Конкурсы для педагогов и детей

Воспитание ученического коллектива

Управление процессом воспитания ученического коллектива
Автор: Бударова Леся Васильевна, ПТУ №25 м. Зеньков Полтавская область, Преподаватель, методист.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию материал по осуществлению процесса воспитания ученического коллектива, последовательность этапов, знание которых поможет Вам спланировать воспитательную работу. Воспитательное воздействие коллектива, способствует формированию гуманного человека, хорошего товарища и друга. Данный материал может быть полезен учителям и преподавателям, а также старшеклассникам.
Цель:
- Поделиться своим опытом, чтобы коллеги могли использовать в своей работе.
- Стремление прививать детям умение быть личностью в коллективе.
- Создание атмосферы, благоприятной для учащихся.
Задачи:
- Определение направлений воспитательного воздействия коллектива.
- Исследовать и выявить модели развития отношений между личностью и коллективом.
- Проанализировать последовательность процесса воспитания.
ВВЕДЕНИЕ
Педагог должен представить процесс воспитания ученического коллектива, как последовательность этапов, знание которых поможет ему спланировать воспитательную работу, предусмотрев ее содержание и методику проведения на каждом этапе.
Воспитательное воздействие коллектива осуществляется во многих направлениях. Прежде всего, он реализуется в коллективной деятельности учащихся. В совместной деятельности видно успехи и неудачи каждого воспитанника, их причины. Сплоченный коллектив сразу же принимает необходимые меры: одобряет или осуждает деятельность ученика. Успехи, становятся примером для подражания.
В процессе различных видов деятельности в коллективе устанавливаются межличностные связи и отношения.
Научными исследованиями выявлено три распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом:
1) личность подчиняется коллективу (конформизм);
2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);
3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).
В каждой из этих моделей выделяют много линий взаимоотношений.
По мнению Сухомлинского, высокая воспитательная эффективность взаимоотношений между личностью и коллективом достигается, если «это гуманные, человеческие взаимоотношения между учащимися, между воспитателями и воспитанниками, и на этой основе единые понятия о добре и зле».
Для гуманных отношений между членами коллектива характерен постоянный дружелюбный тон, внимание друг к другу, готовность помочь товарищу. В таком коллективе все воспитанники чувствуют себя частью целого, нет «изолированных», отвергнутых, группового эгоизма и групповой поруки. Это способствует формированию гуманного человека, хорошего товарища, друга.
Воспитательное воздействие коллектива зависит также от положения учащихся в системе внутриколлективных взаимоотношений, от отношения первичного коллектива.
Весомую роль в воспитании личности в коллективе играет общественное мнение. Она влияет на ученика не только во время собрания коллектива или через критику в стенной газете, но и в каждодневной его жизни и деятельности. В сплоченном коллективе ученики осуждают недостойные поступки товарищей, не дожидаясь собрания.
Важным средством воспитания личности в коллективе критика и самокритика. Критика помогает избавиться от недостатков в поведении, предотвратить плохие поступки. Справедливая, доброжелательная критика побуждает нарушителя к размышлениям и осознание неправомерности своего поведения, к самокритичности.
Правильно поставлено коллективное воспитание предполагает разумное сочетание самостоятельного развития личности с учетом потребностей коллектива.
Воспитательное воздействие коллектива на его членов, усиливает сочетания педагогического руководства. С созданием условий, для проявления воспитанниками самостоятельности, инициативы, самодеятельности. Если коллектив заботится об утверждении отношений сотрудничества преподавателя и учащихся. В таких коллективах роли участников адекватные их возможностям. Контроль над их деятельностью перерастает в самоконтроль, а сам коллектив терпеливо относится к недостаткам его членов. Важно обеспечить своевременное педагогическое вмешательство в формирование отношений между членами коллектива. Создание временных объединений, с переводом в них воспитанников, у которых не сложились нормальные отношения в первичном коллективе, сменяемость характера и видов коллективной деятельности, что позволяет приобщать учащихся к новым отношениям.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
1.1 Последовательность процесса воспитания
Организация процесса воспитания личности ученика или коллектива класса осуществляется в определенной последовательности.
Первый этап. Определяют совокупность черт и свойств личности, которые следует сформировать у воспитанника, т.е. формируют идеал. Когда речь идет о воспитании класса, то имеют в виду формирование такого коллектива, который бы по своим качествам отвечал эталону, производимому на основе цели воспитания, поставленной обществом.
Второй этап. Изучают индивидуальные особенности воспитанника (или коллектива), его положительные черты, недостатки в характере и поведении, определяют, какие черты не сформированы, а какие находятся в стадии зарождения. Знание личности воспитанника (коллектива), сравнение с намеченным идеалом позволяет спрогнозировать развитие. Исходя из этих данных, можно планировать воспитательную работу с воспитанником (коллективом). Поэтому важно, чтобы ученик (коллектив) знал, что предлагает ему воспитатель, принимал этот образец для подражания и прилагал усилия для достижения поставленной цели.
Третий этап. Реализуется программа воспитания, то есть запланированные воспитательные мероприятия, предусматривает привлечение воспитанников к различным видам деятельности, участие в которых способствует формированию у них опыта поведения в соответствии с идеалом.
Четвертый этап. Побуждение учащихся к самостоятельной работе по развитию личности. Когда ученик начинает заниматься самообразованием и самовоспитанием, можно считать, что в воспитании достигнуто четвертого этапа.
На всех этапах процесса воспитания осуществляют педагогическое руководство, управление этим процессом.
1.2 Управление процессом воспитания.
Управление процессом воспитания - деятельность педагогов, обеспечивает планомерное и целенаправленное воспитательное воздействие на воспитанников.
Оно предполагает прежде подбор содержания воспитательной работы с учетом требований общества к уровню воспитанности ученического коллектива вообще и каждого его члена в отдельности. Для реализации содержания воспитания нужные формы, методы и приемы воспитательной работы, которые бы, импонировали ученикам. Все это поможет сделать воспитательный процесс целенаправленным и систематическим. Суть управления воспитательным процессом - выявление воспитательных возможностей семьи, общественных организаций, культурно-образовательных учреждений, средств массовой информации для более эффективного использования их влияния на учащихся. В процессе управления воспитанием, важно организовывать и направлять коллективное и индивидуальное деяние учащихся, создавать условия для обогащения их собственного опыта. Поэтому, первостепенное значение имеет установление гармоничных отношений между воспитанниками и воспитателями на демократических и гуманистических принципах. Авторитарный стиль педагогов приводит к формированию безынициативного исполнителя чужой воли, неуверенной в собственных силах человека. Другая крайность - отсутствие требовательности и контроля, за поведением детей, способствует формированию безответственности, недисциплинированности и других отрицательных черт у воспитанников.
Важным в управлении процессом воспитания является формирование гуманных взаимоотношений между учениками. Нужно не только научить детей быть доброжелательными и гуманными к одноклассникам, но и формировать организаторские навыки, воспитывать требовательность к товарищам, непримиримость к нарушениям дисциплины и порядка в учебном заведении и за его пределами.
Управление воспитательным процессом следует направлять на развитие самостоятельности, инициативности учащихся. Поэтому задача педагогического коллектива - помочь ученикам самостоятельно организовать деятельность в учебном заведении и за его пределами.

Рекомендуем посмотреть:

Цели и задачи воспитания школьников Проблемно-ориентированный анализ воспитательного мероприятия Самоуправление в начальной школе Методики изучения классного коллектива

Похожие статьи:

Воспитательная программа ОЭР в школе

Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»

Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками

Функции классного часа

Внеклассная работа в школе

Полезные советы и рекомендации для родителей по организации летнего отдыха с детьми | Уникальный метод для запоминания школьного материала
Опубликовано: 848 дней назад (16 августа 2014)
Просмотров: 2381
+5
Голосов: 5
Светлана Викторовна # 16 августа 2014 в 00:45 +3
Здравствуйте
Просим Вас набрать название материала верно (первая буква заглавная, остальные прописные - маленькие).
Времени у Вас ещё достаточно (почти 3 часа)
Это записано и в правилах оформления записи в блоге.
Администратор сайта
Леся Васильевна Бударова # 16 августа 2014 в 14:04 +3
Светлана Викторовна, прошу извинения за доставлены мною неудобства. Я думаю, кто ничего не делает - тот не ошибается. Ваши замечания не игнорировала, не была на сайте. Вам спасибо за исправления. По поводу грамотности, в каждого сайта свои требования. Я учту требования сайта, и строгий личный Ваш подход.
Людмила Васильевна Мигунова # 16 августа 2014 в 14:29 +4
Светлана Викторовна, с большим интересом познакомилась с вашей статьёй. Это очень хорошо, что вы учите детей быть доброжелательными и гуманными к одноклассникам, формируете организаторские навыки, воспитываете требовательность к товарищам, непримиримость к нарушениям дисциплины и порядка в учебном заведении и за его пределами. Просто я вспоминаю свою дочь, где учителем была введена рейтинговая система. Каждый триместр, у нас были не четверти, а год делился на три месяца, выставлялся рейтинг, кто на каком месте. И в результате дети вообще никогда никто никому не помогал. Все боролись за этот рейтинг. Может это и хорошо в каком-то смысле, но вот коллектива как такового не получилось. Голосую за Вашу работу.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 16 августа 2014 в 16:23 +4
Леся спасибо за приглашение! Внимательно познакомилась с вашим материалом,
который очень кстати перед началом учебного года. Дополнительная информация
никогда не помешает и для классных руководителей при написании плана по
воспитательной работе. Учитывая очень важные моменты в организации процесса
воспитания, для многих молодых педагогов ваша работа обязательно принесёт
огромную пользу, так как целью работы каждого педагога в воспитании личности
должно являться создание только благоприятной атмосферы для учащихся как
в учебной, так и во в не учебной деятельности.
Голосую за!+1
С уважением, Т.Н.
Алтын Кабдулливна Искакова # 17 августа 2014 в 15:11 +3
Здравствуйте! ознакомилась с вашим материалом, вопросы связанные с процессом воспитания всегда актуальны.согласна со многим выше сказанным.Ваш материал будет полезен в работе нашего коллектива.
Вера Александровна Орехова # 18 августа 2014 в 07:48 +2
Леся Васильевна, спасибо за приглашение. Полезный материал Вы нам представили, ведь очень важно для любого педагога создать атмосферу , благоприятную для учащихся, чтобы ребенок чувствовал себя личностью в коллективе. Материал обязательно пригодится многим педагогам. Спасибо, что поделились своим опытом. Желаю творческих успехов и удачи! +1
Татьяна Вениаминовна Волкова # 18 августа 2014 в 09:38 +2
Леся Васильевна! Ваш материал полезен и необходим каждому педагогу. Конечно же, нужно воспитывать и каждого ребенка в отдельности и весь коллектив в целом. Для решения этой трудной задачи и пригодится ваш материал - все четко, доходчиво и поэтапно изложено. Материал полезный, нужный, своевременный - скоро дети придут в школу и мы встретим их во всеоружии. Примите мой голос +1.
Светлана Николаевна Матвеева # 18 августа 2014 в 21:30 +2
Уважаемая Леся Васильевна! Спасибо за приглашение! С удовольствием познакомилась с Вашей статьёй "Управление процессом воспитания ученического коллектива". На мой взгляд, очень нужный и полезный материал, которым Вы делитесь с коллегами. Грамотно и правильно спланировать воспитательную работу - цель каждого педагога. Какая Вы умница, что прививаете детям умение быть личностью в коллективе, создаёте благоприятную атмосферу для учащихся. Вами затронута важная задача педагогического коллектива, а именно: помочь ученикам самостоятельно организовать деятельность в учебном заведении и за его пределами. Спасибо за Ваш опыт! Примите мой голос! +1!!!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 23 августа 2014 в 19:18 0
Леся Васильевна, спасибо за приглашение на вашу страничку! Своевременный, нужный педагогам материал об управлении процессом воспитания ученического коллектива. Воспитать добрых, отзывчивых и благородных детей в современном обществе, разделённом на социальные группы, как всегда - сложно. Наша цель - помочь детям самоопределяться и самовыражаться, при этом, всегда оставаться толерантными. И если подойти грамотно, как предлагаете Вы, то результат будет прекрасным. Желаю творческих успехов! +1!!!