Конкурсы для педагогов и детей

Метапредмет "Знак" на уроках русского языка и литературного чтения

Тема: Метапредмет "Знак" на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
(слайд 1)
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Я изучила стандарты, литературу, Интернет источники по введению метапредметного подхода в обучении и узнала, что в качестве метапредметов Ю. В. Громыко были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». Прочитав его статьи, я поняла, что очень важной составляющей при освоении метапредметов «Проблема», «Задача», «Знания» является искусство схематизации, то есть метапредмет «Знак». Поэтому с прошлого года мы с ребятами начали работу над схематизацией.(Слайд2)

Моя задача в процессе обучения научить ребенка технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов. Это предполагает обучение детей тому, как «живут» знаки в разных процессах мыследеятельности - коммуникации, понимания, мышления, рефлексии, действия.
Цель моей работы заключается в формировании у младших школьников технологии схематизации, необходимой в повседневной жизни и дальнейшем обучении в среднем и старшем звене. Ведь в повседневной жизни человек часто встречается с различными знаками и схемами, например, когда разбирается со схемой маршрутов автобусов, или когда изучает инструкцию нового бытового прибора, или когда расшифровывает символы ухода за одеждой, и даже когда встречается с дорожными знаками. Таким образом, сам того не осознавая человек работает со знаковыми изображениями, схемами и чертежами. Одним словом знаково-символическая среда, которая, подобно воздуху, пропитывает все области существования человечества. Именно поэтому я считаю освоение схематизации учащимися исключительно важной задачей. Содержание, которое присваивается при помощи знака, не дано в некоторой натуральной вещной форме, его надо еще уметь интеллектуально «узреть», «увидеть». К сожалению, способность интеллектуально видеть, понимать содержание, стоящее за знаком, и оформлять свое содержание в знаке не рождается вместе с человеком и не появляется в нем естественным образом. Этому надо учиться.
Своей же задачей я считаю научить каждого ребенка схематизировать полученные знания самостоятельно.
Вот уже второй год, я активно изучаю и применяю на практике технологию схематизации на уроках русского языка и литературного чтения.
Как же это происходит:
С первых же недель обучения грамоте знакомлю детей со схемами слов, предложений.Слайд 3
Далее по этим схемам ребята составляют слова и наоборот схемы к словам, например: загадываю загадки, а отгадки прошу написать в виде схем, в конце прошу сосчитать, сколько схем слов получилось.
Вот к подобным схемам (Слайд 5)обучающиеся составляют предложения. Идет знакомство с началом предложения и знаками препинания в конце предложения. Далее работа усложняется: дети составляют тексты, например к схемам, которые видите на экране. (Слайд 6)Во втором же классе работа продолжается, и ребята без особого труда схематизируют предложения.
Схемы слов также усложняется с появлением понятий: гласные и согласные звуки, слог, ударение. И ребята учатся выполнять звуковой анализ слова, графически эта работа выглядит вот так (Слайд 7).
В первом классе еще одним интересным знаком является человек - звуковичок,(слайд 8 ) которого с удовольствием одевают каждый раз, как знакомятся с новым звуком. С помощью него любой ребёнок может легко дать характеристику звуку.
То есть технология схематизации позволяет обучающимся осуществить переход от первичных изображений смысла, зафиксированных в рисунке, к мыслительной проработке содержания с помощью схем.
В первом классе обучающиеся знакомятся с такими понятиями, как корень, окончание, приставка, суффикс. И их обозначением на письме следующими знаками.(Слайд 9)
Как происходит знакомство с корнем, покажу на фрагменте урока:
Ребята, это Город слов.(Слайд 10) Слова, как и люди, живут семьями.
Как можно одним словом назвать членов одной семьи? (Родственники)

– В семье родственники обычно похожи друг на друга. Дочка часто похожа на маму, мама – на бабушку. У папы и сына схожи черты характера.
Семьи бывают большими и маленькими. Одна семья состоит из трех человек, другая из пяти, а есть и из десяти и более человек.
И в русском языке есть слова-родственники. Это слова, близкие по смыслу и чем-то похожие друг на друга.
– Прочитайте на доске слова «семьями».
– Объясните лексическое значение каждого слова.

– Что у них общего? (Слова близки по смыслу, есть общая часть)
Сделайте вывод, чем они «внешне» похожи друг на друга. (Общей частью)
– Общая часть слов-родственников обозначается . Это корень.
– Слова-родственники в русском языке мы будем называть родственными, или однокоренными.
- У вас на партах есть листочки с однокоренными словами. Выделите в них корень .

Здесь на первом этапе фиксируется представление, в котором разделяется понятное и непонятное. Детям понятен смысл этих слов, а непонятно, почему заселены в разные домики – группы, и что за знак стоит над ними.
На следующем этапе полученная картинка подвергается категориальной проработке. В результате этой работы обучающийся мыслительно организует, перерабатывает смысл и получает первое представление об объекте, с которым он имеет дело, в данном случае о корне. То есть непонятная группировка, и знак над словами становятся понятным.
Такую же работу проводим с другими частями слова.
Еще одна проблема возникающая на уроках русского языка – это словарные диктанты. Поэтому при знакомстве со словарными словами использую картинки – символы. (Слайд 11)
Очень интересные схемы к словарным словам рисуют и сами дети. Посмотрите, как они выглядят:(Слайды 12-15)Такие рисунки – схемы помогают обучающимся легче запомнить орфограмму. Результат написания словарных слов на сегодняшний день следующий: качество – 87% (во 2 в классе) и 76% (во 2 г классе), в конце первой четверти был: 65% (2в) и 66% (2г)

В прошлом учебном году, зачастую, сталкивалась с трудностями пересказа: были дети, которые говорили, что ничего не запомнили из прочитанного. Известно, что информация лучше запоминается, если ее проговорить вслух. Это правило действует и в отношении младших школьников, но, к сожалению, не для всех. Знаю, что самый простой способ воспроизвести информацию, которую услышал – это записать её. Как мы во времена студенчества конспектировали услышанное, но как быть с первоклассниками? Решила – рисовать.
Например, возьмем рассказ Евгения Чарушина «Никита - охотник». Сначала мы его прочитали, далее отвечали на вопросы по содержанию прочитанного. Затем разделили текст на части и составили план для пересказа. Для некоторых детей этого плана было мало. Поэтому стали зарисовывать каждую часть. У нас получилась серия картин.(слайд 16) В результате, после чтения каждой части, ребенок глядя на рисунок старался рассказать, о чем шла речь в прочитанной части. Ему удавалось.
Но рисовать рисунки к каждому прочитанному рассказу дело трудоёмкое. Поэтому попробовали сократить рисунки до схем.(Слайды 17 - 18) В каждой схеме могут быть опорные слова, фразы, которые раскрывают его содержание. И действительно, эти схемы помогли ребятам пересказать рассказ.
Во втором классе с этой проблемой столкнулась и на уроках русского языка во время написания обучающего изложения. В первый раз писали изложение по опорным словам и составленному вместе плану. Результат был плачевный: некоторые дети не смогли передать содержание текста, а некоторые перепутали последовательность предложений. Но самими ребятами было предложено, чтоб в следующий раз схематизировать текст изложения. Я согласилась. Вот какие схемы были сделаны ______________. И результат был следующий: 95% (во 2 в классе) и 94% (во 2 г классе) за передачу содержания.
Также технология схематизации помогает обучающимся запомнить правила. Вот схемы некоторых из них. За разными графическими изображениями они учатся мыслительно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.
В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.

Применение данной технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, дает толчок для развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах.
Презентация на тему: Метапредмет "Знак" на уроках русского языка и литературного чтения

Рекомендуем посмотреть:

Проектные задачи в начальной школе Развитие речевых умений на уроках литературного чтения в 1 классе Использование национально – регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе Как справиться с волнением перед публичным выступлением
Урок Мира в 3 классе на 1 сентября | Научно - исследовательская работа ученика 2 класса
Опубликовано: 417 дней назад (15 октября 2015)
Просмотров: 923
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!