Конкурсы для педагогов и детей

Педагогическое эссе воспитателя ДОУ

Педагогическое эссе «Я сердце детям отдаю»
Автор: Юлбарисова Лена Минисагитовна, Воспитатель МДОБУ детский сад №2 с.Инзер

Аннотация:
Я считаю, что в детском саду должны работать только педагоги, уважающие и любящие детей. Только когда взрослые станут относиться к ребёнку как к личности, уважать его мысли и чувства, показывать достойный пример своим поведением, они смогут воспитать в нём сильную, положительную личность, способную успешно социализироваться в жизни.
В любви ребёнок находит вдвое больший источник роста.
И. Г. Песталоцци

Я не только как педагог ,но и как мама пятерых детей считаю, что в детском саду должны работать только педагоги, уважающие и любящие детей! Ну и, конечно же – профессионалы своего дела, добрые, требовательные и понимающие, что без постоянного самообразования невозможно двигаться вперед. Являюсь сторонником гуманиcтической педагогики и личностно-ориентированного образования. Думаю, каждый педагог должен видеть в ребенке, прежде всего – личность, и тогда успех обучения обеспечен!
Гуманистическая педагогика понимает личность как сложную, индивидуальную цельность, неповторимость и высшую ценность, которая обладает иерархией потребностей в безопасности, любви, уважении и признании. Высшей потребностью личности является потребность в самоактуализации - реализации своих возможностей (А.Маслоу). Большинству людей, как полагают представители этого детского сада, свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, актуализирующейся личностью.
Представителями гуманистической педагогики (личностно-ориентированного образования) являются выдающиеся педагоги-новаторы: К. Роджерс, Р. Бернс, С. Френе, А. Маслоу, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и польский педагог Януш Корчак. Они пред-приняли усилия для становления в России в середине 90-х годов XX века теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности. Я считаю, очень интересны и полезны для педагогов и родителей их произведения.
В XX веке, во времена построения развитого социализма, в нашей системе образования преобладало авторитарное воспитание. Вот что пишет Ш.А. Амонашвили о любви педагогов, в то непростое время, к детям: «Но любовь их была своеобразной, она не имела возможности совершенствоваться. Действовал неписаный закон: любить-то детей надо, но так, чтобы не показывать им свою любовь; их надо любить со всеми строгостями, требованиями, принуждениями, наказаниями; пусть ребёнок не поймёт сегодня, что учитель любит его и ради его будущего счастья вынужден прибегать к силовым способам, зато поймёт, когда подрастёт, и будет благодарен. И получалось, что детей они любили, но воспитывали и учили их так, что дети не чувствовали эту любовь».
Педагог продолжает: «Неписаный закон легко вёл воспитателя к грубостям. Любили авторитарно, властно, сурово, веря, что это есть лучший путь воспитания. Принималась мысль, что учение — тяжкий труд, надо терпеть, проявлять волю, упорство, чтобы учиться успешно».
Другой педагог-новатор В.А. Сухомлинский считает: «Нельзя познавать Ребёнка, не любя его». «Речь идёт о мудрой человеческой любви, одухотворённой глубоким знанием человеческого, пониманием всех слабых и сильных сторон личности, — о любви, предостерегающей от безрассудных поступков и вдохновляющей на поступки честные, благородные. Любовь, которая учит жить, — такая любовь нелегка, она требует напряжения всех сил души, постоянной отдачи их». И далее: «Мудрая любовь к детям — вершина нашей педагогической культуры, мысли и чувств. Сердечность, теплота, доброжелательность в отношении к Ребёнку, — то, что можно назвать общим словом — доброта, является результатом большой, длительной работы педагога над самовоспитанием чувств. Мудрая человеческая любовь к Ребёнку и детству — чувство, одухотворённое глубоким раздумьем, богатством мысли. Духовная пустота никогда не пробуждала и не питала подлинной любви».
Василий Александрович продолжает: «То, что мы вкладываем в понятие любовь педагога к детям, любовь детей к педагогу, начинается… с удивления, с благоговения одного перед духовными богатствами другого и прежде всего перед богатством мысли. …Если бы я не познавал многогранности человеческого в Ребёнке, если бы каждый день не открывал перед собой чего-то нового в каждом Ребёнке, все дети казались бы мне похожими друг на друга — я не видел бы Ребёнка. А тот, кто не видит Ребёнка, не может и полюбить его».
В.А.Сухомлинский говорит о том, что если педагог не любит детей, то: «… надо оставить работу и приобрести другую специальность. Или же воспитать в себе любовь к Ребёнку — третьего не дано». Это потому что «любовь к Ребёнку в нашей специальности — это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к Ребёнку — всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».
Автор пишет: «Я не могу себе представить, чтобы Ребёнок когда-нибудь надоел мне, чтобы я перестал любить его». «В самих детях, в их оптимистическом мировосприятии — источник моей любви к ним. Мне хочется быть с детьми. Особенно сильным становится это желание тогда, когда по каким-то своим внутренним причинам я чувствую упадок духовных сил. Знаешь, что общение с детьми вдохновит бодрость, пополнит духовные силы, и потому в такие минуты больше, чем когда-либо, стремишься быть с детьми». И далее продолжает: «Я люблю Ребёнка не таким, какой он есть, а таким, какой он должен быть. И когда удаётся очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах Ребёнка сияет одухотворённость красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нём — частица моей души».
Польский педагог-новатор Януш Корчак считает, что ребенка надо называть прежде всего человеком. «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными впечатлениями, иной игрой чувств».
Корчак пишет: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а развивает, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, — переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут, не раз следуя увлажнённым взором за борьбой ангела с сатаною, где светлый ангел побеждает».
Это он впервые в мире написал книгу и назвал её так: «Как любить Ребёнка». Любить Ребёнка по-всякому нельзя. Если Любовь не воспитывает, она не для Ребёнка. Если в Любви нет преданности и скрытой готовности к самопожертвованию, она тоже не для детей.
Педагоги сформулировали систему педагогических аксиом:
Любовь воспитывается любовью,
Доброта воспитывается добротой,
Честность воспитывается честностью,
Духовность воспитывается духовностью,
Нравственность воспитывается нравственностью…
Педагоги сделали вывод: значит, педагогический процесс со всеми действующими в нём условиями должен предоставлять Ребёнку Жизнь, то есть, педагогический процесс сам должен стать Жизнью. И тогда Жизнь сама направит Ребёнка кого и что любить, к чему стремиться; она сама зародит в нём мотивы, разовьёт чувства, будет утончать мысль; она сама пробудит в нём способности, возможности, задатки и таланты. Жизнь будет приглашать всю природу Ребёнка, всю его сущность. Она будет звать Ребёнка на помощь, чтобы он спасал её, защищал, улучшал и облагораживал. Детям нужна одухотворяющая Жизнь, им нужна Жизнь, которая вмещает в себя всё воспитание, всё образование, всё обучение, всё развитие как своё естество. Это так же, как является для Жизни естественным биение сердца, общение человека с человеком, любовь к ближнему, переживания радости и горя…
Кто строит для детей такой уровень Жизни и вовлекает их в него, тот и любит детей, любит каждого Ребёнка; того будут любить и дети, будет любить того каждый Ребёнок.
Любить детей и каждого ребёнка надо:
— искренне, честно, от всего сердца;
— спокойно, терпеливо, доверительно;
— нежно, красиво, изящно;
— преданно, постоянно, без условностей;
— воодушевлённо, вдохновенно, увлечённо;
— заботливо, мужественно, понимающе;
— с уважением, утверждением, возвышением.
Педагоги уверены, педагогическая Любовь к детям есть всемогущая творящая энергия образовательного пространства, которое без этой Любви не станет образовательным. Поэтому действительно нужно отдавать своё сердце для воспитания наших детей!
Источники:
1. Буржуазная педагогика на современном этапе / Под ред. З.А. Мальковой, Б.Л. Вульфсона. М.,1984. С. 90.
2. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И. – М., 1994. С.20.
3.Веселова В.В. Билет в будущее. М., 1990. С.31

Рекомендуем посмотреть:

Эссе воспитателя детского сада. Моя профессия Эссе воспитателя детского сада «Моё педагогическое кредо» Эссе «Мой взгляд на профессию воспитателя ДОУ» Эссе воспитателя детского сада. Моя педагогическая философия
Сценарий праздника ко дню 8 марта в разновозрастной группе детского сада
Опубликовано: 612 дня назад (9 апреля 2015)
Просмотров: 2082
Рубрика: мои работы
0
Голосов: 0
Татьяна Алексеевна Набилкова # 9 апреля 2015 в 19:03 0
Добрый день, Лена Минисагитовна. Януш Корчак, А. Маслоу, Сухомлинский и др. - база Вашего исследования. А современные российские педагоги? Удачи.
Светлана Викторовна # 9 апреля 2015 в 19:25 0
Здравствуйте
Редакторы сами отредактировали Ваш материал
С уважением, Администратор сайта