Конкурсы для педагогов и детей

Урок путешествие по русскому языку в 7 классе по теме: Союзы

«Урок-путешествие по Соединенным Штатам Языкознания» по русскому языку в 7 классе по теме «Союзы»
Общедидактическая цель: формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий учащихся.
Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.
Образовательные аспекты урока:
1. Создавать на уроке условия для систематизации и обобщения знаний учащихся о предлогах, союзах.
2. Закрепить навыки учащихся различать, правильно писать, употреблять в речи служебные слова, осуществлять самоконтроль.
3. Воспитывать чувство эмоциональной деятельности на уроке; умение адекватно оценивать работу одноклассников.
Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная.
Методы обучения: словесные (информационно-развивающие), практиче-ские.
Урок проводится на конструктивном методе.
Оборудование: карта СШЯ, карточки индивидуальные.

I организационный момент.
Кажется, звенит звонок,
Не пора ли на урок?
Подравнялись, подтянулись,
Подмигнули, улыбнулись.
И присели. Ровно в срок
Начинаем наш урок.
– Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня на уроке русского языка мы совершим с вами Путешествие в далёкую и загадочную страну. И я обещаю вам удивительные открытия, забавные приключения и даже преодолеть некоторые опасности. В мире есть много различных стран: РФ, Америка, Англия, Франция, Италия и др. Ну, а сегодня мы узнаем и познакомимся с Соединенными Штатами Языкознания. Там проживает Его Величество Грамматика! И она нам прислала по почте

УКАЗ!!!
Указ Тридесятого царства, Небывалого государства.
Если в тебе горит огонь сказочного (государства) путешественника-исследователя и живёт желание узнать, понять и разгадать тайны СШЯ, тайны материка РЯ, приглашаю тебя принять участие в Путешествии, которое состоится в «Национальной президентской основной общеобразовательной школе-интернате Республики Марий Эл» в г. Йошкар-Ола 17 апреля 2015 года в 8 часов 50 минут в кааб. № 213.
Его Величество Русский Язык

– Хотите отправиться в СШЯ? (да)
– Это Государство расположилось между двумя океанами: океаном Знаний и океаном Умений. Материк напоминает две буквы РЯ. Догада-лись, что они означают? (да).
Д] Эпиграфом нашего урока будут слова: (хором)
Кто с нами дружно в путь шагает,
Тот грамоту отлично знает! [Д]
Д] А девизом будут слова: (хором)
Не тлеть, а гореть,
Все преграды одолеть! [Д]

II Весна – это такое время года,
Когда ребятам хочется гулять,
Шутить, играть, не глядя на погоду,
Но нам же (союзы) надо повторять!
Для прохождения очень сложного маршрута нам нужны знающие и смелые ученики, чтобы преодолеть все препятствия. (Ребята делятся на две команды: Грамотеи и Знатоки).
А по звездам я предскажу вам, что вас ждёт впереди.
(Ребята встают по знакам Зодиака)
1. Козерогов ждут опасности в Штате Пунктуация.
2. Водолеи будут подвержены опасностям в районе Синтаксических Гор.
3. Рыбам надо опасаться перелёта через океан Знаний, т.к. их могут подвести нетвердые знания.
4. Овны в Штате Словообразования должны оказать уважение все частям слова, морфемам.
5. Тельцы в районе моря Грамотеев могут заразиться болезнью, очень опасной, Ошиберией.
6. Близнецы истратят весь свой запас орфографических правил и будут вынуждены обратиться за помощью.
7. Раки и Львы столкнутся с коварством Подлежащего и Скузуемого в г. Подлежащенске и Сказуемске.
8. Девы, находясь возле озера Знаков препинания, должны тщательно проверять сложные предложения, уметь находить однородные члены предложения.
9. Весам и Скорпионам советуют из всех сил заниматься морфологическим разбором.
10. Стрельцам нужно беречь силы для прохождения Штата Орфография, орфографический вирус поражает даже самых стойких и опытных путешественников.
А в целом, путешествие благоприятно подействует на знания учащихся, необходимо только быть внимательными и трудолюбивыми!!!

III. Чтобы совершить наше Путешествие, нужно выбрать вид транс-порта. Мы полетим на самолёте – самом быстром, современном виде транспорта! Но вначале нужно приобрести билеты. Чтобы их получить, мы проведём орфографическую дуэль!

I команда
1. режи (с, сс) ёр
2. конгре (с, сс)
3. пье (с, сс) а
4. а (п, пп) ликация
5. (в) течении… (е, и) дня
6. (в) следствие (не) погоды
7. (в) виду дождя
8. иметь (в) виду
9. одет ся по (зимнему)
10. говорить (по) французски
II команда
1. те (р, рр) а (с, сс) а
2. ис (сс)ку (с, сс) тво
3. га (л, лл) ерея
4. гости (н, нн) ица
5. (в) продолжении.. (е, и) дня
6. (в) следствие болезни
7, 8 (в) виду (не) погоды
9. иметь (в) вид
9. одеться (по) весеннему
10. говорить (по) английски

IV. Итак, билеты мы приобрели. Получили карты нашего маршрута.
Диктор объявляет посадку (жюри)
Д] Прислушайтесь! Задание: расставить в словах ударение.
Агент, баловать, ходатайствовать, хвоя, камбала, диспансер, партер, договор, цемент, торты, звонит, красивее, форзац, нефтепровод, столяр, коклюш, в туфлях, дефис, феномен, дочиста, алфавит, положить, щавель, досуг. (Игра «Диктор») озвучить (хором)

V. Итак, перелёт совершён. Самолёт произвёл посадку в Штате Фонетика. Здесь самые красивые места – Большие Йотированные Озёра. Жители Штата любят водить за нос простодушных туристов.
I команда
(капитаны у доски)
Задание: 1) произвести транскрипцию слов, указать количество букв и звуков
2) найти слова, в которых количество букв и звуков совпадает
ёлка
вьёт
помощь
яма
листья
– звуков > букв
– что называется фонетикой?
– назвать сонорные звуки;

II команда
лестница
рожь
пьёт
Яша
деревья
звуков > букв
– дать характеристику звуку [й’].
VI. Самолёт произвёл посадку в Штате Морфология, Город Морфобург.
Жители этого города грамотные, знающие люди, и они приготовили Блиц-опрос!!! Актуализация знаний
Вопросы: 1. Сколько частей речи в русском языке (перечислите).
2. Назовите члены предложения: главные и второстепенные.
3. Чем отличается простое предложение от сложного.
4. Что входит в грамматическую основу предложения.
5. Чем отличаются ССП от СПП?
6. На какие 3 группы делятся сочинительные союзы?
7. Назовите соединительные союзы.
8. Назовите разделительные союзы.
9. Назовите противительные союзы.
10. Что за часть речи союз?
11. Как отличить написание (слитное) союзов: тоже, также, чтобы от местоимений с предлогами?

Слово учителя о Союзах
VII. Устали? Отдохнём. Озеро Пословичное.
Задание: записать пословицы в исправленном виде.
Д] 1. Старый друг лучше большого таракана.
2. У семи нянек кулаками не машут.
3. Скучен день до вечера, коли хвост тёлкин.
4. С кем поведёшься, на том и провалишься.
5. После драки дитя без глазу.
6. Любишь кататься, коли делать нечего.
Задание: закончи мысль пословицы.
1. Мир строит, а война (разрушает)
2. Смелый побеждает, а трус (погибает)
3. Ласточка день начинает, а соловей (кончает)
4. Человек от лени болеет, а от труда (здоровеет)
5. Труд кормит, а лень (портит)
6. Лето обирает, а зима (поедает)
7. Дело мастера (боится)
8. Тот труда не боится, кто умеет (трудиться)
9. По труду и честь (воздается)
VIII. Штат Синтаксис
1. Человек, успешно преодолевающий свою лень, может многого до-биться4. (произвести синтаксический разбор данного предложения)
2. Составить предложения о родном городе
1. [ ], а [ ].
2. [ ], (потому что).
3. [О и О]
3. Неожиданно набежала туча….
Закончить мысль и составить предложения:
1) простое
2) ССП
3) СПП
IX. Летим дальше. Остановка в Штате Словообразование, город Частисловск.
Жители этого Штата живут в разных районах: Приставок, Суффик-сов, Корней, Окончаний, Основ. Ежегодно в Штате происходит грандиозный праздник Словообразования. Законы в Штате очень строгие: ошибка в корне слова налагается Штрафом; в приставке и суффиксе – Арестом, а за ошибку в окончании – ссылка на озеро Нулевого Окончания, где нет ни грибов, ни ягод, ни дичи, ни рыб.
Ах, какое это счастье,
Слово делится на части,
Может каждый Грамотей
Делать слово из частей!
Чтобы попасть в город, нужно отгадать слово, т.е. пароль.
I команда
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке
все встречаем,
Вся же я – в дневнике и в журнале
(оценка)
II команда
В списке вы мой обнаружите ко-рень,
Суффикс в собрании встретите
вско-ре,
В слове рассказ вы приставку
найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте
(расписание)
Задание: разобрать слова по составу, т.е. произвести морфемный разбор.
Сделать2, побежали2, подсказка2, ранний2, справа2, самолет2, малодушный2, объединять2, читающий2, прочитав2, выезд2, пробежавший2, читая2.
X. Город Родина! Текст (обеим командам)
После путешествия всегда приятно возвращаться на Родину. У каждого человека есть своя родина, Отчизна, малая Родина. Наше Отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы её зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Деловая игра «Корректор»
– Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчёты, наблюдения? Сейчас каждый из вас будет выполнять обязанности корректировщика. Кроме хорошего знания языка корректор должен обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, а также синтаксической.
– расставить знаки препинания;
– раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы.
XI. Викторина «Знаешь ли ты свой край?» Связь с ИКН
1. Какой город является столицей нашей республики?
2. Назовите города нашей республики.
3. Сколько всего районов в РМЭ?
4. Назовите самый большой район.
5. Самый маленький район.
6. Самый древний город.
7. Самый молодой город.
8. Самая крупная река.
9. Самая длинная река.
10. Самое крупное лесное животное.
11. Самый крупный хищный зверь.
12. Самая маленькая птичка.
– А какое важное событие в истории нашего народа отмечает наша страна в этом году? Юбилей? (70-летие Победы)
Любовь к Родине была сильнее смерти в годы ВО войны, когда наш народ стойко, мужественно защищал Родину от фашистских захватчиков.
Была война.
Прошла война.
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву и тысячу во сне,
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
(Ю. Друнина)
– составьте предложение со словом бесстрашные.
Земля!
Всё краше и милей
Она вокруг лежит.
И лучше счастья нет –
На ней до самой смерти жить!
(А. Твардовский)
XII. Наше Путешествие закончилось. Все мы очень старались, были активными, дружными и преодолели все преграды.
Давайте все вспомним Эпиграф и Девиз нашего урока:
Кто с нами дружно в путь шагает,
Тот грамоту отлично знает.
Наш Девиз: «Не тлеть, а гореть,
все преграды одолеть!»
Нам предстоит с вами длительное путешествие по Стране Знаний. Только при старании, вашем желании хорошо учиться, кропотливой работе мы сможем достичь хороших результатов. Будьте всегда старательными, трудолюбивыми, умейте добиваться своих целей.
И пусть моё пожелание вам пригодится и в учёбе, и в жизни.
***
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце умным будет!
(С. Маршак). «Пожелание друзьям»
***
Итак, друзья, пришла пора проститься…
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с охотою трудиться
И никогда не унывать.
Итог урока:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно …
3. Было трудно …
4. Я понял, что …
5. Теперь я могу …
6. Я научился …
7. У меня получилось …
8. Я смог …
9. Меня удивило …
10. Мне захотелось …
Домашнее задание:
1) Подготовьте сообщение о союзе как служебной части речи. Приве-дите примеры. Определите стиль своего сообщения.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе Конспект урока русского языка в 4 классе

Похожие статьи:

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием электронного учебника

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Участник №243 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Опубликовано: 513 дня назад (15 июля 2015)
Просмотров: 834
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Тамара Васильевна Енина # 16 июля 2015 в 11:12 +1
Здравствуйте,коллега,интересный у Вас получился урок, повторили союзы, поиграли, вспомнили родной край.Использовали разнообразные приемы ведения урока,думаю, Ваши ученики получили хорошие оценки за работу на уроке.Успехов Вам в конкурсе.Голос.
Валерий Григорьевич Вершинин # 17 июля 2015 в 12:56 +2
Здравствуйте,Лидия Александровна! Думаю, что вы хотели « как лучше», а получился урок –« развлечение», а ведь это «урок систематизации и обобщения изученного материала» по союзам.
В задачах вы уже добавляете Предлоги(?).
Время идёт , а до третьего пункта - одна « словоговорильня», « веселье».
Как провели орфографическую дуэль, об этом ни слова: приходится самим додумывать варианты.
Только в шестом пункте вспомнили союзы. Вопрос- ответ. Ну, хоть бы одно предложение составили с союзами!
Представляю, как повеселились учащиеся на пословицах! А можно было как-то соединить эту работу с союзами. Выбрать то-то, найти , сравнить.
7. . Составить предложения о родном городе. Ну, где примеры?! Обидно даже за такой красивый город !
Всё! « Обобщение и систематизация» закончились! Далее пошло
XI. Викторина «Знаешь ли ты свой край?» Связь с ИКН. Нет ни слова о союзах
– А какое важное событие в истории нашего народа отмечает наша страна в этом году? Юбилей? (70-летие Победы)
Стихотворение Ю Друниной, А. Твардовского . Тоже можно было продумать, как ввести в этот важный разговор союзы. Интересно прозвучали бы письма-треугольники с передовой.
XII. Наше Путешествие закончилось. Огромный эпилог не по теме.
И в самом конце, Быстренько и скромненько: Домашнее задание:
1) Подготовьте сообщение о союзе как служебной части речи. Приведите примеры.
Вот такие грустные мысли после прочтения конспекта. А какой значимый урок можно было придумать. « А счастье было так возможно»!
Инна Николаевна Евсейчик # 17 июля 2015 в 20:24 +2
Здравствуйте, коллега!. Поздравляю Вас с первой публикацией. Лидия Александровна, соглашусь с мнением Валерия Григорьевича, что урок не соответствует поставленным целям и задачам. Но провести внеклассное мероприятие по предмету в форме путешествия было бы замечательно.Разработка хороша, но не как конспект урока, а как сценарий внеклассного мероприятия. Мне понравилось. Мой голос.
Надежда Боевна Кикеева # 24 июля 2015 в 14:59 +1
Здравствуйте, Лидия Александровна! У Вас получилось прекрасное путешествие по Соединенным Штатам Языкознания, но, приходится признать, содержание урока не соответствует заявленной теме. Мне кажется, что материал больше подошел бы для итогового урока в нестандартной форме в конце учебного года. Основное время Вы уделили повторению и закреплению пройденного по разделам русского языка (штат "Фонетика", штат "Морфология", штат "Синтаксис" и т.д). При этом использовали разнообразнейшие формы и приемы работы, что, несомненно, привлечет к материалу внимание учащихся. Многие виды упражнений, я думаю, с успехом можно применить во внеурочной деятельности. С учетом того, что коллеги могут позаимствовать у Вас некоторые формы и приемы работы, отдаю Вам голос.