Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД с элементами опытно-исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи

Конспект НОД «Удивительное рядом» в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи
Автор:Зотова Лира Геннадьевна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка – «Детский сад № 3 «Морозко» город Северодвинск
Описание материала: предлагаю вам конспект для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Это конспект познавательно-исследовательской деятельности, где ребенок знакомится с удивительным миром растений, экспериментальным путем получает новые знания.
Тема: «Удивительное рядом»
Вид: познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования
Тип: сообщение новых знаний
Цель: систематизировать и обобщить знания детей о комнатных растениях.
Задачи:
- уточнение представлений детей о значении крахмала в жизни растений; о значении растений в жизни человека;
- формирование умения рассуждать, сравнивать, обобщать;
- закрепление в речи правильного произношения звуков;
- обогащение и уточнение словаря;
- развитие навыков речевого общения, внимания;
- воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности в процессе исследовательской деятельности; желания больше узнать об окружающих нас предметах и явлениях;
- воспитание бережного отношения к природе.
Обогащение словаря: символ, крахмал, кислород, скрипит, рассыпчатый, экологическая тропа, углекислый газ.
Материалы и оборудование: карта-схема экологической тропинки, компьютер, видеоролик образование крахмала, магнитная доска, схема строения растения, резиновые перчатки на каждого ребенка, чашки с сахаром, соль, сода, картофель, рис, хлеб, йод, пипетки, салфетки.
Приемы активизации самостоятельного мышления детей:
• Исследовательская работа
• Проблемное обучение
• Самостоятельная деятельность детей
• Эвристическая беседа: «Почему?», «Как это проверить?»
• Применение ТСО
• Наблюдение
• Прием сравнения
Ход занятия:
Организационный момент
Дети стоят полукругом около карты-схемы экологической тропинки группы.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, нас встречает хозяйка нашей экологической тропы кукла Флора.
Флора: - Здравствуйте ребята! Посмотрите на карту-схему экологической тропинки вашей группы. На ней отмечены символами разные видовые точки. Оказывается, в каждой из этих точек скрывается много удивительного, а чтобы в этом убедиться, я предлагаю вам сегодня посетить объект, обозначенный на карте числом 9.
Воспитатель: - Ребята, а что это за объект? (Комнатные растения). Каким символом комнатные растения отмечены на карте? (Ладони, держащие зеленую веточку).
- Вспомните, пожалуйста, правила поведения на экологической тропе. (Ответы детей). А теперь давайте подойдем поближе к комнатным растениям. Назовите их (фиалка, кактус, толстянка).
- Как вы думаете, для чего в нашей группе находятся комнатные растения? (Очищают воздух, выделяют кислород, создают уют, красоту).
- Давайте вспомним, из каких частей состоят растения? (корень, один или много стебельков, листья, у некоторых есть цветы). (Рассматривают схему – строение растения).
- А теперь назовите ласково. Корень (корешок), стебель (стебелек), лист (листочек, листик), ветка (веточка), цветок (цветочек). Следите, пожалуйста, за правильным произношением звуков. Молодцы!
Получение познавательной информации с использованием ТСО
- А чем питаются растения, что им нужно для жизни? (вода, свет). Оказывается, для того чтобы расти, растения вырабатывают еду для себя сами. И сейчас Флора покажет нам, как это происходит. (ТСО – видеоролик образование крахмала.)
Опытно-исследовательская деятельность детей
- Ребята, чтобы познакомиться с крахмалом поближе, мы перейдем в следующую точку экологической тропинки - мини-лабораторию.
- Здесь мы побудем в роли ученых.
- Садитесь на стульчики, не забывайте об осанке.
- Приготовим наши пальчики к работе.
Физкультминутка - пальчиковая гимнастика «Цветы»
Наши алые цветы (плавно разжимают пальцы)
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, (машут руками перед собой)
Лепестки колышет.
Наши алые цветки (плавно сжимают пальцы)
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают (плавно опускают руки на стол).
- Подготовимся к опыту: наденем халаты, шапочки и перчатки.
- Посмотрите, перед вами на блюдце крахмал. Опишите его внешний вид (ответы детей).
- Крахмал – это рассыпчатый порошок белого цвета.
- Попробуйте, какой он на ощупь? (ответы детей).
- При сжатии порошка крахмала в руке он издаёт «скрип».
- Посмотрите, что произойдет, если капелька йода попадет в раствор крахмала (посинел).
- Да, действительно, если капнуть йод на продукт, содержащий крахмал, продукт окрасится в синий цвет.
- Давайте мы сами попробуем определить, в каких продуктах спрятался крахмал.
- Что для этого нужно сделать? (Ответы детей). Правильно, достаточно капнуть на них капельку йода.
- Перед нами в чашках различные продукты. Вы их узнаёте? (ответы детей).
- Давайте проверим, какие из них содержат крахмал.
Инструктаж по технике безопасности.
Самостоятельное проведение эксперимента.
- Сделайте вывод по эксперименту (соль не содержит крахмал, так как соль не растение, картофель, хлеб, рис содержат крахмал, потому что это растения). Вывод: растения содержат крахмал.
- Работа в мини-лаборатории закончилась. Протрите руки салфеткой, снимите форму исследователей.
- Дети, крахмалом питаются не только растения, но и человек. В горячей воде крахмал набухает, растворяется, образуя клейкий раствор. Его используют для приготовления киселя. И сейчас мы с вами попробуем вкусный клюквенный кисель.
Рефлексия
- Флора, мы, действительно сегодня узнали, сколько удивительных секретов таится в мире растений: они сами вырабатывают крахмал, выделяют кислород, необходимый всему живому, поэтому мы должны беречь и заботиться о них.
- Давайте поблагодарим Флору за увлекательный рассказ.
- А сейчас я начну предложение, а вы продолжите: «Сегодня я узнал, что...». «Сегодня я научился…». «Мне понравилось…»

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий экологической игры для 3-4-5 классов Проект в старшей группе детского сада Проект по экологическому воспитанию детей первой младшей группы Коллекционирование в детском саду. Из опыта работы

Похожие статьи:

Конспект НОД для старшей группы детского сада

Познавательное занятие в старшей группе

Конспект НОД в старшей группе. Экскурсия в природу

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Математика – логика»

Технологическая карта интегрированного занятия в старшей группе
Опубликовано: 3629 дней назад (21 апреля 2014)
Просмотров: 9923
+3
Голосов: 3
ольга кравченко # 21 апреля 2014 в 11:55 0
Очень интересное НОД. Соответствует возрастным возможностям воспитанников.
Олеся Викторовна Григорьева # 21 апреля 2014 в 14:42 0
Интересный материал. Детей нужно с детства знакомить с природой и обращением с ней.
Гульназ Масгутовна Нуриахметова # 15 июня 2014 в 21:00 0
Познавательное, интересное занятие. Дети любят наблюдать принимать участие в опытах. Хорошая работа. Голосую. Успехов в творчестве.
Екатерина Александровна Дерябина # 13 марта 2015 в 18:13 0
Немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка.Он познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность. Занятие грамотно построено с учетом ФГОС,структура занятия сочетается с возрастными нагрузками и двигательной активности детей, что немало важно. Вы просто молодец Лира Геннадьевна!
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения