Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактическая игра для развития ориентировки в микропространстве у детей дошкольников 5-7 лет

Дидактическая игра на развитие ориентировки в микропространстве для старших дошкольников с нарушением зрения.
Автор: Казакова Лилия Сергеевна, учитель-дефектолог МБОУ «Начальная школа – детский сад №7 компенсирующего вида» г. Пересвет.
Описание: Данный материал будет интересен учителям-дефектологам (тифлопедагогам), работающим с дошкольниками 5-6 лет, имеющими такие нарушения зрения, как амблиопия и косоглазие (расходящееся), так как пособие позволяет совмещать учебные развивающие задачи с назначениями офтальмолога (нагрузкой на хуже видящий глаз с окклюзией лучше видящего глаза) Также материал может быть полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям.
Цель: Развитие ориентировки в микропространстве (ориентировка на листе в клетку, ориентировка по рядам), тонкой моторики, зрительно-двигательной координации (ориентировка по заданному направлению), зрительного восприятия, зрительного внимания и памяти. Развитие элементарных математических представлений (счёт до 10). Выполнение нагрузки на амблиопичный глаз.
Дидактическая игра «Обезьянки».
Вариант1.
Цель: развитие ориентировки в микропространстве, по клеточкам.
Поле игры – это коробка от конфет с широкими бортами.

По периметру этой коробки уже есть «двери». В них вставляются задвижки из картона, которые могут подниматься и опускаться по ходу игры.

На дно коробки помещается поле, разлинованное в клетку (зелёного цвета). В середине поля – круг, где помещаются фишки (обезьянки).

Фишки (обезьянки) – это ластики (насадки на карандаш).
Бананы вырезаны из уплотнителя (шнур из вспененного пенополиэтилена, оставшийся после ремонта) и раскрашены жёлтой краской. Но они могут быть выполнены и из другого материала, который есть в наличии, например, из пластилина.

Карточки с указанием хода – карточка, где указано число ходов по клеточкам и направление хода в виде стрелки (вправо, влево, вверх, вниз).


Ход игры:
Участвуют 2 -5 человек.
Каждый участник делает ход по очереди. Очередь определяется по считалке или по выпавшему числу на игровом кубике.
Игрок берёт любую карточку с изображением хода (карточки располагаются изображением вниз), и делает ход в соответствии с заданием. То же делают следующие по очереди игроки.

Цель игрока – дойти до ворот, за которыми находится банан, и собрать как можно больше бананов для своей обезьянки. (Можно разместить бананы за каждой заслонкой, а можно не за всеми заслонками).

Вариант 2.
Цель: развитие ориентировки в микропространстве, по рядам. Формирование понятий: ряд, место в ряду. Упражнение в назывании и нахождении нужного месторасположения. Развитие зрительного внимания и памяти.

В конфетный коррекс от этой же коробки конфет раскладываются те же бананы (не в каждую ячейку). Все ячейки закрываются половинками упаковок Киндер-сюрприза.

Ход игры:
Каждый участник (по очереди) называет номер ряда и номер места в ряду, которое он хочет открыть. Открывая его, он получает (или не получает) банан для своей обезьянки. Цель игрока – собрать как можно больше бананов для своей обезьянки.

Можно усложнить игру, снова закрывая уже открытые ячейки, при этом игрокам приходится запоминать, какие ячейки уже стали пустыми.
Эта игра, кроме того, является упражнением в развитии интуиции, даёт начальные навыки использования "шестого чувства".
«Интуиция («созерцание») — метод решения задач посредством единомоментного подсознательного вывода, основанный на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, «чутьё»,«проницательность».
В этой игре детям нравятся и её составляющие: интересные фишки-обезьянки и призы – бананы. Нравится сам процесс угадывания месторасположения приза, или момент открывания заветных ворот за которыми находится приз.
Фишки и призы можно заменить любыми другими, например: мишки и малина, белки и орешки и т.п.
Надеюсь, что и вашим детям понравится эта игра.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Дидактическое пособие для детей 5-7 лет на развитие фонетико-фонематических представлений "Домик для Дидактическая игра для детского сада. Подготовительная группа

Похожие статьи:

О роли игры в развитии детей дошкольного возраста

Функции дидактической игры для дошкольников

Дидактические пособия для развития тонкой моторики у детей 4-6 лет с нарушением зрения.
Опубликовано: 2451 день назад (13 июля 2017)
Просмотров: 4263
+10
Голосов: 10
Марина Геннадьевна Шабанова # 13 июля 2017 в 04:47 +1
Лилия Сергеевна, самой захотелось поиграть! laugh Интересное решение проблемы ориентировки в микропространстве. Ваш материал будет полезен не только дефектологам, но воспитателям, и учителям начальных классов. В первом классе зачастую сталкиваешься с такой проблемой, что дети путают лево/право. У Вас же в увлекательной форме дети отработают И навык счета, и ориентировку. С удовольствием голосую. №1.
Валентина Михайловна Скрипникова # 13 июля 2017 в 08:18 +1
очень интересная разработка!
Нина Николаевна # 17 июля 2017 в 00:13 +1
Спасибо за очередную интересную вашу находку направленную на помощь детям с ОВЗ в освоение программного материала. Я работаю с такими детьми. Были дети с остаточным зрением, но впервые в группе появился ребенок, который совсем не видит, но имеет красивый голос и прекрасную память. Для него изготовила для занятий две тактильные тетради. Их и многое другое вы можете увидеть в моем блоге. Жду новых ваших разработок. И еще хотелось узнать были у вас такие дети и как вы с ними работаете, какие используете материалы. Голос! Творческих вам успехов!
Лилия Сергеевна Казакова # 20 июля 2017 в 01:27 0
Здравствуйте, Нина Николаевна! У нас никогда не было детей совсем незрячих и с остаточным зрением, обычно они обучаются в специализированных учреждениях. У нас детский сад для детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие). Были дети с тяжёлым нарушением зрения одного глаза (частичная атрофия зрительного нерва одного глаза) при этом, острота зрения: один глаз – 1, другой – 0,15. А поскольку они, с одним своим здоровым глазом, могут ориентироваться порой не хуже, чем другие с двумя, никогда не возникало необходимости обучения их на основе тактильного восприятия. Конечно и у нас есть занятия на развитие тактильной чувствительности, но они не приоритетны. Если Вы посмотрите мои публикации, то там увидите только игры и пособия на развитие тонкой моторики и ориентировки в пространстве, которые могут совмещаться с назначенной офтальмологом зрительной нагрузкой на хуже видящий глаз, которые показаны для исправления амблиопии.
Полина Николаевна Зверуго # 23 июля 2017 в 21:40 +1
Лилия Сергеевна, спасибо за приглашение на увлекательную игру для детей дошкольного возраста!
Очень интересная задумка! Радует незатратный материал, можно с легкостью применить даже в домашних условиях! Единственное, что смутило, это Ваша формулировка цели дидактической игры, можно ее упростить и выделить задачи!
Голосую!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 24 июля 2017 в 20:18 +1
Лилия Сергеевна, здравствуйте!
Вы как всегда радуете своими творческими находками по созданию увлекательных игр из бытовых отходов, при этом доступно и легко описываете ход игры! Я бы Ваши игры объединила в один огромный нескончаемый экологический проект, например, "Вторая жизнь упаковкам" или что-то в этом роде и запатентовала! Ваша фантазия безгранична! Голос!!!
Лилия Сергеевна Казакова # 27 июля 2017 в 00:12 0
Здравствуйте, Алёна Дмитриевна! Есть такой проект "Умные игры из ненужных вещей", он участвует в конкурсе "Наше Подмосковье" на премию Губернатора Московской области. Там в трёх презентациях обзорно описаны подобные игры не только мои, а всего нашего коллектива учителей-дефектологов. Если есть желание, можете посмотреть.
Татьяна Николаевна Калина # 24 июля 2017 в 21:24 +1
Здравствуйте коллега!
Интересная первая игра получилась! Идея замечательная, материал для изготовления простой и экономный. Вашу игру можно использовать в обычных группах старшего дошкольного возраста увеличив игровую площадь. Применить так же можно мелкие игрушки из Киндер сюрпризов. Они обычно приедаются детям, а в этой игре им вторая жизнь обеспеченна! Вашу идею могут творчески усовершенствовать все- педагоги, родители и старшие дети, исходя из имеющихся материалов. Вторая игра думаю в предложенном варианте хороша, без творческих доработок))))
Не могу согласиться с комментариями выше. В любой игре достигается поставленная цель, а задачи (воспитательная, обучающая, закрепляющая) ставятся на занятиях.
Голосую с удовольствием! Удачи вам!
Лилия Сергеевна Казакова # 27 июля 2017 в 00:37 0
Уважаемые коллеги! Благодарю всех за внимание к моей публикации, объёмные и содержательные комментарии и отзывы! Буду рада, если что-то пригодиться в работе и вам!
Виктория Павловна Лукшина # 30 июля 2017 в 14:14 +1
Добрый день, Лилия Сергеевна! Спасибо за предоставленную игру. Действительно очень интересно получилось. С удовольствием голосую. Спасибо!
Алла Ивановна Ефимова # 2 августа 2017 в 15:22 +1
Интересно, понравилось.
Голос.
Ольга Васильевна Яковлева # 9 августа 2017 в 12:20 +2
Здравствуйте, Лилия Сергеевна. Спасибо за приглашение. Интересная задумка, увлекательные игры. Спасибо за идею! Творческих успехов! голос
Сидорова Зоя Григорьевна # 3 ноября 2017 в 20:53 0
Лилия Сергеевна!!
Замечательный материал!
Для педагога-практика - это просто находка!
Спасибо большое за открытость, за то, что Вы так щедро поделились с нами своими задумками!
Творите дальше с таким же успехом!
Голос!
Зоя.