувыркалось?
- Кто (что) врунишка?
- Что на рынке продавалось?
- Что (кто отражается) в зеркале?
- Кто (что не дружит) с грубияном?
- У кого (чего) выросли крылья?
- С кем (чем) дружит кролик?
Автоматизация звука Р в обратных слогах
Пояснение: в словах – картинках звук Р в обратных слогах.
Вопросы:
- Кто (что) любит мир?
- Кто (что) любит пир?
- Кто (что) забрался в шатёр?
- Кто (что) забрался на забор?
- Кто (что) играет в компьютер?
- Кто (что) любит слушать хор?
Автоматизация звука РЬ в прямых слогах
Пояснение: в словах – картинках звук РЬ в прямых слогах.
Вопросы:
- Что тебе подарили?
- Что ты рисовал?
- Кто (что) захрюкал?
- Кого (что) привезли на паровозе?
- Что (кто) прямо перед тобой?
Автоматизация звука РЬ в слогах со стечением согласных
Пояснение: в словах – картинках звук (РЬ) в слогах со стечением согласных.
Вопросы:
- У тебя всё кривое.
- У тебя всё грязное.
- У тебя всех по три.
- У тебя всех по тридцать три.
- У тебя всех по триста тридцать три.
- Что ты спрятал под тряпочкой?
- Что ты встряхивал?
- На что ты посмотрел?
- Что стряпала бабушка?
- Кто (что) смотрелся в зеркало?
- Что видел в трюме корабля?
- С кем (чем) играла матрёшка?
Дифференциация звуков Р – Л
Пояснение: с картинками со звуками Р – Л.
Вопросы:
- Кто (что) был весёлый, а стал грустный?
- Кто загрустил?
- Кто развеселился?
- Кто разрушил теремок?
- Кого (что) увидел грач?
Дифференциация звуков Л, ЛЬ – Р, РЬ
Пояснение: с картинками со звуками Л, ЛЬ – Р, РЬ.
Вопросы:
- На кого (что) смотрел волк?
- Что спрятали в ладошках?
- Что слева от …?
- Что справа от …?
- Кто дружелюбный?
- Кто закрыл дверь на ключ?
- Про кого эта история? (- эта история про …)
- Про кого (что) ты прочитал историю?
- Про кого (что) ты придумал историю?
- Кто любовался красной рыбой?
- Кто любовался редким крабом?

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая игра для детского сада про животных Логопедические игры для детского сада Комплекс упражнений для дошкольников для выработки правильного произношения звука P Комплекс артикуляционной гимнастики для детей 5-7 лет

Похожие статьи:

Логопедическая игра для дошкольников

Дидактическая игра «Автоматизация звука Р с Рыжиком»

Логопедическая игра для детей 5-7 лет «Яблоня-загадка»

Логопедические дидактические игры для детей 4 – 7 лет

Игра – путешествие в старшей группе «Цирк. В гостях у клоуна»

Автоматизация звуков в условиях семьи по заданию логопеда
Опубликовано: 790 дней назад (13 октября 2014)
Просмотров: 3481
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Александра Юрьевна Рябова # 13 октября 2014 в 22:31 0
Лариса Витальевна! Спасибо за хороший материал! Обязательно применю его в своей практике по работе с детьми с нарушениями речи. Осталось только подобрать соответствующие картинки. Теперь будем ждать упражнения для автоматизации других групп звуков!
Надежда # 13 октября 2014 в 22:36 +1
Хороший речевой материал! Интересные вопросы. В сочетании с красивыми картинками получатся занимательные и даже забавные диалоги! Думаю, что деткам понравится. Материал конечно же больше подходит для логопедов, чем для воспитателей.
Татьяна Павловна Стародворских # 15 октября 2014 в 20:55 0
Отличная авторская статья! Материал тщательно проработан, доступно изложен, и очень актуален для нашей работы, каждый вопрос продуман. Думаю, что дети с удовольствием примут участие в таких речевых играх.