Конкурсы для педагогов и детей

Дидактические пособия своими руками для развития тонкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей с нарушением зрения

Дидактические пособия для развития тонкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей с нарушением зрения.
Автор: Казакова Лилия Сергеевна, учитель-дефектолог МБОУ «Начальная школа – детский сад №7 компенсирующего вида» г. Пересвет.
Описание: Данный материал будет интересен учителям-дефектологам (тифлопедагогам), которые работают с детьми дошкольного возраста (3-6 лет), имеющими такие нарушения зрения, как амблиопия и косоглазие, а также педагогам дополнительного образования, родителям.
Представленные пособия изготовлены с целью совместить развитие тонкой моторики, зрительно-двигательной координации и зрительного восприятия (формы, величины, цвета) с назначенной офтальмологом зрительной нагрузкой на хуже видящий глаз, использовать их в занятиях конкретного тематического содержания, а также иметь возможность использовать пособие как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости для детей со сходящимся и расходящимся косоглазием.
Пособия изготовлены из «бросового» материала с небольшим добавлением материала покупаемого – это кнопки, бусинки или пульки для пистолета.
Практика показала, что необычное применение обычных вещей вызывает у детей живой интерес и занятия проходят на большом эмоциональном подъёме, что, естественно, сказывается на интересе детей к занятию и, следовательно, ведёт к повышению времени активного внимания, повышению работоспособности, усидчивости и позволяет легко увеличивать время зрительной нагрузки на хуже видящий глаз, доводя его до максимума, назначенного офтальмологом. При этом у детей возникает желание использовать и другие бытовые материалы в качестве деталей для конструирования, следовательно, ребёнок самостоятельно закрепляет навыки, способствующие развитию тонкой моторики и зрительно – двигательной координации. И в целом развивается его мышление и воображение.
Дидактические пособия.
Цель: развитие тонкой моторики, зрительно-двигательной координации, выполнение зрительной нагрузки на амблиопичный глаз.
Тренажёр для развития мышц кисти и пальцев руки «Робот».
Своеобразный пальчиковый эспандер-игрушка.

Изготовлен из крышки от шампуня и фиксатора для шнурка верхней одежды.

Ребёнку предлагается «заправить робота», то есть наполнить его мелкими шариками. Это могут быть пульки от игрушечного пистолета, бусинки или не слишком мелкий бисер, в зависимости от диаметра отверстия.

Для того, чтобы шарик попал в отверстие, необходимо нажать на фиксатор, чтобы удерживающая пружина сжалась до упора и круглое отверстие открылось полностью, тогда шарик упадёт внутрь «робота».


Тренажёр имеет несколько вариантов, применяемых в зависимости от возможностей моторики ребёнка. Чем меньше возраст ребёнка и хуже развиты мышцы руки, тем крупнее отверстие для шарика и меньше натяжение пружины. Фиксатор меньшего размера, с меньшим отверстием и более сильным натяжением пружины используется для старших дошкольников.
Этот тренажёр позволяет с большой эффективностью развивать ослабленные мышцы кисти руки ребёнка, поскольку ребёнок, заинтересованный игрой может продолжительное время прикладывать большие физические усилия мышц руки для того, чтобы «заправить робота». И порой даже приходится останавливать ребёнка, видя, что рука его уже устала, а он хочет, во что бы то ни стало, заполнить робота полностью, и говорить, что этому роботу хватит топлива и полностью его заправлять не надо.

Изготовление тренажёра.
Нужно подобрать такую крышку от шампуня (или другого флакона) и фиксатор, чтобы в их отверстия помещались шарики одного размера. При необходимости в крышке от шампуня отверстие можно увеличить, подрезав его по диаметру. В крышке от шампуня и фиксаторе делаем проколы большой иглой с раскалённым на огне концом. С тем расчётом, чтобы затем соединённые детали совпадали отверстиями для шарика.

Соединяем детали достаточно жёсткой проволокой.

Формируем «руки» из проволоки. В данном случае использовалась проволока, которой обычно скрепляются провода в упаковке различных бытовых приборов, электронных устройств и комплектующих к ним (наушники, зарядные устройства и т.п.)

Делаем отверстия по бокам корпуса «робота» и вставляем в них «руки». Завершающая, нижняя часть – любая крышечка, в которую можно плотно вставить основной корпус. Она не фиксируется ничем, чтобы в конце игры можно было легко снять её и достать из робота все шарики.


Другой вариант того же тренажёра.
Конструкция примерно такая же.

Разница в том, что для корпуса берётся флакон от назальных капель, а снизу в него вставляются «ноги». Для ног можно использовать колпачки от глазных капель, подсвечники для свечек на торт или другие подобные детали.

Соединяющая флакон с фиксатором проволока закрепляется резинкой. Верхняя часть робота легко снимается для удаления из него шариков.

Дидактическое пособие «Космос».
Изготовлено из различных пластмассовых баночек, бутылочек (от шампуня, капель, витаминов, клея) с отверстиями, в которые могут входить пульки от игрушечного пистолета.


Цель игры – заправить топливом (шариками) космический корабль и роботов.


Варианты деталей и способов их скрепления безграничны. Всё в руках вашей фантазии. Представляю один из вариантов. Корпус – тюбик от клея, Руки – зажимы для рубашек, ноги – обрезанный шток от поршня шприца, задние баки и оружие – колпачки от ручек, глаза – детали мозаики.

«Руки» и задние баки вставляются в прорези в самом тюбике.

«Ноги» также вставляются в прорези в нижней части тюбика.
У этого робота можно заправить не только корпус, но и баки на спине и оружие.


Пособие «Паук на паутине».
Может быть использовано в тематическом занятии «Насекомые».

Пластиковая крышка с проколотыми в ней отверстиями.
Радиальные линии паутины – отрезки пластиковой бельевой верёвки с узлом на конце. Окружные линии – шнурок. В центре – паук из пробки и проволоки. В отверстия крышки сначала вставляются радиальные линии «паутины», затем протягиваются два круга шнурка.

В данном случае ребёнку даётся представление о конструкции определённого объекта (круговые нити прикрепляются на радиальные). Затем в центр крышки вставляется паук. Детям предлагается "сплести" паутину по данному алгоритму и поместить в неё паука.
Изготовление паука.
(Детям даётся готовый паук, которого нужно вставить в "паутину").
Отрезаем от пробки примерно 0,5 см. По бокам делаем проколы и вставляем в них проволочные «лапки». Затем в центре продеваем проволоку, оставляя снизу небольшой конец, с помощью которого паук будет вставляться в крышку-паутину.

Верхнюю длинную часть проволоки заворачиваем обратно на нижнюю сторону и закрепляем.

Затем, также при помощи проволоки, присоединяем голову, вырезанную из кусочка пробки, к туловищу.


«Мухи на паутине»
Так же может быть использовано в занятии на тему «Насекомые».

Мухи изготовлены из пробки и широкой чёрной проволоки (используемой для скрепления проводов при упаковке). К нижней стороне «мухи» пришита одна часть кнопки.


С помощью другой части кнопки муха прикрепляется к «паутине» - материалу соответствующей структуры (чтобы кнопка могла войти в отверстие в материале). Диаметр кнопки и отверстие в материале позволяет осуществлять, назначенную офтальмологом зрительную нагрузку для глаз.

Для занятий с детьми, имеющими сходящееся косоглазие, материал (паутина) может подвешиваться вертикально.

При использовании этого пособия подойдёт соревновательный вариант выполнения задания: найти мух на маскировочном фоне (пёстрое покрывало) и разместить их на «паутине», кто больше. (На каждого играющего понадобиться примерно 8-10 "мух")
Пособия изготавливаются в количестве 4 – 6 штук, то есть на каждого ребёнка для занятия подгруппы из 4 – 6 человек.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическое пособие для детского сада своими руками: Веселая карусель Наглядно - дидактический материал для работы на фланелеграфе своими руками Настольная игра "Футбол" для детей своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Дидактическое пособие для развития фонематического слуха у дошкольников
Участник №123 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2016 года
Опубликовано: 12 дней назад (24 ноября 2016)
Просмотров: 227
+11
Голосов: 11
Елена Викторовна Багрова # 30 ноября 2016 в 19:31 +1
Здравствуйте, Лилия Сергеевна!
Очень интересная и полезная публикация.
Вами представлены различные варианты дидактических пособий из бросового материала для развития зрительно-двигательной координации и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
Материал подробный. Вами предложены варианты заданий для детей.
С удовольствием голосую №2. Успехов!
Не забывайте прописывать задачи.
С уважением!!!
Лилия Сергеевна Казакова # 30 ноября 2016 в 23:54 0
Здравствуйте, Елена Викторовна! Большое спасибо за комментарий! Поскольку это моя первая публикация, мне было важно узнать о её недостатках. Спасибо за отзыв! И в будущем надеюсь на Ваши советы! С уважением, Казакова Лилия.
Вера Анатольевна Варенцова # 30 ноября 2016 в 22:31 +3
Здравствуйте, Лилия Сергеевна! Спасибо за приглашение. Замечательная публикация! Как интересно Вы работаете! В каждом пособии креативный подход. Творчество не знает границ. Важность и польза данного материала, без сомнения, высока. Ваша педагогическая деятельность на хорошем уровне и позитиве. Естественно, и результаты не заставляют себя ждать. Спасибо за мастерство. Успехов Вам! Голосую.
Лилия Сергеевна Казакова # 1 декабря 2016 в 00:26 0
Здравствуйте, Вера Анатольевна! Большое спасибо за оценку моей работы! Важно осознавать, что другие творческие педагоги высоко оценивают твой труд. С уважением, Казакова Лилия.
Мария Александровна Антонова # 1 декабря 2016 в 03:13 +2
Лилия Сергеевна! Ого какой разнообразный, дидактический материал Вы сконструировали из того,что было! Интересная идея, должна быть эффективна! Детки с удовольствием тренировали свой глазомер на таких "тренажорах" из бросового материала!
Голосую с удовольствием!
Лилия Сергеевна Казакова # 2 декабря 2016 в 17:10 0
Здравствуйте, Мария Александровна! Большое спасибо за оценку моего труда! С уважением, Казакова Лилия.
Оксана Анатольевна Данильченко # 1 декабря 2016 в 11:24 +1
Интересный материал! Молодец!
Лилия Сергеевна Казакова # 2 декабря 2016 в 17:13 0
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Большое спасибо за то, что Вы нашли время просмотреть пою публикацию!
Алла Ивановна Ефимова # 1 декабря 2016 в 21:01 0
Столько прекрасных идей.
Спасибо вам и голос.
Лилия Сергеевна Казакова # 2 декабря 2016 в 17:23 0
Здравствуйте, Алла Ивановна! Я очень рада, что Вам понравилась моя работа. Мне очень важны мнения педагогов, которые столь плодотворны в своей деятельности и в рамках своего учреждения и на данном сайте! С уважением, Казакова Лилия.
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 1 декабря 2016 в 21:33 +1
Здравствуйте, Лилия Сергеевна!
Как Вы скрупулёзно относитесь к своей работе и стремитесь помочь деткам с ОВЗ! Читаешь материал и диву даёшься! Сколько полезных, нужных пособий "из воздуха" в прямом смысле создают педагоги! Ваши - не исключение! Только вдуматься: изготовлен из крышки от шампуня и фиксатора для шнурка верхней одежды! Нет, не перевелись на Руси выдумщики и фантазёры, настоящие профессионалы своего дела! Голос!!!
Лилия Сергеевна Казакова # 2 декабря 2016 в 17:38 0
Здравствуйте, Алёна Дмитриевна! Спасибо за приятные слова и оценку моей работы! Ваше мнение для меня очень ценно, так как я прекрасно знаю ваше творчество. Ваш театральный реквизит всегда вызывает у меня восхищение. С уважением, Казакова Лилия.
Раиса Владимировна Коломыцева # 2 декабря 2016 в 21:22 +1
Добрый вечер, Лилия Сергеевна! разработан прекрасный тренажёр для деток с нарушением зрения из бросового материала. Креативный подход к проблеме позволяет развивать мелкую моторику и глазомер, думаю, что воспитанники с большим удовольствием используют его по назначению, голосую!
Лилия Сергеевна Казакова # 3 декабря 2016 в 18:42 0
Здравствуйте, Раиса Владимировна! Спасибо за комментарий и оценку! Всегда важны мнения педагогов, которые имеют большой опыт публикаций. С уважением, Казакова Лилия.
Марина Геннадьевна Шабанова # 3 декабря 2016 в 03:18 +1
Лилия Сергеевна, отличные идеи и их воплощение! Тренажеры удивительны! Представляю, как увлечены детки!.
С удовольствием голосую. №8.
С уважением М.Г.
Лилия Сергеевна Казакова # 3 декабря 2016 в 18:51 0
Здравствуйте, Марина Геннадьевна! Спасибо, что Вы оценили мою работу! Спасибо за комментарий и голос. С уважением, Казакова Лилия.
Елена Николаевна Залужная # 3 декабря 2016 в 06:51 +1
Здравствуйте, Лилия Сергеевна! Приятно встретить на сайте педагога, который работает с такими особыми детками. Интересные дидактические пособия для развития мелкой моторики, повышения остроты зрения, интересное применение бросового материала. С бисером, бусинами работаем тоже, теперь можно использовать и пульки от пистолета, представляю, как довольны мальчики. Спасибо за опыт. С удовольствием голосую. Удачи!
Лилия Сергеевна Казакова # 3 декабря 2016 в 18:27 +1
Здравствуйте, Елена Николаевна! Спасибо за комментарий и голос. Буду очень рада, если Вам пригодиться что-то из моей работы. С уважением, Казакова Лилия.
Ирина Николаевна Ступченко # 3 декабря 2016 в 18:00 +1
Смотрела Вашу публикацию и смеялась. Вот удивили и рассмешили. Отличная работа! Особенно понравились мухи. Ну, словно настоящие. Я бы не додумалась сделать что-то подобное. Молодец!!!Голосую с огромным удовольствием!
Лилия Сергеевна Казакова # 3 декабря 2016 в 18:59 +1
Здравствуйте, Ирина Николаевна! Приятно, что моя работа вызывает такой эмоциональный отклик! Спасибо за оценку! С уважением, Казакова Лилия.
Вера Александровна Орехова # Вчера в 14:32 0
Лилия Сергеевна, спасибо за приглашение.
Интересные дидактические пособия.
С удовольствием отдаю свой голос +1.
Желаю удачи и успехов!
Лилия Сергеевна Казакова # Сегодня в 16:42 0
Здравствуйте, Вера Александровна! Спасибо за комментарий и оценку!