Конкурсы для педагогов и детей

Литературный вечер с детьми старшей группы и их родителями

Литературный вечер, посвященный творчеству Юлиана Тувима
Автор: Сергеева Лидия Сергеевна – воспитатель
Место работы: ГБОУ Гимназия № 1538 Гимназия дошкольное отделение «Аленький цветочек»
Детско-родительская встреча в старшей группе
Литературный вечер, посвященный творчеству Юлиана Тувима.
Цель: расширение и углубление знаний детей о творчестве польского поэта Юлиана Тувима.
Задачи:
-продолжать знакомить детей с творчеством зарубежных писателей,
-продолжать формировать умение воспринимать литературное произведение,
-помочь детям овладеть способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.
Ход встречи:
Добрый вечер дорогие гости. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о творчестве польского поэта Юлиана Тувима.
120 лет назад в Польше в городе Лодзь родился мальчик Юлиан.
Когда он вырос и поступил в Варшавский университет, то стал сочинять стихи. Первый сборник его стихов вышел, когда ему было 24 года. Свои стихи он сочинял для взрослых.
Однажды в 1927 году Владимир Маяковский во время своего посещения Варшавы, заглянул к Юлиану Тувиму и в непринужденной беседе предложил ему попробовать писать для детей. Маяковский в буквальном смысле слова уговорил поэта.
Всего за небольшой промежуток времени поэт написал более полусотни стихотворений для маленьких ребят. А переводили эти стихи на русский язык всем известные детские писатели: Елена Благина, Сергей Михалков и Самуил Маршак.
В любом уголке России был слышен стих «Азбука»
Сейчас предлагаю Вам прослушать этот стих. (ребёнок читает стих)

Что случилось?
Что случилось?
С печки азбука
свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У.
Ф, бедняжку, так раздуло -
Не прочесть ее никак!
Букву P перевернуло -
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась -
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого.


Именно в поэзии для детей поэт пытался воплотить любовь к родине, к человеку, стремление сделать жизнь светлой и прекрасной. Поэзия воспитывает в детях любовь ко всему окружающему — людям и природе. Юлиан Тувим помогает ребенку «увидеть» мир, выделить в нем то, что раньше для малыша оставалось незамеченным.
Так, в книге стихов С.Маршака можно прочесть удивительное поэтическое стихотворение «Стол», где автор воспевает красоту труда и любовь к труду.
А сейчас я предлагаю Вам послушать стихотворение «Стол» (ребенок исполняет стих)

Стол
Выросло дерево в нашем Полесье,
Статное, рослое - до поднебесья.
Хлопцам пришлось поработать немало,
Прежде чем дерево наземь упало.
Добрые кони в пене и мыле
На лесопилку его притащили.
Пилы его распилили на доски,
Зубья погнули о ствол его жесткий.
Доски и планки были шершавы.
Взял их в работу столяр из Варшавы.
Опытный мастер Адам Вишневский
Ладит рубанки, пилы, стамески.
Долго строгал он, клеил, буравил,
Прежде чем славный стол этот справил.
Вот сколько нужно трудного дела,
Чтоб за столом ваша милость сидела!


Это стихотворение показывает сложный процесс превращения «дерева из Полесья» в стол. Это поэтический рассказ о красоте труда, о людях, которые трудятся. К этому стихотворению примыкает тематически и другое — «Все для всех» (пер. Е. Благининой). Уважаемые гости предлагаю Вам посмотреть на экран. (идет демонстрация мультфильма «Всё для всех» 1983 г. Режиссер: Людмила Кошкина, Владимир Морозов. Читает Сергей Юрский)

В поэзии Юлиана Тувима чувствуется безграничная любовь и нежность к детям. Его поэзия действительно воспитывает детей, рассказывает, что хорошо, а что плохо. Примером можно считать стихотворение «Зося-Самося» пер. В. Ильиной – символ детского зазнайства. А сейчас нам дети покажут сценку «Зося-Самося» .

Есть такая Зося,
Зовут её Зося-Самося,
Любит сказать: "Я сама!". Ну, прямо
Важная дама!
Послушаешь - всех умнее,
Всё знает, всё умеет.
Для неё школа, книжки, мама
Ничего не значат! Очень упряма!
И до чего же она скромна!
Не спросит других, как лучше -
Только и слышно: "Сама! Сама!".
Сама всегда всех учит.
А попытайте Зосю:
- Сколько дважды два?
- Восемь!
- А кто был Коперник?
- Король!
- А что такое уголь?
- Соль!
- А где город Прага?
- Где надо!
- А учиться надо?
- Не надо!
Говорит Самося всем:
"И сама я завтрак ем,
И колёса починяю,
И скоро в космос улетаю!
Где бы, кто бы ни бывал,
Кто бы, что бы ни читал,
Он бы голову сломал
Там, где я - самая, самая!"
- Какая важная дама!
А кто глупая Самося?
- Я, Зося!


К сожалению, сейчас практически невозможно найти отдельный перевод книги Юлиана Тувима для детей, все его стихи рассредоточены по книгам знаменитых поэтов, имена которых мы называли выше. Так, в книге стихов С.Маршака можно прочесть стихотворение «Где очки?». Послушайте это стихотворение.

Где очки?

- Что стряслось у тети Вали?
- У нее очки пропали!
Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головою залезала
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в ведра, в крынки,
В боты, в валенки, ботинки,
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала.
Снова шарит под подушкой,
Снова ищет за кадушкой.
Засветила в кухне свечку,
Со свечой полезла в печку,
Обыскала кладовую -
Все напрасно! Все впустую!
Нет очков у тети Вали -
Очевидно, их украли!
На сундук старушка села.
Рядом зеркало висело.
И старушка увидала,
Что не там очки искала,
Что они на самом деле
У нее на лбу сидели.
Так чудесное стекло
Тете Вале помогло.


Также вам наверняка попадется удивительная поэтическая, заводная овощная песенка: картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла – о-ох, о-о… Дети исполняют сценку «Овощи» (Музыкальная постановка "Овощи". Песня Э.Силиня на слова Ю.Тувима).

В творчестве поэта для детей большое место занимают стихи о родной природе. Картины природы даются в его стихах «глазами ребенка», рассказ о них естественно сливается у детей с их личными впечатлениями. Одно из таких произведений «Четыре времени года» (ребенок читает стих)

«Четыре времени года» .

Всё печальное на свете
Позабудь весною!
Видишь, в небе солнце светит,
Ландыш под сосною!
И не хмурься в летний полдень-
Столько ягод зреет,
Темный бор цветами полон,в небе птицы реют.
Надо ль осенью на плакать,
Если дождик льется?
Ведь в саду и в дождь и в слякоть
Яблоко найдется.
Пусть опять зима сурова,
Небо ледяное-
Не грусти, ведь ландыш снова
Расцветёт весною!


Также Юлиан Тувим писал и шуточные стихи. Особенно привлекали его всякого рода фольклорные «чудачества», «перевертыши».
Хорошо знакомы детям такие стихи как: «Чудеса», «Трудный счет» и «Путанная песенка про утят». Послушайте эти стихи.

Чудеса
Однажды в июле,
В чудесный денёк,
Вдруг выпал
Оранжевый снег
На лужок.
И в небо над лугом
Привычно и ловко
Взлетела корова,
Как божья коровка.
А бабочки
Гнёзда из прутиков
Вили
И в сети
Зелёное солнце ловили.
Залаяли птицы.
Запели собаки.
Я вас уверяю,
Что это не враки.
Зажмурив глаза,
Я улёгся в траву
И все чудеса
Увидал наяву.


Трудный счет

Шли купаться три утёнка,
Крякали, шутили:
Один белый, другой чёрный,
Третьего забыли.
А навстречу тем утятам
Вышли две подружки:
Раз - из дома, два - из речки,
Три - из старой кружки.
Тут ещё одна за ними
По дороге скачет,
Сразу видно - веселушка,
А другая - плачет.
Сели вместе на скамейку,
А восьмой вздыхает:
"Пять нас было, семь осталось!
Кто нас посчитает? "
Говорит на это пятый:
"Чудеса на свете!
Шёл вторым, пришёл четвёртым,
Оказался третьим! "
Устный счёт не получился,
И без результата
Шли гуськом домой на ужин
Грустные утята!


Путанная песенка про утят

По дороге три утёнка
Босиком идут чуть свет:
Первый — толстый,
Третий — тонкий,
А второго просто нет.
А навстречу трём утятам
Два других спешат гурьбой:
Серый — первый,
В пятнах — пятый,
А тринадцатый — рябой.
Вот сошлись они у рощи,
И седьмой сказал:
«Привет!
Здравствуй, толстый!
Здравствуй, тощий!
А кого-то вроде нет?»
Третий крякнул:
«Что за шутки?
Кто из нас исчез опять?
Ни за что без мамы-утки
Нам себя не сосчитать?»
Тут девятый с первым стали
Громко плакать и рыдать:
«Мы сперва
Втроём бежали,
А теперь нас только пять».
И тогда захныкал пятый:
«Сам не знаю, что со мной:
Вышел третьим,
Шёл тридцатым,
А теперь совсем восьмой?»
«Как же, братцы, сосчитаться,
Чтоб себя пересчитать?»
«Так нетрудно
Потеряться».
«А найдёшься ли опять?»
Побрели утята к маме
Через рощу, прямиком,
И, хоть не были
Гусями,
Друг за дружкой
Шли
Гуськом


Юлиан Тувим обладал замечательным даром блестяще воплощать в поэзии темы, несущие малышам знания и представления об окружающем мире. И в этом мы только что убедились.
Вот наш вечер подошел к концу. Надеемся, что он понравился и детям и родителям. Спасибо большое детям за их старания, а родителям за внимание.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий досуга в старшей группе «День приветствий» Конспект развлечения по основам здорового образа жизни в старшей и подготовительной группе Интеллектуальная развлекательная игра в старшей группе Сценарий зимнего развлечения в старшей группе «История новогодней елочки»

Похожие статьи:

Итоговое мероприятие тематической недели «Народные промыслы России»

Сценарий развлечения по ПДД в старшей группе совместно с родителями

Сценарий спектакля для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий развлечения НОД для старших дошкольников к празднику Всемирный день ребёнка

Конспект физкультурного развлечения в старшей группе

Викторина по произведению Носова в подготовительной группе. Приключения Незнайки и его друзей | Конспект развлечения по ПДД в подготовительной группе
Опубликовано: 641 день назад (9 марта 2015)
Просмотров: 1715
+1
Голосов: 1
Мила Кузьмина # 9 марта 2015 в 15:02 +2
Интересная тема вечера, но я бы вам предложила более конкретно указать цель и какова роль родителей на вечере?
Ксения Владимировна Цветкова # 9 марта 2015 в 15:09 +1
Добрый день! Познакомилась с вашей работой. Очень понравилось! Вы устроили целый праздник, посвященный творчеству одного человека. Подобрали хороший стихотворный материал. Очень важно, что на вашем празднике присутствуют родители.Спасибо!+1 от меня.
Лидия Сергеева # 9 марта 2015 в 15:21 0
Спасибо и Вам за отзыв. Мне важны мнения коллег.