Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературы в 4 классе. Зима в стихах

Урок литературы для 4 класса.
Урок литературы для 4 класса . Внеклассное чтение. Зима в стихах.
Автор: Журавлева Лидия Арсентьевна
Место работы: Надеждинская средняя школа Костанайской области Костанайского района
Тема: Внеклассное чтение. Зима в стихах.
Цель: в процессе урока дать сравнительный анализ пейзажной лирикио зимев произведениях русских и казахских поэтов; создать условия для развития воображения, эмоционального восприятия произведения; обогащение словарного запаса; развивать умения видеть красоту зимней природы, рассуждать, анализировать , сравнивать произве-дения разных поэтов, творческие способности, воображение, память. Вырабатывать навык выразительного чтения, как результат понимания стиха.Воспитывать чувство бережного отношения к природе, любовь к окружающему миру; воспитание эстетических чувств, любви к природе через чтение и анализ литературного произведения.
Оборудование: ноутбук, презентация к уроку, презентация «Снежинки», картинки о зиме, видеоролик о зиме, видеоролик с записью стихотворение К. Бальмонта «Светлопушистая» , произведение П. И. Чайковского «Январь», рисунки детей, на партах распечатанные стихи поэтов о зиме.
Тип: урок обобщение.
Форма проведения: урок путешествие.
Ход урока.
I.Оргмомент.
1.Готовность к уроку.
2.Эмоциональный настрой .
-Сегодня у нас необычный урок поэзии. Поэзия – это мир чувств и настроений. Чтобы нам лучше это понять и почувствовать, мы постараемся создать такую особую зимнюю атмосферу на нашем уроке. На нашем уроке будут звучать стихи, музыка. Итак, начинаем наш урок веселой зимней песней. (видеоролик о зиме).
- Какое настроение у вас создалось, слушая песню?
-Узнали себя в этом ролике?
-Желаю, чтобы весь наш урок прошел с таким настроением.
II.Сообщение темы и цели урока.
1. Вступительная беседа.
-Итак, вы уже поняли о чем пойдет речь. О зиме. Зима, действительно, преображает, околдовывает мир, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками! Можно по-разному увидеть и услышать зиму. В этом нам помогут произведения о зиме. Они написаны в разное время. Каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу и в то же время в этих произведениях есть что-то общее. Мы сегодня будем находить это общее, сравнивать, анализировать, рассуждать.
-Итак, Зима, какая она? (вывешивается слово ЗИМА)
Ассоциация к слову «Зима» (дети записывают на доске)
-Закройте глаза и шепотом произнесите: «Зима...» Какое чувство возникло?(ответы детей)
-Кем ее изображают авторы в своих произведениях? (рисунок зимы-девушки)
-Урок наш пройдет в виде путешествия по поэтическим страничкам поэтов, произведения которых мы изучали.
-Чему будем учиться на уроке? (слайд № 2)
-На доске таблица «Зима в стихах»
В стихах русских поэтов В стихах казахских поэтов
А. С. Пушкин А. Дюйсенбиев
К. Бальмонт
А. С. Пушкин А. Кунанбаев
И. Никитин
С. Есенин
- В конце урока мы эту таблицу заполним , сравним: какая же зима в произведениях русских и казахских поэтов? И сделаем соответствующий вывод.

2. Дыхательная гимнастика.
-Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуйте снежинки с руки. Повторяем три раза.
- Прочтите предложение, записанное на доске: восклицательно, вопросительно, шепотом. С неба падают снежинки.
3. Проверка домашнего задания.
-Дома вы учили стихотворение на выбор: «К зиме» К. Бальмонта и стихотворение Дюйсенбиева.
-Давайте вспомним памятку по чтению стихотворений. (слайд №2)
-Давайте проведем опрос дом. задания в виде конкурса на лучшего чтеца. (подведение итогов) -Молодцы!
III. Работа над темой урока.
1. Подготовка к восприятию произведений.
– Вы знаете, ребята, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Художник кистью создал образ зимы, поэт –в стихах, композитор – музыкой.
-Назовите мне зимние месяцы. (слайды №4-6).
-Композитор П. И. Чайковский выразил свое чувство к зиме в своем произведении «Январь» .Сейчас мы послушаем это произведение.
-Закройте глаза и и окунитесь в мир музыки. Постарайтесь увидеть, слушая произведение то, что видел композитор? (слушание). -Понравилось произведение?
2. Путешествие по поэтическим страничкам.
-Отгадайте загадку. (слайд №7.)
Белая, узорная
Звёздочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку.
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. ( снежинка)
1. Поэтическая страничка №1.
-Снежинка. Расскажите, какие вы видели снежинки?
-С чем бы вы могли сравнить снежинки?
-Что же делают эти легкие снежинки?
- Какое стихотворение о снежинке мы учили? Кто его автор? Хотите послушать его? (просмотр видеоролика «Светлопушистая»
-Итак мы посетили первую поэтическую страничку К. Бальмонта. (слайд 8)
-Какое чувство вызвало у вас стихотворение? Почему?
-Хотели бы научиться так читать стихи?
-Сумели представить себе путь снежинки?
-А какие бывают снежинки? (просмотр видеоролика «Снежинки»).
-Даже трудно представить, что так много форм имеют такие маленькие снежинки.
-А что мы знаем о форме снежинок? ( не бывает одинаковых)
2. Страничка №2.
-Кому принадлежат строки: Вот север тучи нагоняя…
-Совершенно верно. А. С. Пушкин. (слайд № 9)
- Кто прочтет стихотворение?
- Какую зиму мы увидели в этом стихотворении? (волшебница, пришла, рассыпалась, повисла, легла ковром.)
-Найдите в стихотворении, подчеркните карандашом.
-Какое чувство вызывает произведение?
- Какие художественные приемы применил автор ?
-Найдите в тексте.
Физминутка.
-Представьте себе, что вы замерзли(топают ногами, греются руками), согрелись, расслабились. Вам в лицо попали снежком. Вы берете снег и лепите снежок, лепите снеговика. Ставим снежные комья друг га друга. Какой красивый снеговик!
3. Страничка №3.
-А это стихотворение вам знаком?
Белая береза…..
-Кто автор его? (слайд№ 10-11)
-Зима одевает природу в невиданные наряды.
-Кто прочтет стихотворение наизусть?
-Какие художественные средства изобразительности использовал автор при написании стихотворения?
-Найдите в тексте .
4. Страничка №4.
-Здравствуй, гостья зима… Кто автор этого произведения? Иван Никитин. (слайд 12-13).
-Кто расскажет стихотворение?
-Как называет автор зиму? (гостья)
-Допишите на доске.
-Какое чувство выражает автор в произведении? ( восторг, радость, гостеприимство.)
-Продолжим наше путешествие.
5. Страичка №5.
-А кто видел, как шел первый снег? Расскажите нам об этом.
-Кто помнит, чем пахнет первый снег?
-Всеми любимое вами стихотворение:
Утром кот принес на лапках…. (слад 16-17)
-Прочтите стихотворение.
-Что описывает автор в своем стихотворении? Какой он?
-Какое чувство вызывает у вас стихотворение? (радость, восторг, счастье)
- А вы помните , когда у нас в этом году пошел первый снег ? Расскажите.
-Найдите описание снега и подчеркните карандашом.
6. Страничка №6.
-А это стихотворение вам незнакомо. А. Кунанбаев. «Зима». Послушайте отрывок из него. (читает учитель)
- Понравилось ли вам стихотворение? Какое настроение отражает стихотворение?
- Какой образ зимы в своем стихотворении нарисовал Абай Кунанбаев?(слайд 18-19)
- Как называется этот прием в литературе? ( олицетворение).
-Прочтите стихотворение.
-Какая Зима у А. Кунанбаева?
-Найдите в тексте и подчеркните карандашом, в чьем образе представляет автор Зиму?
IV. Обобщение. Формулировка выводов.
-Ну что же, вот и подошел к концу наш урок. Мы свами в процессе всего урока наблюдали за тем , как описывают авторы Зимушку в своих произведениях. Какая разная и какая похожая зима у поэтов. По-разному они описывают зиму. У Бальмонта зима - это снежинка, у Пушкина - зима-хозяйка - "пришла", "рассыпалась", "сравняла", у Кунанбаева – это мороз и т. д. Для них и для нас она - живая, живёт и действует рядом с нами, радует нас своими проказами.
-Давайте же вернемся к началу урока и заполним таблицу. (заполняют)
-Сравните описание зимы у поэтов. В чем она похожая, а в чем разная?
-Сделайте вывод. (формулируют вывод)
-В каждом времени года есть свое очарование. Поэты, художники,музыфканты и искатели красоты, конечно же, заметили, как удивительна зима.Даже самая холодная и вьюжная. Вы только что убедились в этом. Сегодня мы узнаем, какой увидели, почувствовали зиму и вы. Какое настроение вы передали в своём творчестве .В течение долгого времени на различных уроках – литературы, трудового обучения, изобразительного искусства и во внеурочное время вы ребята выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены одному удивительному времени года – зиме. То, чем вы занимались - называется творческим проектированием. И сегодня вы представите свои творения.
Творческие работы детей.
-А какая она у вас? Дома вы писали сочинения эссе о зиме . Давайте прочтем их. (авторский стул)
-Молодцы. Огромное спасибо вам за ваши работы. Вы действительно очень любите зиму.
-А какая она у нас в Надеждинке? Давайте посмотрим фотографии. «Зима в объективе в нашем поселке». (просмотр)
V. Итог урока.
- Сегодня на уроке нашей гостьей была Зима. Как вы думаете, понравился бы ей наш урок?
- А вам понравился урок?
- Кто рассказывал нам о зиме?
- Назовите имена поэтов, чьи произведения прозвучали на нашем уроке.
- Музыка какого композитора помогла нам почувствовать настроение зимы?
Рефлексия: Составление синквейна.
VI. Домашнее задание: написать отзыв о нашем уроке.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока литературы в 4 классе Стихи о зиме для детей 7-12 лет Зимний Серов. Стихотворение Зимние стихотворения для детей 5-9 лет
Конспект урока сказки по русскому языку в 3 классе
Опубликовано: 675 дней назад (31 января 2015)
Просмотров: 2744
+1
Голосов: 1
Наталья Николаевна Никонова # 31 января 2015 в 23:15 +1
Здравствуйте, Лидия Арсентьевна! Спасибо за приглашение! Очень интересная тема. Соединение литературы, музыки - это очень здорово. Пожелание к оформлению работы! Просмотрите ещё раз правила оформления работ. Я то же не сразу смогла во все вникнуть. Удачи, творческих успехов! ННН
Татьяна Петровна Цуканова # 1 февраля 2015 в 13:47 0
Здравствуйте, Лидия Арсентьевна! Спасибо за приглашение!В зимние дни, когда сама природа меняет пейзажи, как стихи у поэтов разных народов, но Героиня -Зима остаётся красавицей! Спасибо, сто это доносите до ребятишек, что читаете с ними дополнительно и уделяете внимание на закрепление и анализ прочитанного, Вашу таблицу сравнений я не увидела, но могу представить, что дети привели много похожих и различных примеров! Интересная тема - но работа требует редактирования и текста. и оформления. С уважением Т.П. Творческих успехов Вам!
Светлана Викторовна # 1 февраля 2015 в 14:20 +1
Здравствуйте
Текст надо не только не только разместить, но и отредактировать.
Текст был частично отредактирован редакторами. В следующий раз материал с таким оформлением будет удалён с сайта без всякого предупреждения.
Не надо писать номера слайдов. Надо вместо слайдов разместить картинки (фото) или описать словами, что на них изображено.
Рекомендуем Вам ВНИМАТЕЛЬНО прочитать правила ведения записей в блоге
http://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
С уважением, Администрация сайта
Лидия Арсентьевна Журавлева # 1 февраля 2015 в 20:21 0
Уважаемая Светлана Викторовна! Я приношу свои извенения за ошибки в публикации. Я исправила их. Вместо записи -слайд №, я вставила картинки слайдов, но они не скопировались в материал при загрузке. Я вас очень прошу предыдущий материал этого урока удалить.С уважением Лидия Арсентьевна.
Лидия Арсентьевна Журавлева # 1 февраля 2015 в 20:16 0
Прошу удалтить данный материал, так как я загрузила его еще раз.
Лидия Арсентьевна Журавлева # 1 февраля 2015 в 20:43 0
Прошу удалить данный материал. С уважением Лидия Арсентьевна.
Лидия Арсентьевна Журавлева # 2 февраля 2015 в 18:05 0
Прошу удалить данный материал, так как он не соответствует требованиям публикации.