Конкурсы для педагогов и детей

Литературно-музыкальная композиция к Дню победы для 4 класса. Сценарий

Литературно-музыкальная композиция «Город, где были героями все» для 4 классов
Цели:
1. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда;
2. Воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа; любовь к Отечеству;
Задачи:
1. Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа, своих сверстников в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы;
2. Формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;
3. Формировать умение слушать окружающих.
Оборудование: мультимедийное сопровождение: рисунки учащихся, песни, фонограммы (минусовки), клипы о блокаде
27 января наша - страна отмечает важную историческую дату — 70 летие со дня полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда. Жители осаженного города вместе с воинами Ленинградского фронта и моряками Балтийского Флота в тяжелейших, нечеловеческих условиях отстояли свой город и не сдали его врагу. Это была великая победа, так как в случае сдачи города фашистам был бы открыт путь на Москву.
Предлагаем вниманию читателей литературно-музыкальную композицию «Город, где были героями все»:
1 ученик
Июнь! Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров к Неве шагая
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
И песня над родной лилась Невой,
Мы шли навстречу утру и смеялись,
Не знали мы еще тогда с тобой,
Что с детством мы и с юностью прощались.
2 ученик.
Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наш народ, а остальных превратить в своих рабов.
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду'. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы — более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков и 1500 самолетов. Вражеские войска значительно превосходили наши силы. На помощь воинам Ленинграда пришло народ ополчение.
Враг бешеный на нас пошел войной,
Жестокий враг на наше счастье поднял руку.
Враг топчет мирные луга,
Он сеет смерть над нашим краем,
Иди смелее в бой, рази врага,
Жестокий дай отпор кровавым хищным стаям.
Как дом, в котором ты живешь.
Оберегай страны просторы.
Завод родной, сады, и лес, и рожь,
И воздух наш, и степь широкую, как море.
Храни, как дом, в котором ты живешь!
Играет песня «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)
1 ученик.
Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки — сыновья полков и юнги.
Горнили: «К бою!» трубы полковые
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые.
На левый фланг в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели —
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага,
Сыны полков своей страны.
2 ученик.
Ученик ленинградской школы Володя Бобрищев-Пушкин, которому было 13 лет, сражался с врагом в 43-й гвардейской дивизии. Однажды, во время наступления нашей пехоты, путь ей перекрыл вражеский пулемет, находящийся в здании бани. Под сильным огнем Володя подполз к дверям бани, рванул их и швырнул вглубь гранату. Пулемет умолк. На черном мундире одного из убитых эсесовцев зловеще сверкал фашистский крест. Как выяснилось по доку¬ментам, эту награду эсесовец получил за участие в войне с Россией лично от Гитлера.
За свой подвиг сын полка Володя Бобрищев-Пушкин получил орден Отечественной войны 2 степени.
1 ученик.
Чтобы помочь городу на Неве в его Героической обороне, в оккупированных районах Ленинградской области создавались партизанские от-ряды и подпольные группы. В них воевали сотни подростков. Они вместе с взрослыми партизанами ходили в разведку, подрывали воинские эшелоны врага, устраивали засады на его коммуникациях. Многие юные патриоты погибли в боях за Родину.
2 ученик.
Жил мальчик на хуторе Мшинском,
За дальним кордоном лесным,
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по селам
С холщовой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос.
Забылось негромкое имя
Осталась лишь кличка — Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной».
1 ученик.
На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость. В нем построили 35 км баррикад, огневых точек. Из гражданского населения были сформированы отрады местной противовоздушной обороны; на заводах и фабриках — отряды по их охране; в жилконторах оборудованы медпункты, организованы дежурство.
Надвигались холода. Ленинградцы приступили к сбору теплых вещей для воинов. Им помогали и школьники. А девочки постарше вязали из шерсти варежки, носки и свитера для фронтовиков. От ребят стали поступать нашим бойцам сотни сердечных писем и посылок с теплыми вещами, мылом, носовыми платками, карандашами, блокнотами.
Многие школы были переоборудованы в госпитали. Ученики, обойдя близлежащие дома, собрали для них посуду, около ста тысяч книг.
Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых: читали им газеты, и книги/ писали письма домой, делали небольшие покупки, помогали врачам и медицинским сестрам: скатывали бинты
кормили с ложки особо слабых, мыли полы и убирали палаты.
Чтобы поднять настроение раненых бойцов и развлечь их, юные ленинградцы выступали перед ними с концертами.
2 ученик.
Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».
Один из них, Вова Ивашов вспоминает «Это было поздно вечером. Я опять дежурил на чердаке. Вдруг услышал шум самолета, потом какой-то свист, и совсем рядом плюхнулись зажигательные бомбы. За ними еще и еще! Я сперва растерялся, но потом схватил одну бомбу и сунул ее в бочку с водой. Зашипела она, как змея, и погасла. В бочку я бросил еще три бомбы, а остальные стал забрасывать песком. Ко мне на помощь пришел Вова Крашилин. Вместе с ним мы погасили последние четыре бомбы! Справились! Даже чердак не загорелся. А ведь упало ни много, ни мало — двенадцать зажигательных бомб».
В далеком тревожном военном году
Под гром батарей, у Земли на виду
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда!
На парте осталась раскрытой тетрадь
Не выпало им дописать, дочитать.
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
1 ученик.
Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады 150 тыс. тяжелых снарядов, 5 тыс. фугасных и более 100 тыс. зажигательных бомб. Жители лишились третьей части жилья. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены его нормы. Рабочие и инженерно-технические работники получали в день всего по 250 г. хлеба, а служащие, иждивенцы и дети — по 125 г. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Зимой 1941—1942 годов в городе не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками и обстрела¬ми ленинградцы жили в неотапливаемых домах. В квартирах тускло чадили коптилки.
Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лед и делать проруби, потом под ОБСТРЕЛОМ ДОСТАВЛЯТЬ ВОДУ ДОМОЙ Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
2 ученик.
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина.
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках узеньких, смешных
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных...
Вот женщина везет куда-то мужа.
Серая полумаска на лице.
В руках бидончик — это суп на ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа
— Товарищи, мы в огненном кольце...
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На Охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь, к вечеру добраться б...
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят..
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.
1 ученик.
Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне со взрослыми переносили дети и подростки.
Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется...
А за Невою клубится пожарища дым.
А там, меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята везут свою мертвую мать...
2 ученик.
Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой.
Большая дружная семья Савичевых жила на Васильев¬ском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.
(На экране портрет Тани Савичевой.)
В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.
Таня «Женя умерла 28 дек. в 12.00 ч утра 1941 г>.
«Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч дня 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г.».
«Дадя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апр. 1942 г.».
«Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.».
«Мама умерла 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г.».
«Савичевы умерли».
«Умерли все».
«Осталась одна Таня».
Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и Дядя Лёша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали.
Всю семью унесла блокада.
1 ученик.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом, страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»
При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 г. на могиле Тани был поставлен памятник.
2 ученик.
Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, заглушат в них все человеческое. Они думали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя». Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие - блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
Помню в булочной мне сделалось плохо,- вспоминает жительница Ленинграда: и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул»
1 ученик.
А вот что запомнилось другой жительнице. "Как-то в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка по 5-10 грамм. А ведь это был для каждого из нас кусочек жизни. Мы подумали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Это хлеб для нее."
2 ученик.
В осажденном городе работали 39 школ. Да трудно поверить, но факт - даже в этих жутких условиях блокадной жизни многие дети учились. В бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из рук. Ученики шатались от голода. Кровоточили десны. Они умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, случалось — и прямо в классе.
1 ученик.
Девчонка руки протянула
И головой — На край стола.
Сначала думали — Уснула,
А оказалось —
Умерла
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки - После похорон...
2 ученик.
Для некоторых ребят, чьи отцы были на фронте, а матери — на казарменном положении, учитель становился самым близким человеком. «Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунину,— вспоминает,— было, ей уже за шестьдесят.
В это лютое время она приходила в школу в отутюженном темном платье, белоснежном воротничке и такой же подтянутости требовала от нас, школьников. Я смотрела на нее и думала: «В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу!» Своим приме¬ром она готовила нас к повседневному маленькому подвигу — в нечеловеческих условиях суметь остаться человеком». Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и это единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась.
И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
1 ученик.
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду
Ну так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут — пустяк,
Поломка эта — не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны?
Он спасет шестнадцать тысяч лениградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре - 125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
2 ученик.
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных и ослабевших людей. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал ее «Дорогой жизни».
Он вас благодарит, великий город
В гранитные одетый берега,
Спасибо вам. И хлеб ему ваш дорог,
И главное — забота дорога.
Подарки ваши — мы их не забудем,
Вы жизнью рисковали, их везя
Спасибо вам. Где есть такие люди,
Такую землю покорить нельзя...
1 ученик.
Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ — в январе 1943 года прорвать блокаду.
Ленинградцы и волховчане встретились на кромке Старо.- Ладожского канала и у станции Подгорной, Солдаты обнимались и плакали от радости.
Вражеское кольцо было прорвано. Восстановилась связь с Большой Землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.
Час окончательного освобождения пробил через год!14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского Флота и отрядов партизан начали операции по ликвидации вражеской группировки. За две недели кровопролитных боев. Город был полностью освобожден от вражеской блокады. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.
Звучит песня «Ленинградский метроном»
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось…
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…
2 ученик.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало...
Казалось, что все небо грохотало;
Приветствуя великое начало.
Весны, Уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди...
1 ученик.
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!
Видеоролик «Помни» под песню «Ленинградцы»
1 ученик.
Чтобы снова на земной плане
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.
2 ученик.
Нам наше прошлое свято и дорого.
Гордость победами - горечь утрат...
Вечная память защитникам города,
Вечная слава защитникам города,
Вечная слава тебе, Ленинград!
Объявляется минута молчания»..
2 ученик.
В город на Неве сейчас приезжают туристы со всего мира. Они осматривают прекрасный город, удивительные творения величайших архитекторов, скульпторов и художников. Но нет человека, который не побывал на Пискаревском кладбище, где похоронены тысячи ленинградцев, отстоящих город. Идут, летят годы. Но как, чем измерить страдания и боль утрат, и груз печали? Не знаю, никто не знает,
Звучит «Гимн великому городу» из балета Глиэра «Медный всадник».

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий выступления учащихся 3 класса к Дню снятия блокады Ленинграда Литературно-музыкальная композиция к 70 - летию победы в 3-5 классах с презентацией Сценарий классного часа ко Дню Великой Победы для 2 - 4 классов Воспитательное мероприятие к 70 летию Победы для 4 классов. Сценарий

Похожие статьи:

Устный журнал ко Дню победы, 4 класс

Литературно музыкальная композиция ко Дню Победы для начальных классов

Конкурс чтецов ко Дню Победы в начальной школе, 4 класс

Внеклассное мероприятие в начальной школе ко Дню Победы. Дела человека красят

Внеклассное мероприятие в начальной школе ко Дню Победы. Инсценировка по рассказу Алексеева «Дедушка»

Опубликовано: 604 дня назад (14 апреля 2015)
Просмотров: 1222
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Светлана Сергеевна Калугина # 14 апреля 2015 в 15:49 +1
В канун прзднования 70-летия Победы данный материал очень актуален. Необходимо говорить детям о тех страшных временах, которые пережила наша страна. Конечно, в начальной школе могут возникнуть трудности с подбором адекватного возрасту материала, но в вашей работе, на мой взгляд, все удачно сочетается и направлено на достижение поставленных целей, доступно и понятно для ребят.
Ольга Владимировна Пранцкетис # 14 апреля 2015 в 17:41 +1
Читала ваш конспект и слезы наворачивались. О том, что пришлось пережить Ленинграду, трудно говорить равнодушно. Мы тоже готовимся к 9 мая и обязательно будем говорить и про Ленинград. И знаете, в классе всегда становится тихо, когда читаешь дневник Тани.
А теперь к анализу. Плюсы: сюжетная линия четкая, понятная; основная мысль понятна на каждом этапе занятия; в организации участвуют дети; создается эмоциональное напряжение; звучат песни, читаются стихи и присутствует эмоциональная речь учителя. Спасибо за конспект и за внимание. Минусов нет.
Надежда Евгеньевна Скорых # 14 апреля 2015 в 22:04 +1
Читая ваш материал, понимаешь: блокада Ленинграда - наиболее трагический период в истории города. Для каждого, кто живет в Петербурге, блокада Ленинграда - ключевое событие. Для старшего поколения, которое носят в себе эти воспоминания, - это часть жизни, которую они никогда не забудут. А всем нам не дай Бог, ощутить страшные события войны, которые присутствуют в вашей разработке. Успехов!!!
Елена Владимировна Бочарникова # 24 апреля 2015 в 03:04 0
Праздник День Великой Победы - самый любимый мною Праздник. Всегда с трепетом готовлюсь к таким мероприятиям. Тема блокады Ленинграда - самая трагичная, на мой взгляд. Каждый год провожу мероприятие на эту тему. У Вас много интересного материала, обязательно что-то возьму для себя. Спасибо.