Конкурсы для педагогов и детей

Использование Интернет-ресурсов на уроках немецкого языка

Из опыта работы учителя немецкого языка
Опыт использования Интернет- ресурсов на уроках немецкого языка в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Актуальность опыта.
Согласно федеральному компоненту государственного стандарта общего образования реализация целей обучения иностранному языку связана с овладением иностранного языка как инструмента общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира, формирования иноязычной коммуникативной компетентности – готовности к иноязычному общению, формированием и развитием личности средствами иноязычной культуры как субъекта учебной деятельности, личности, конструктивно думающей, способной к саморазвитию, которая могла бы свободно интегрироваться в систему национальной и мировой культур.Овладеть коммуникативной компетенцией на немецком языке – дело весьма трудное. Это и диктует необходимость переоценки и пересмотра ранее сложившегося состояния его преподавания, особенно в средней общеобразовательной школе. Помимо совершенствования старых и разработки новых технологий необходимо учитывать один из основных источников повышения качества усвоения иностранного языка, а именно, активизацию учебной мотивации.
Существующее противоречие между трудностями усвоения учебного материала у детей и необходимостью обеспечить выполнение обязательного образовательного стандарта, а также включением учащихся в активный познавательный процесс подчеркивает актуальность данного опыта. Использование Интернет-ресурсов на уроках немецкого языка позволяет успешнее разрешить данное противоречие.
Проблема использования Интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку начала обсуждаться за рубежом еще в начале 90-х годов прошлого века. В России первые публикации подобного рода начинают появляться с 2000 года, авторы которых обосновывают значимость Интернета в процессе обучения и освещают зарубежный опыт. Интерес к данной проблеме существенно возрастает с 2001 года и не угасает по настоящее время. В нашей стране изучением применения Интернет-ресурсов в процессе обучения занимаются такие ученые как Г.А.Бордовский, Е.З. Власова, В.В. Гриншкун, И.Б.Готская, Д.А. Жолобов, И.Г. Захарова, С.П.Ильина, И.Я. Калина, А.А.Кузнецов, Д.И.Мамонтов, И.О.Морозов, А.В.Осин, Е.С. Полат, О.В.Попова, И.В. Роберт, В.И.Снегурова, В.П.Соломин, А.В. Хуторской, Е.В. Шунькина и другие.
Система работы учителя.
Цель обучения иностранным языкам – формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Известно, что большинство учащихся в начальной школе с большим интересом начинают изучение нового для них предмета «Иностранный язык», но в среднем, а тем более в старшем звене, их интерес к предмету, а, следовательно, и речевая активность заметно понижается.Как сделать каждый урок иностранного языка интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся. Над этим вопросом работают многие учителя иностранного языка. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество.
Повышению эффективности образовательного процесса на начальном этапе обучения иностранному языку способствует использование мультипликации. Просмотр мультфильмов позволяет нам развивать речевую активность школьников. Мультипликация дает возможность в простой наглядной форме донести информацию до учащихся. Важно, что интерес к мультфильмам не ослабевает при многократных просмотрах. Это помогает поддерживать внимание к повторению учебного материала и обеспечивает эффективность восприятия.
Достоинствами мультипликационных видеофильмов являются их:
• информативная насыщенность;
• концентрация языковых средств;
• эмоциональное воздействие на обучаемых и др.
При изучении немецкого алфавита мы используем известные «Уроки Тетушки Совы», которая в интересной игровой форме рассказывает обо всех 26-ти буквах немецкого алфавита. Конечно, не обходится и без сказок и мультфильмов, которые так любят дети. Все серии выпуска «Немецкий алфавит» воспроизводятся подряд автоматически. Видеоролики с детскими песенками, используемые на начальном этапе при изучении алфавита, помогают создать на уроке ситуацию игры и в то же время способствуют более быстрому овладению фонетических, лексических, грамматических навыков на уроке.
Не менее эффективным при изучении немецкого алфавита является использование флеш-игр. Игра – универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное занятие. Чувство равенства, атмосфера увлечённости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.
На уроках немецкого языка часто организуются экскурсии, которые помогают разнообразить изучение немецкого языка и культуры немецкоязычных стран. Разнообразить и обогатить эту форму работы с учащимися можно с помощью виртуальных экскурсий. В ряде случаев они могут быть более увлекательными, чем реальные. Такие программные инструменты Интернета как «GoogleEarth» и «Панорама» являются прекрасным ресурсом, потому что вы можете «прогуляться» по разным местам. Многие музеи имеют свои галереи онлайн, и их посещение на уроках немецкого языка через сеть Интернет при правильной подготовке становится частью упражнений по лексике, разговорной практике или развитию письменной речи. Многие исторические памятники, достопримечательности, научные центры представлены на своих сайтах и сопровождаются подробными виртуальными турами .
Интернет является эффективным средством для формирования навыков чтения. На уроках в 9 классе в рамках темы «Massenmedien. Ist es wirklich die vierte Macht?» («Средства массовой информации. Это действительно четвёртая власть?»). Чтение иноязычных онлайн-газет и журналов, например: «Spiegel», «Zeit», «Brigitte»и других на уроках немецкого языка, это достаточно трудный вид деятельности, поэтому мы используем его на уроках в старшем звене . Предлагаем ученикам работать в парах или группах по трое, изучить статьи, охватывающие все стороны жизни: спорт, образование, работу, погоду, культуру. Преимуществом такой работы является вовлеченность всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики занимаются изучением более трудных статей, а учащиеся послабее анализируют отчет о погоде или информацию из области культуры.
В ходе работы над навыками чтения, учащиеся пополняют словарный запас. Для этого они составляют словарные статьи, опираясь на прочитанную
информацию. Возможно приобретение новых грамматических навыков, примеры которых встретились в статьях. Результатом такой работы становится создание своей презентации, посвященной одному конкретному событию, где учащиеся передают свое видение проблемы, основываясь на анализе различных источников информации.
Повышая мотивацию учащихся к практическому овладению письменной речи, мы активно используем возможности электронной почты. Учащиеся отправляют на почтовый ящик учителя письма на немецком языке по теме программного материала и получают персональный комментарий в ответ. Данный вид работы стал актуальным на сегодняшний день в связи с изменением в ЕГЭ и ужесточением критериев в разделе «письмо».
Ещё один вид работы – это использование Интернет-ресурсов в виде тестов для контроля лексических и грамматических навыков. Используя онлайн тесты, учащиеся могут сразу же узнать результат работы и оценку.
Интернет дает уникальные возможности для тех, кто обучает немецкому языку, и тех, кто его изучает. Одна из этих возможностей – извлечение и использование информации. Умение работать с огромным потоком информации является сегодня совершено необходимым для специалистов в любой области. Основу же для этого умения можно и нужно закладывать еще в школе. Способность отобрать важную информацию, проанализировать ее вырабатывается на практике с помощью аналитического чтения. Формирование этого качества напрямую зависит от методических подходов, используемых в процессе обучения, от характера заданий, которые получают учащиеся. Создавая проекты, ученики используют информацию, фотографии из сети Интернет.
Результаты опыта.
Использование Интернет-ресурсов при обучении немецкому языку способствует успешной реализации образовательного процесса. К числу положительных, продуктивных изменений, повышающих эффективность организации учебной деятельности можно отнести следующее:
• происходит значительное обогащение учебного материала звуковой и зрительной наглядностью, он становится более понятным для всех категорий обучающихся;
• у обучающихся формируются ассоциативные связи языковых знаков с обозначенной ими действительностью;
• происходит активизация мыслительной деятельности обучающихся;
• осуществляется индивидуализация процесс обучения без дополнительных затрат учебного времени;
• педагог имеет возможность программировать и контролировать дидактические ситуации;
• происходит существенная рационализация учебного процесса в целом;
• сам процесс обучения становиться более интересным, приятным и комфортным для всех обучающихся;
• обеспечиваются условия для качественного формирования речевых навыков во внеурочное время в процессе самостоятельной работы обучающихся.
Использование Интернет-ресурсов на уроках немецкого языка позволило повысить заинтересованность учащихся, сделать работу учителя и работу учащихся более активной. Это в конечном результате повысило качество обучения предмету.
Показатели в %
2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012
Качество знаний 51% 53% 57% 59%
Успеваемость 100 100 100 100

Интерес ребят к изучению немецкого языка растёт, они стали активно принимать участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах, тестированиях, проводить исследовательскую работу.
Участие ребят в конкурсах и мероприятиях различного уровня показывает развитие их творческих способностей.
1. 2008-2009 Игра «Немецкая ярмарка» Муниципальный 4 место
2. 2010-2011 Олимпиада по немецкому языку Муниципальный 2 место – Костенюк О.
3 место – Абакумова В.
3 место – Кузнецова В.
3. 2011-2012 Интеллектуальный марафон по немецкому языку по теме «Немецкоговорящие страны» Муниципальный 3 место
Олимпиада по немецкому языку Муниципальный 1 место – Андреева Т.
4. 2012-2013 Олимпиада по немецкому языку Муниципальный 3 место – Андреева Т.
4 место – Костенюк О.
Праздник немецкого языка «Буквоежка» Муниципальный Участие
Малые Ломоносовские чтения Муниципальный Призёр I cтепени Еловцев Александр
Олимпиада по немецкому языку «Олимпус» Всероссийский Участие

Рекомендуем посмотреть:

Организация домашнего чтения на немецком языке для учащихся 5 - 11 классов Использование информационных образовательных ресурсов на уроках английского языка, обогащение учебно
Конспект урока немецкого языка в 11 классе. Театр и кино
Опубликовано: 282 дня назад (28 февраля 2016)
Просмотров: 465
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!