Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I

Урок истории - 8 класс
Конспект урока истории России в 8 классе по теме «Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг»
Автор: Лукьянчикова Елена Васильевна, учитель истории и обществознания МКОУ «Нижнемамонская СОШ №2» с. Нижний Мамон, Воронежская область
Описание материала: предлагаю Вашему вниманию конспект урока истории России в 8 классе по теме: «Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг». Данный материал может быть полезен учителям истории. В конспекте ставится цель охарактеризовать основные направления внутренней политики Александра Первого а начале его царствования, приводятся различные точки зрения на изучаемый вопрос. Обучающиеся в ходе урока решают проблемно-познавательные задачи, работают в группах, учатся формулировать собственную точку зрения с опорой на документы.
Тип урока: комбинированный с элементами кейс - технологии.
Цель урока: охарактеризовать внутреннюю политику России в первые годы правления Александра I.
Задачи:
- создать образ молодого императора Александра I; раскрыть черты личности и его политические взгляды;
- определить место «негласного комитета» в проведении первых либеральных реформ императора;
- показать основные направления реформаторской деятельности Александра I и результаты этих реформ;
- продолжить формирование основных умений учащихся: высказывать собственную точку зрения, анализировать и систематизировать учебный текст, самостоятельно делать выводы, выступать перед аудиторией, активно слушать и развивать монологическую речь;
- способствовать воспитанию интереса к прошлому своей страны.
Оборудование: пакеты с документами, учебники
План урока:
1. Российская империя – абсолютная монархия.
2. Император Александр I.
3. «Молодые друзья»
4. Реформы начала царствования.

Дней Александровых прекрасное начало…
А.С.Пушкин
Ход урока.
I. Организация класса.
II. Активизация познавательного интереса.
Изучение новой темы предваряет беседа с классом по вопросам:
1) Какое событие в российской истории произошло 1 марта 1881 года?
2) Кто оказался на престоле в результате этих событий?
3) Что вы знаете о цесаревиче Александре Павловиче?
Постановка проблемного вопроса.
Что дало основание А.С.Пушкину охарактеризовать первые годы правления императора Александра I как «прекрасное начало», а историку В.О.Ключевскому сравнивать молодого императора с цветком: «тепличный цветок… он рос и цвел роскошно, пока стояла хорошая погода, а как подули северные бури, как наступило наше осеннее ненастье, он завял и опустился».
С чем связаны, на ваш взгляд, подобные оценки самого Александра I и первых лет его правления? Согласны ли вы с такими оценками?
III. Работа учащихся с историческими источниками.
«Современники об императоре Александре I» (пакет №1 приложения).
Задания:
1) Ознакомьтесь с высказываниями современников о русском императоре.
2) Определите, какие черты характера Александра Павловича отмечали большинство его современников.
3) Подумайте, почему именно эти черты развились в его характере.
Подведение итогов самостоятельной работы: высказывание собственных суждений по данным вопросам.
Работа с текстом учебника п. 1 «Император Александр I» стр. 7-8
Задания:
1) Как домашняя атмосфера и система воспитания отразились в характере и взглядах императора Александра I?
2) Какую роль в воспитании Александра I сыграл его воспитатель Ф.С.Лагарп?
Обмен мнениями.
Работа учащихся с историческими источниками.
«Из дневников и писем Александра I» (пакет №2 приложения).
Задания:
1) Определите политические пристрастия молодого цесаревича.
2) Предположите, какую политику он будет проводить, взойдя на престол.
Подведение итогов самостоятельной работы: высказывание собственных суждений по данным вопросам.
VI. Рассказ учителя о Негласном комитете, роли Негласного комитета в реформаторской деятельности молодого императора.
В кругу друзей Александр заявлял: «Моя цель – дать России свободу». Так в 1801 году он создал Негласный комитет, который осуществлял свою деятельность по май 1802 года. Это было своеобразное «теневое правительство». В его состав входило 4 человека, с которыми молодой царь воспитывался и учился. Это – П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский, В.П. Кочубей.
Целью Негласного комитета являлось создание проектов преобразований, а результатом – должно было стать ограничение самодержавия.
Работа в парах над пунктом «Негласный комитет».
Составление кластера «Первые шаги нового царствования».
Проверка выполнения работы.
VII. Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника.
Пункт «Начало преобразований» и дополнительный справочный материал «Первые указы императора Александра I» (приложение).
Задания:
1) Проанализируйте учебный и справочный материалы.
2) Составьте таблицу «Реформы начала царствования» (в таблице укажите год проведения реформы, название, основное содержание и результат реформы).
Проверка самостоятельной работы.
Вывод: в первые годы правления Александра Первого проявилось его твердое намерение с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране.
VIII. Обобщение пройденного материала. Обсуждение проблемных вопросов.
Домашнее задание: §1, вопросы и задания к нему. Сопутствующее повторение: «Внешняя политика России второй половины XVIII века». Подготовка ученических сообщений по темам: «Третья антифранцузская коалиция», «Битва трех императоров», «Четвертая антифранцузская коалиция».
Информационные источники:
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России XIX век. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2012
Т.В.Перевезенцева. История России. 8 класс. Книга для учителя. М., «Русское слово», 2012
Чернова М.Н., Румянцев В.Я. Работа с документами на уроках истории. – М., «Айрис - пресс», 2008.
Приложения:
Пакет №1 «Современники об императоре Александре I»
«Он был красив и добр, но качества, которые можно было заметить в нем тогда и которые должны были обратиться в добродетели, никогда не могли вполне развиться». (Головина В.Н. Мемуары)
«Он имел нрав благородный и великодушный; ему было свойственно не только сострадание, но и откровенность, он оставался чужд коварству и фальши… В России наступил «золотой век». Об этом свидетельствовала любовь и всеобщее восторженное почитание нового императора». (Воспоминание г-жи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве 1795-1801 гг.)
«В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская». (Шведский посол в России Лагербильке. Цит. по: Сахаров А.Н. Человек на троне)
«Царь их тех людей, которые привлекают и, кажется, созданы, чтобы очаровывать тех, кто с ними сталкивается. Если бы я был человеком, поддающимся чисто личным впечатлениям, то мог бы привязаться к нему всем сердцем. Но наряду с выдающимися умственными способностями и умением покорять окружающих в нем есть черты, которые я не могу понять. Это нечто я не смогу лучше объяснить, чем сказав, что во всем ему всегда чего-то не хватает. Самое удивительное в том, что никогда нельзя предугадать, чего ему не будет хватать в том или ином случае или в данных обстоятельствах, потому что это нехватающее разнообразно до бесконечности». (Наполеон, император Франции. Цит. по: Валлоттон А. Александр I)
«… Я с грустью видела, что Александр был окружен только молодыми людьми, плохо относившимися к лицам пожилого возраста; по причине своей застенчивости (объясняемой, по-моему, его глухотой) их избегал и сам император. Четыре года царствования Павла, который делал из своих сыновей только капралов, были потеряны для их образования и умственного развития…
Я предвидела, что душевная доброта императора и прочно усвоенные принципы гуманности и справедливости не помешают окружению завладеть его доверием, а министрам и высшим сановникам – делать все, что они пожелают». (Дашкова Е.Р. Записки княгини: воспоминания. Мемуары)

Пакет №2 «Из дневников и писем Александра I»
«Ничего не может быть унизительнее и бесчеловечнее, как продажа людей, и для того неотменно нужен указ, который бы оную навсегда запретил. К стыду России рабство в ней еще существует. Не нужно, я думаю, описывать, сколь желательно, чтобы оное прекратилось. Но, однако же, должно признаться, сие весьма трудно и опасно исполнить…»
«… Благосостояние государства не играет никакой роли в управлении делами: существует только неограниченная власть, которая творит все шиворот – навыворот… Мое несчастное отечество находится в положении, не поддающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены… Если когда-либо придет и мой черед царствовать, то … я сделаю несравненно лучше, посвятив себя задаче даровать стране свободу и тем не допустить ее сделаться в будущем игрушкою в руках каких-либо безумцев… Это было бы лучшим образцом революции, так как она была бы произведена законною властию, которая перестала бы существовать, как только конституция была бы закончена и нация избрала бы своих последователей…» (Цит. по: Шильдер Н.К. Император Александр I: его жизнь и царствование. Т. I)
Из Манифеста императора Александра I от 12 марта 1801 года
«Мы, приемля наследственно Императорский Всероссийский Престол, восприемлем купно и обязанностей управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу в Бозе почивающей Августейшей бабки нашей, Государыни императрицы Екатерины Второй, коея память нам и всему Отечеству вечно пребудет любезна, да, по ея премудрым намерениям шествуя, достигнем вознести Россию на верх славы и доставить ненарушимое блаженство всем верным подданным нашим…» (Цит. по: Шильдер Н.К. Император Александр I: его жизнь и царствование. Т. II)
Справочный материал
Первые указы императора Александра I

1801, март – освобождение из Петропавловской крепости заключенных Тайной экспедиции; помилован Александр Радищев; указ «О свободном пропуске едущих в Россию и отъезжающих из нее»; отмена запрета на ввоз в Россию книг и нот; дозволение частных типографий.
1801, апрель – указы: «О восстановлении Жалованной грамоты дворянству», «Об уничтожении Тайной экспедиции», «Об уничтожении публичных виселиц»; отмена обязательного ношения пуклей.
1801, май – указ «О непринимании для припечатания в ведомостях объявлений о продаже людей без земли»; священники и дьяконы освобождены от телесных наказаний.
1801, сентябрь – запрещены пытки.
1801, декабрь – указ «О предоставлении купечеству, мещанству и казенным поселянам приобретать покупкою земли».

Рекомендуем посмотреть:

Цели применения ИКТ на уроках истории Конспект урока истории в 7 классе по теме "Земной круг жизни". Урок – игра по истории средних веков «Звездный час» Влияние литературного творчества на духовное развитие личности

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

КВН по истории Казахстана

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Конспект урока обществознания в 10 классе. Социальное развитие и молодежь
Опубликовано: 3717 дней назад (14 января 2014)
Просмотров: 22906
+5
Голосов: 5
Светлана Евгеньевна Виноградова # 21 января 2014 в 16:15 +1
Содержательный конспект, различные виды деятельности, которые заставляют учащихся самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.
Елена Васильевна Лукьянчикова # 21 января 2014 в 22:01 0
Спасибо за оценку!
Наталья Николаевна Пантелеева # 21 января 2014 в 22:31 +1
Очень люблю историю, поэтому голосую за вас.
Елена Васильевна Лукьянчикова # 22 января 2014 в 09:13 0
Спасибо!!! joke
Татьяна Викторовна Никкина # 8 января 2015 в 17:36 +1
Елена Васильевна,здравствуйте! познакомилась с вашей методической разработкой. Спасибо! Взяла на заметку несколько интересных идей! Очень содержательный и полезный материал!
С уважением Никкина Т.В.
Елена Васильевна Лукьянчикова # 15 января 2015 в 11:41 0
Татьяна Викторовна, спасибо за оценку моей работы!
Светлана Васильевна Новоселова # 30 января 2015 в 14:47 +1
Елена Васильевна,здравствуйте! Содержательная работа, различные виды деятельности, которые заставляют учащихся самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы. Мне было интересно познакомиться с Вашим материалом.
Елена Васильевна Лукьянчикова # 30 января 2015 в 19:29 0
Светлана Васильевна, спасибо!
Елена Александровна Юшина # 16 февраля 2015 в 13:36 +1
Очень люблю историю.Замечательная разработка.
Нунэ Ивановна Мелкумян # 17 февраля 2015 в 19:27 +1
ХОРОШИЙ КОНСПЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ТЕМ БОЛЕЕ ИНФОРМАЦИЯ ОТ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ( Я ТАК ПОНИМАНИЮ?).а ЭТО ДОРОГОГО СТОИТ.ПРИМИТЕ ГОЛОС
Елена Васильевна Лукьянчикова # 17 февраля 2015 в 22:36 +1
Нунэ Ивановна, спасибо за оценку, да Вы правильно понимаете, работа с источниками - важный элемент урока истории, да и для подготовки к ЕГЭ это нужно.
Марина Петровна Сергеева # 21 февраля 2015 в 18:35 +1
Здравствуйте!Очень люблю историю, поэтому дарю Вам голос.