Конкурсы для педагогов и детей

Турнир головоломов: Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку

Турнир "Головоломов": конспект внеклассного мероприятия по русскому языку
Автор: Левина Елена Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МОУ ОСОШ № 94, город Ярославль.

Данная работа адресована учителям, работающим со слабоуспевающими учащимися, учителям открытых (вечерних) школ, коррекционных классов. Низкая успеваемость по русскому языку часто объясняется низким уровнем развития у учащихся словесно-логического мышления, низкими показателями развития памяти, внимания. Предлагаемый материал способствует развитию этих высших психических функций, мотивирует учащихся на положительный результат, формирует интерес к изучению русского языка.
Также материал занятия может быть использован в работе с учащимися 4 – 8 классов.

Цель: развитие интереса к русскому языку.
Задачи: развитие памяти, внимания, словесно-логического, наглядно-образного мышления, словаря, грамматического строя, операций анализа, классификации; формирование умения работать в команде.

Ход занятия
Оргмомент
• Группа делится на 2 команды.
• Вступительное слово учителя:
«Я мыслю, значит, я существую». (Р. Декарт). Сегодня победителем для себя сможет стать каждый: ведь вы потренируете свои умения мыслить логически, слаженно работать в команде. Но а в сегодняшнем турнире «Головоломов» победит та команда, которая быстрее будет выполнять задания и соберет фигуру из головоломки Танграм.
Итак, приглашаем «поломать головы»!

а) Танграм – древняя китайская головоломка, имеет 6,13 миллионов комбинаций складывания фигурок. Её называют «Доской мудрости». Интересна и детям, и взрослым.

Игра развивает:
• Восприятие формы
• Способность выделять фигуру из фона
• Выделение основных признаков объекта
• Глазомер
• Воображение (репродуктивное и творческое)
• Зрительно-моторную координацию
• Зрительный анализ и синтез
• Умение работать по правилам

б) Командам выдается нерасчерченная схема «Человек, скачущий на коне» (или любая другая) и два набора Танграма. Командам необходимо воссоздать фигуру по контурам. За каждое выполненное задание команда получает деталь Танграма. Цель команд: правильно выполнить задания, как можно быстрее правильно собрать фигуру, изображенную на схеме, и ответить, что получилось.
Конкурсы
1. Разминка
Запомните 10 слов
(записывать нельзя!, можно их зарисовать или записать потом для воспроизведения). Эти слова должны быть воспроизведены в конце турнира.
Буква, бумага, растение, учебник, драма, перо, расписание, схема, звонок, язык.
2. Анаграммы
Соберите слова из рассыпавшихся букв:
ФОТАРАЕМ (метафора)
ОЛИТВОНИРЕЕЦЕ (олицетворение)
РАНЕСВНИЕ (сравнение)
ЗЕФРАОЛОИГЗМ (фразеологизм)
ТТЕЭПИ (эпитет)
БОГИРЛАПЕ (гипербола)
3. Прятки
Найдите спрятанные слова и подчерните их. Что объединяет найденные слова?
АПЛАДЗАГОРАТЬЛОРМЖДЗАРЯОЛИЖМДК
МИРВПЛОРАСТЕНИЕПВРОСКЛОНЕНИЕПР
ТЕРУРАВНЕНИЕЫВРПЛЫРАССТИЛАТЬОЬВ
АЫВЫМОКНУТЬПДПРОТИРАТЬАРЛПВБИР
УКЗАЖИГАТЬЫАПРАСТОПЛРЗАМЕРЕТЬАВ
ПЛОАРПОКЛОНИТЬСЯВПОАБЛЕСТЕТЬПРЛ
Ответы: загорать, заря, растение, склонение, уравнение, расстилать, вымокнуть, протирать, зажигать, замереть, поклониться, блестеть – слова с чередующимися гласными в корне слова.
4. Аналогии
а) Соедините стрелками аналогии из двух списков:
1. Испуг - бегство
2. Химия - наука
3. Правильно - верно
4. Цветок - клумба
5. Пара - два
6. Слово - фраза
7. Бодрый - вялый
8. Свобода - воля
9. Город - страна
10. Похвала - брань
11. Месть - поджог
12. Девять - число
13. Плакать - реветь
14. Глава - роман
15. Покой - движение
16. Смелость - геройство
17. Прохлада - мороз
18. Обман – недоверие
19. Пение - искусство
20. Полка - шкаф
1. Овца – стадо
2. Малина – ягода
3. Море – океан
4. Свет – темнота
5. Отравление – смерть
6. Враг – неприятель

б) Найдите пару:
Ручка относится к «писать», как «нож» к
• острый;
• резать;
• точить
«Усталый» относится к «работе», как «гордый» к
• улыбка;
• успех;
• счастливый
«Удивление» так относится к «необыкновенный», как «страх» к
• опасный;
• беспокойный;
• ужасный.
«АБ» относится к «ГВ», как «СР» к
• ПО;
• ОП;
• ТУ.
«Лучше» относится к «наихудший», как «медленно»
• скорый;
• наилучший;
• быстрейший.
Какое из следующих сочетаний знаков должно продолжить этот ряд: ХООООХХОООХХХ?
• ОХХХ
• ХООО
• ООХХ
«Скоро» относится к «никогда», как «близко» к
• нигде;
• далеко;
• прочь.
в) Так ли это?
1. В конце всех вопросительных предложений ставится ?. Предложение "Сколько тебе лет?" заканчивается ?, следовательно, оно вопросительное.
2. Перед прямой речью всегда ставится : В предложении, "Спектр содержит семь цветов: красный, оранжевый и т.д." имеется :. Следовательно, это предложение с прямой речью.
3. Некоторые разделы языка изучаются в 5 классе. Синтаксис сложного предложения - раздел языка. Следовательно, синтаксис сложного предложения изучается в 5 классе.
4. Все части речи изучает морфология. Предлог - часть речи. Следовательно, предлог изучается в морфологии.
5. Все буквы содержаться в алфавите. "Й" - буква. Следовательно, она содержится в алфавите.
6. Все приставки со словами пишутся слитно. "БЕС" - приставка. Следовательно, она пишется со словами слитно.
7. Все ученики Малоярославской школы изучают русский язык. Женя Иванов - изучает русский язык. Следовательно, он ученик Малоярославской школы.
8. Некоторые ученые являются лингвистами. Иванов В.Л. - ученый. Следовательно, он лингвист.
9. Все ученики 9 класса изучают виды сложных предложений. Петров - изучает виды сложных предложений. Следовательно, он ученик 9 класса.
10. Все ученики 11 класса хорошо знают русский язык. Гусева - ученица 9 класса. Следовательно, она хорошо знает русский язык.
г) Выберите слово по предложенной аналогии:
1. Синтаксис (предложение) - Морфология (окончание, слово, наречие, раздел науки).
2. Словосочетание (сочинительная связь) - предложение (двусоставное, грамматическая основа, слова, термин).
3. Русский язык (морфология) - синтаксис (словосочетание, раздел науки, части слова, звуки речи).
4. Сложное предложение (бессоюзное) - сложноподчиненное предложение (изъявительное, двусоставное, союзное, сложное).
5. Пунктуация (знаки препинания) - Знаки препинания (запятая, вводное слово, причастие, звук).
6. Слово (звуки) - Звук (буква, слово, голос, предложение).
7. Алфавит (буквы) - Лексикон (слова, звуки, буквы, предложения).
8. Звуки (глухой) – Буква (согласная, заглавная, строчная, звонкая).
9. Русский язык (правила) - Упражнение (задание, набор букв, предложение, разбор).
10. Существительное (предмет) - Глагол (действие, признак, признак действия, признак признака).
5. «Переведите» пословицы
(пословицы разрезаются, выдаются командам, которые должны соединить пословицы попарно)
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).
Язык до Киева доведёт.
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица).
Кто обжёгся на молоке, дует на воду.
Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец. (Вьетнамская пословица).
Тише едешь – дальше будешь.
Бежал от дождя, попал под ливень. (Арабская пословица).
Из огня да в полымя.
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).
Язык до Киева доведет.
Где нет фруктовых деревьев, свёкла сойдет за апельсин. (Иранская пословица)
На безрыбье и рак – рыба.
Все хорошо в свое время. (Английская пословица)
Делу время - потехе час.
Пика не кладется в мешок. (Польская пословица)
Шило в мешке не утаишь.
Молчаливый рот - золотой рот. (Немецкая пословица)
Слово - серебро, молчание – золото.
Разговорами риса не сваришь. (Китайская пословица)
Гостя баснями не кормят.
В закрытый рот муха не залетит. (Итальянская пословица)
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага. (Английская пословица)
Дорогу осилит идущий.
Нечего ругать кошку, когда сыр съеден (Французская пословица)
После драки кулаками не машут.
Сын леопарда – тоже леопард (Африканская пословица)
Яблоко от яблони недалеко падает.
6. «Заковыристая» грамматика
а) Найдите «лишнее» слово:
гореть, угореть, гора;
рисунок, рис, рисовать, рисование;
пот, потолок, потливый,
море, морщины, морской;
боль, большой, больница;
пища, пищевой, пищать;
лес, леска, лесник, лесной;
зеленый, позеленел, зелье, зеленка, зелень.
б) Эти слова оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его:
Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.
в) У какого из пяти приведённых ниже словосочетаний нет переносного смысла
Обвести вокруг пальца, смотреть сквозь пальцы, пальцем не шевельнуть, согнуть палец, высосать из пальца.
г) Определите части речи в предложении:
Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.
д) В каких сказочных словах /по правилам русской грамматики/ нужно поставить мягкий знак после шипящих?
Пятлая куж... .
Бурявый пупалош... .
Мяувая дуч... .

7. Марсианские каналы
Здесь представлена карта вновь открытых городов и каналов нашего собрата по Солнечной системе Марса. Начните с города, отмеченного буквой «З» и расположенного на южном полюсе Марса, и посмотрите, сможете ли вы прочитать фразу, следуя путем, где все города посещаются ровно по одному разу, и вернувшись в исходную точку. Когда эта головоломка появилась в журнале, то более пятидесяти тысяч читателей-«головоломов» написали в редакцию: «Здесь нет никакого пути». И все же это очень простая головоломка.
(Ответ: Здесь нет никакого пути)

8. Воспроизвести 10 слов, предложенных для запоминания на разминке
Подведение итогов
Фигура – человек на коне (или любая другая)


Рефлексия, награждение команды-победителя, самых активных «головоломов».
Список использованной литературы:
1. Задания для проведения олимпиад по русскому языку.
2. Ивакина Г. Н. Задания для проведения олимпиад по русскому языку в начальной школе.
3. Костромина С.Н. Учиться на пятерки по русскому языку. Как?. – 3-е изд., испр. и доп. - Москва: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008
4. Костромина С.Н. Учиться на пятерки по чтению. Как?. – 3-е изд., испр. и доп. - Москва: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008
5. Левина Е.Д. Курс «Учись учиться»: Программа внеурочной деятельности учащихся 6 – 9 классов открытых (вечерних школ). – Ярославль: БНПИ, 2013
6. Ллойд С. Знаменитые головоломки мира: Марсианские каналы.
7. Танграм // Википедия

Рекомендуем посмотреть:

Игра по русскому языку и литературе, 7-8 класс Игра на уроке русского языка в 6-7 классе Внеклассное занятие по русскому языку в 5-6 классах. Сценарий Конспект урока - игры по теме: Имя существительное, 5 - 6 класс

Похожие статьи:

Викторина по русскому языку в начальной школе

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

КВН по русскому языку для 5-6-7 классов

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3 класса

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса

Опубликовано: 1116 дней назад (20 ноября 2013)
Просмотров: 2959
0
Голосов: 0
Копышева Ирина Игоревна # 20 ноября 2013 в 20:44 0
В данной разработке ценно то, что задания построены так, что на их основе можно одновременно развивать логику, память, внимание и интересно работать с не очень простым лингвистическим материалом. Понравилась идея использования головоломки Танграм, которая собирает турнир в единое целое. Спасибо.