Конкурсы для педагогов и детей

План-конспект урока русского языка в 5 классе. Глагол

План-конспект урока русского языка в 5 классе «Глагол как часть речи»
Описание: урок предназначен для учащихся 5 класса, может быть использован учителем русского языка и литературы в качестве вводного урока по теме «Глагол». На данном уроке учащиеся под руководством учителя повторяют известные им сведения о глаголах, учатся находить их в тексте. В качестве домашнего задания предложено творческое задание на составление собственного текста, что способствует развитию речи учащихся.
Цель: в игровой форме повторить и систематизировать знания о глаголе как части речи.
Задачи:
1. обобщить знания о глаголе;
2. развивать у учащихся связную речь;
3. воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: таблицы «Спряжение глаголов» для каждого ребенка.
Тип урок: урок-повторение.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель:
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол.
Запись в тетради числа и темы урока.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Продолжая свое путешествие по стране Морфология, мы посетим город под названием Глагол. Это второй по численности жителей город в стране. В этом городе очень много достопримечательностей, которые мы с вами обязательно посмотрим. А сейчас давайте познакомимся с жителями этого города. Зовут их гномики-глаголики. Они очень интересные и общительные. А один из них проведет сегодня для нас экскурсию (Появляется ребенок в костюме гномика.).
Глаголик: Здравствуйте, ребята. Я очень рад с вами познакомиться. Надеюсь, что вам понравится наш замечательный город.
Учитель: Ребята, вы можете задать гостю вопросы.
Дети по очереди задают заранее подготовленные вопросы.
Ученик1: Что вы больше всего любите?
Глаголик: Люблю действовать.
Ученик 2: Что вы больше всего не любите?
Глаголик: Не люблю предлоги и известную всем частицу.
Ученик 3: Какое у вас любимое занятие?
Глаголик: Я занимаюсь исследованием, мне интересно что делают, что сделали и что будут делать различные живые и неживые существа.
Учитель: Что бы вы пожелали ребятам?
Глаголик:
Чтобы русский все ребята
На "десятку" знали.
На письме и в разговоре
Нас употребляли.
Что без нас предметы?
Лишь названия.
А мы придем-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
Учитель: Вот такие интересные эти гномики. Я надеюсь, что вы с ними подружитесь! Ведь без них русский язык не был бы так богат и ярок. Как вы думаете, для чего в речи используются глаголы? (Ответы детей)
А что нам скажет на это наш гость?
Глаголик:
Мы свою задачу видим в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый наш удел таков -
В речи быть одним из главных слов.
Учитель: Как и все живые существа, глаголики ходят на работу. Чем же они там занимаются? Они работаю на большом заводе под названием Спряжение.
Глаголик: Мы очень любим свою работу. Она очень интересная. Мы делимся на две бригады, которые выполняют одну и ту же работу по-разному. В первой бригаде работают те, которые оканчиваются на –ИТЬ, а во второй все остальные. Мы изменяемся по лицам и числам. У работников перовой команды в результате получается буква Е, а у второй – буква И. Наша работа называется спряжением. Давайте попробуем вместе. Дети по группам спрягают глаголы, на столах – таблички «Спряжение глаголов».
1 группа: рисовать
2 группа: клеить
3 группа: петь
Учитель: Молодцы, все верно справились с заданием.
Глаголик: Да, но не все так просто. Есть такие жители города Глагол, которые вредничают и хотят работать в другой бригаде. Но их немного и мы можем их легко узнать. Их имена БРИТЬ, СТЕЛИТЬ – эти работают в первой бригаде, и СМОТРЕТЬ, ОБИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ВЕРТЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.
Учитель: Пока мы здесь знакомились с работой глаголиков, они прислали нам конверт с заданием. В этом конверте стихотворение. Нужно назвать все глаголы, которые упоминаются в этом стихотворении и указать их лицо и число.
(Дети находят глаголы в стихотворении).
Я пришел из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!..
Открываю: наш сосед…
(Он живет под нами)
Не причесан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы
И учу глаголы…?!
Учитель: Молодцы, отлично справились с этим заданием. Гномики будут довольны результатом.
3. Закрепление.
Глаголик: Ребята, вы все такие умные и способные. Так легко смогли выполнить задание. Не могли бы вы мне помочь? У меня завтра вступительные экзамены в колледж, мне нужно подготовиться. Сейчас я повторяю синтаксическую роль глагола в предложении. Вот какое задание мне нужно выполнить:
Найти в предложениях глаголы, подчеркнуть как члены предложения, определить спряжение, лицо и число.
1. Стояла осень в солнце и туманах.
2. У нас на стоянке горел костёр.
3. С нами пришёл на озеро мальчик.
4. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазками.
5. Мальчик тянул меня за руку.
6. А через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу.
(Дети по очереди выполняют задание у доски)
Глаголик: Спасибо вам большое, ребята. Теперь я точно сдам экзамены на «отлично» и буду учиться в колледже. Ну а теперь мне пора идти. Мы с вами будем часто встречаться и познакомимся ближе. Буду рад видеть вас в нашем городе.
4. Рефлексия.
Учитель: Вот какой замечательный гость был сегодня у нас на уроке. Мы будем посещать этот город не раз и узнаем еще много нового и интересного. Понравился ли вам сегодняшний урок? Что мы вспомнили? Что узнали нового? Что запомнилось больше всего? Что хотели бы узнать?
(Ответы детей)
5. Итог урока.
Учитель: Домашним заданием для вас будет написание мини-сочинения на тему «Путешествие в осенний лес». В своем тексте вы подчеркнете глаголы как члены предложения, определите их лицо и число. Желаю вам успехов!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Конспект урока-игры русского языка для 5 класса Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

История праздника Крещение Господне для школьников | Кроссворд по сказке Андерсена «Гадкий утёнок»
Опубликовано: 716 дней назад (22 декабря 2014)
Просмотров: 8806
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 5
Ландыш Нафисовна Ризванова # 22 декабря 2014 в 21:06 +1
хороший материал для учителя.
Любовь Георгиевна Фриму # 23 декабря 2014 в 23:15 0
Спасибо!
Юлия Васильевна Иванова # 25 декабря 2014 в 20:27 +2
Любовь Георгиевна, замечательно, что вы не забываете с детьми поиграть. Активный, жизнерадостный, творчески мыслящий человек в любом возрасте с удовольствием играет. Вашим ребятам повезло, что случаются такие уроки! Меня немного смущает пункт "Рефлексия". Это психологический термин, а не пункт конспекта. Во время подведения ИТОГА и происходит рефлексия, если правильно задавать детям вопросы. Голосую и желаю успехов!
Регина Сириновна Сабирзянова # 25 декабря 2014 в 20:59 +4
Любовь Георгиевна! Спасибо за приглашение! Вы проводите большую и нужную работу по изучению русского языка, в частности по теме "Глагол". Интересные, познавательные задания, стихи. Обратите внимание на правила публикации работ на сайте, просмотрите работы коллег. Вам необходимо изменить цель публикации на портале Учебно-методический кабинет "Педкопилка": чтобы отвечала на вопрос ЧТО?, т.е. имя существительное, также ФГОС предполагает, чтобы ученики сами называли тему урока, учитель лишь подводит учащихся к этому. На мой взгляд, проведение мероприятий в игровой форме со сказочными героями лучше в начальной школе или во внеурочной деятельности, на внеклассных мероприятиях. Успехов!
Галина Васильевна Егорова # 26 декабря 2014 в 15:18 +1
С интересом прочитала ваш конспект урока. Подача определенного материала в игровой форме всегда интересен для детей. 5 класс - это еще маленькие дети, только вышедшие из начальной школы. Для них такая форма урока будет особенно приемлема. Глаголик помогает развивать внимание, память, мышление, речь детей. Возможно, следует делать больший акцент на самостоятельном добывании знаний детей. Сам урок оформлен грамотно, но хочу вам подсказать в следующий раз цель прописывать в имени существительном. За урок голосую.
Любовь Георгиевна Фриму # 26 декабря 2014 в 15:47 0
Спасибо большое, коллеги, за ваши комментарии! В будущем учту все замечания!
Эльвира Серенкова # 27 декабря 2014 в 19:35 0
Любовь Георгиевна! Спасибо за приглашение на Ваш урок по русскому языку! Вы подходите творчески к изучению русского языка, в частности по теме "Глагол", что очень похвально и заслуживает внимания. Интересные, познавательные задания, стихи Вы применяете. Само занятие получилось хорошее, и я думаю, что педагоги русского языка оценят Ваш труд. Но в оформлении есть неточности,на некоторые уже добавили коллеги, я бы еще хотела, чтобы Вы добавили бы иллюстрации по теме или фотографии вашего занятия. За саму идею я голосую!+1
Наталья Борисовна Щипцова # 28 декабря 2014 в 19:25 0
Добрый вечер, спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с Вашим уроком. Интересные задания, хорошая работа со стихотворением, игровая форма всегда интересна детям. Ваш урок обязательно будет интересен педагогам. По оформлению повторятся не буду. Желаю успехов, голосую.
Светлана Николаевна Крючкова # 29 декабря 2014 в 12:30 +1
Любовь Георгиевна,спасибо за приглашение! Хороший материал. Интересные игровые задания. Сама идея знакомства в такой занимательной форме с частью речи глагол заслуживает внимания. Вы- молодец! Примите мой голос!