Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД для детей средней группы на тему: Зима

Конспект НОД для детей 4-5 лет на тему: Зима
Данный материал может быть использован педагогами ДОУ в работе с дошкольниками среднего возраста как итоговое, обобщающее занятие по теме "Зима".
"Зима - волшебница", конспект НОД познавательно - продуктивного характера.
Автор: Дернова Любовь Владимировна, воспитатель первой категории.
Ход занятия:
Организационная часть. Активизация внимания
-Здравствуйте, дети, я к вам сегодня очень торопилась. Посмотрите, что у меня в руках. Вы можете сказать, что это?
Дети говорят, что это письмо.
-Да, вы правы, это письмо. Вам хотелось бы узнать от кого оно?
Как мы можем это узнать?
Дети и педагог знакомятся с письмом .
-«Добрый день, дети! Дел у меня немало, я белым одеялом всю землю укрываю, в лед реки одеваю, белю поля, дома, зовут меня …(зима).
Отгадывание загадки.
-Правильно, это я, Зима. Пришла пора заглянуть мне в ваши края».
Содержательная часть.
Педагог прерывает чтение письма. Вопросы к детям:
-Ребята, вы рады приходу зимы? Мы ее ждали?
А вы могли бы рассказать, чем зима отличается от лета?
-Предлагаю вам сыграть в игру « Скажи наоборот», а картинки нам помогут.
Дидактическая игра"Продолжи предложение" (выстраивание с помощью картинок логических пар):
«Зимой солнце светит ярко, но не греет – стало …(холодно), исчезли насекомые – в теплые края некоторые птицы …(улетели), стало холодно – из тучек падает …(снег), ударил мороз – река покрылась …(льдом) ,зимой трудно добывать корм – некоторые лесные жители легли…( спать), стало холодно – люди надели одежду…( теплую, зимнюю)
Дети сидят полукругом на стульчиках, перед детьми разложены картинки с изображением солнца( яркое - тусклое), (жара – холод), ( бабочки, мухи, комары – снежинки), (пляж, речка летом – река, покрытая льдом), человек в летней и зимней одежде, педагог выбирает картинки, начинает предложение, а дети заканчивают.
-Молодцы, вы много знаете примет зимы
(Раздается звук завывания ветра, сильной метели).
- Дети, я слышу какой – то шум, прислушаем вместе, что это за звуки?
-Да это же сама зима пожаловала к нам.

Рассказ педагога, демонстрация картины.
-Деревья к зиме сбросили листья, чтобы падающий снег не сломал ветки. А снега зимой выпадает очень много, он лежит повсюду: на земле, на деревьях, устилает толстым белым ковром крыши домов, снег превращает обычный мир вокруг в сказочный. Посмотрите на картину К.Юона «Русская зима» Вся улица в сказочно-белых сугробах.
«Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит…»
Замерзают реки. А в городах заливают катки, на которых можно кататься на коньках, ребятишки играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на санках, лыжах.
А вы любите гулять? Нужно зимой одевать теплую одежду, чтобы не заболеть.
Игра - имитация «Одеваемся на прогулку».Дети имитируют одевание в теплую одежду, сопровождая свои действия стихотворением.
Приглашаю вас на прогулку в зимний лес, чтобы узнать, как звери приготовились к приходу зимы. Все готовы? Возьмите друг друга за руки и пошли! (идут )
-А теперь вокруг себя повернитесь и в зимнем лесу очутитесь!
Дети останавливаются, поворачиваются вокруг себя и оказываются в лесу, идут друг за другом, держась за руки. -Чтобы увидеть в лесу что-нибудь интересное, не надо шуметь. Пойдемте тихонько друг за другом по лесной тропиночке.
Педагог подводит детей к демонстрационной доске с иллюстрациями зимнего леса.
-Что изменилось в лесу с приходом зимы? (ответы детей)
-Деревья в лесу покрыты снегом, словно зима закутала их в белоснежные одеяния, надела на кусты пушистые белые шапки,в лесу - тишина, только редкая птица иногда пискнет да упадет с ветки снежный ком.

Дети с педагогом подходят к "берлоге" медведя.

-А вот и первая встреча (под елкой в берлоге спит медведь).
Речедвигательная игра по стихотворению И.Токмаковой «Как на горке снег, снег,…»
-Не страшна медведю зима, сладко спит он в своей берлоге. Посмотрите на картинки и выберите еще животных, которые зимой впадают в спячку, (если дети не справляются, педагог загадывает загадки о еже, лягушке,).
-Пойдем дальше искать лесных жителей, которые тоже ждали зиму и готовились к ее приходу.
Педагог ведет детей по лесной тропинке, загадывает загадку: "Шустрый рыженький зверек по деревьям скок, да скок".Педагог, в случае затруднения отгадывания загадки детьми, обращает внимание детей на характерные особенности описания белки (шустрый, рыженький, по деревьям, скачет).
-Правильно, это белка, а вот и она сама.

Педагог берет в руки игрушку -белку:
-Здравствуй, белочка, а где же твоя яркая рыжая шубка? - Летом меня было незаметно в густых кронах деревьев, а сейчас лес оголился, мою рыжую шубку далеко видать, вот я ее и поменяла на серенькую, неприметную.
- Расскажи нам белочка, а как ты еще приготовилась к приходу зимы.
-Я летом и осенью делала запасы, а что у меня в кладовочках – вам подскажут эти картинки.
Дети рассматривают картинки, выбирают, чем запаслась на зиму белка.
-Нам пора возвращаться назад. Вместе скажем: «Вокруг себя повернись и в детском саду очутись!» Не озябли? Теперь можно и отдохнуть, посидеть на стульчиках.
Дети присаживаются на стульчики.
-Зиму часто называют волшебницей. Почему? (предположения детей).Да, зима, как великая волшебница меняет все кругом. И каждый видит зиму по-своему, и любит ее за что-то особенное.
-Поэты, художники и музыканты в своих произведениях тоже изображают зиму, каждый по-своему.
Перед вами на столах лежат иллюстрации о зиме, я предлагаю послушать вам музыку и выбрать подходящую к этой музыке картинку.Дети прослушивают музыкальные отрывки и с помощью магнитов закрепляют выбранные по своему желанию картинки на демонстрационной доске.
-Что вы почувствовали, когда слушали музыку и разглядывали картинки? (ответы детей)
А сейчас давайте вспомним и расскажем , как зима влияет на окружающий мир, а поможет нам рассказать о зиме мнемотаблица.

-Молодцы, вы много знаете, у нас получился хороший рассказ о зиме.
Дочитаем письмо Зимы до конца;
- Иду я по лесу и вижу, сидит под кустом маленький белый зайчонок – листопадничек (они появляются, когда с деревьев листва опадает) и дрожит.

Я его спрашиваю: «Что с тобой, малыш, ты чего-то боишься?» А он отвечает: «Шубка у меня стала белая, а снега в лесу еще мало, хорошо видно меня на темной земле. Страшно, увидит меня лисица, съест.
-А мы с вами можем стать немножко волшебниками и помочь белому зайчику стать незаметным. Как?
Дети высказывают предположения нарисовать снег, использовать пластилин, белую бумагу, сделать снег из манной крупы.
-Здесь на столах приготовлены разные материалы. Помогите зиме - волшебнице накрыть землю снежным одеялом, чтобы зайчик стал незаметным в своей белой шубке.
Дети «создают» снег, используя краски, белую бумагу, манную крупу, пластилин и т.п.
Заключительная часть. Практика совместной элементарной рефлексивной деятельности
Вспомните, от кого мы сегодня получили письмо?
Что нового мы узнали сегодня?
Что вам больше всего понравилось делать сегодня?
(Ответы детей)
О чем вы расскажете сегодня дома?
(Ответы детей)
Предварительная работа:
1. Беседа «Что такое зима», наблюдения за изменениями в живой и неживой природе на прогулках, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин на зимнюю тематику.
2. Обучение приемам работы с мнемотаблицей
3. Прослушивание аудиозаписей.
4. Обучение продуктивным видам деятельности.

Оборудование и материалы:
1. Мнемотаблица
2. Магнитная доска, магниты, указка
3. Картинки с изображениями животных, зимнего леса.
4. Игрушки: медведь, белка
5. Репродукция картины К.Юона «Русская зима».
6. Иллюстрации о зиме художников-пейзажистов И.Шишкина "Зима", И.Грабаря "Февральская лазурь"
7. Листы А-4 на каждого ребенка, гуашь, клей ПВА, белая бумага, манная крупа, кисточки, пластилин.
8. Аудиоаппаратура с записями альбома П.И.Чайковского «Времена года. Зима»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в средней группе по сказкам Чуковского Физкультурное развлечение "Зимушка-зима" для детей средней группы ДОУ Конспект НОД в средней группе на тему: Зима Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: Зима

Похожие статьи:

Наблюдение «Следы на снегу». Средняя группа

Прогулка наблюдение зимой в средней группе. Зимняя одежда

Конспект экскурсии игры для дошкольников на тему «Зима»

Конспект занятия в средней группе на тему «Детский сад и его сотрудники»

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию в средней группе детского сада. Тема «Одежда русских людей»

Участник №42 творческого конкурса для детей и педагогов «Волшебная зима»
Проект в ДОУ. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста | Статья из опыта работы воспитателя детского сада "Использование приемов мнемотехники"
Опубликовано: 3415 дней назад (14 декабря 2014)
Просмотров: 15301
+9
Голосов: 9
Зоя Рамисовна Ахмедова # 14 декабря 2014 в 16:50 +2
Интересный материал, который поможет детям без скуки закрепить признаки зимы. Успехов в работе!
любовь дернова # 14 декабря 2014 в 17:08 +2
Благодарю, Зоя Рамисовна, не ожидала столь быстрого ответа. Спасибо!
Светлана Анатольевна Скачедуб # 14 декабря 2014 в 20:48 +2
Здравствуйте , Любовь! Материал для занятия подобран интересный, дети знакомятся и закрепляют поведение животных в зимний период, рассматривают картины, интересные игры, только почему то подробно не расписана игра "Скажи наоборот" и "Как на горке снег, снег"- какие действия нужно выполнять детям. Хочу обратить внимание так же на оформление работы в соответствии с требованиями портала, вы не указали цель, задачи. Спасибо.С уважением Светлана.
любовь дернова # 14 декабря 2014 в 21:38 +2
Доброй Вам ночи, Светлана Анатольевна! Спасибо за ценные замечания.
С уважением, Любовь.
Мария Чукмарёва # 15 декабря 2014 в 07:23 +2
Спасибо за приглашение! Предлагаемый вами материал очень интересен и познавателен для детей 4 - 5 лет. Новая для них информация подкреплена наглядным материалом, используются словесные игры, в ходе которых дети закрепляют полученные знания. В будущем при подготовке материалов рекомендую более внимательней подойти к оформлению публикаций, а именно:
- в начале обязательно прописываем автора, назначение, цель, задачи ( в данном случае они отсутствуют). Далее прописываем предварительную работу, оборудование и материалы, используемые в ходе мероприятия;
- для более лучшего восприятия и чтения текста используйте шрифты,которые предлагаются нам для удобства работы. Хорошо было бы если бы все игры были выделены, а так они сливаются и теряются в сплошном тексте;
- в оформлении использовать картинки одного размера, без посторонних надписей.
Здесь мы учимся друг у друга, поэтому должны видеть и в будущем исправлять допущенные ошибки. Творческих успехов!
любовь дернова # 15 декабря 2014 в 17:34 +3
Здравствуйте, Мария! Ваше мнение для меня важно, спасибо!
Елизавета Савчук # 15 декабря 2014 в 18:35 +6
Любовь, очень интересное занятие!!! Большое спасибо, что делитесь с нами своими наработками! Голосую!!!
любовь дернова # 15 декабря 2014 в 22:12 +2
спасибо
Наталия Александровна Куликова # 21 декабря 2014 в 00:48 +2
Здравствуйте, Любовь!Спасибо за приглашение познакомиться с Вашим конспектом НОД! Интересное, содержательное занятие, которое знакомит детей с приметами зимы, даёт представления об изменениях в природе зимой. Постоянно меняющиеся, интересные для детей задания в виде дидактической игры, игры-имитации концентрируют внимание детей, мотивируют их мыслительную деятельность. Присутствует и закрепление материала в виде рефлексии. Спасибо за работу! Успехов! Голос +1
любовь дернова # 21 декабря 2014 в 19:21 +3
Большое спасибо, Наталия Александровна!
Марина Ивановна Щипицина # 27 декабря 2014 в 12:27 +2
Здравствуйте , Любовь! Материал для занятия подобран интересный и очень полезный. Конспект грамотно составлен, выдержаны все части, дана хорошая мотивация, подобраны прекрасные иллюстрации. Молодец!
Татьяна Николаевна Хусаинова # 27 декабря 2014 в 17:50 +1
Любовь спасибо за приглашение. Ваш конспект занятия очень познавательный, интересно организованный, иллюстрированный и соответствует возрастным особенностям детей. Вы познакомили детей с приметами зимы и изменениях в природе. Для этого Вы использовали разнообразные приемы, которые активизировали мыслительную деятельность детей. Вам необходимо было указать категорию пользователей которым будет полезен ваш материал, в том числе выделить цели и задачи, оборудование и материалы в начале конспекта. Если Вы прислушайтесь к советам пользователей и будете пользоваться их советами, все у Вас будет просто СУПЕР!!! Творческого Вам вдохновения. Голосую +1.
Хотелось бы Вам дать совет, прочтите внимательно правила оформления записи в блоге и тогда все у Вас будет просто отлично: https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Диляра Нафеевна Бухарева # 13 января 2015 в 19:51 +1
Интересное и насыщенное занятие))Удачи в голосовании!
Жанна Рагимова # 26 ноября 2017 в 21:01 +1
Интересное занятие, молодцы!