Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интонация на скрипке

Некоторые вопросы интонации на скрипке
Автор: Яблокова Любовь Николаевна преподаватель по классу скрипке ДШИ №1 г.Димитровграда
Описание: Данная работа будет интересна преподавателям ДМШ,ДШИ, музыкальных училищ.
Цель: Ознакомление с некоторыми вопросами интонации на струнно-смычковых инструментах
Задачи: Дать понятие интонирования, звуковысотности, музыкально-слуховых представления. Познакомить с некоторыми приемами развития музыкального слуха.Воспитать внимание, трудолюбие.
Известно, что есть музыкальные специальности, требующие наличия у исполнителя высокоразвитого интонационного слуха – хоровая, вокальная, смычковая и другие. В отличие от пианистов, исполнители на смычковых инструментах, по выражению Н.Гарбузова «творят интонацию», а не пользуются готовыми звуками, имеющими фиксированную высоту. В связи с этим утвердилось мнение, что на скрипке или виолончели могут начинать заниматься только дети, имеющие тонкий, хорошо развитый музыкальный слух. Но на практике в смычковых классах часто встречаются ученики со средними и даже слабыми слуховыми данными.
Точность интонации на смычковом инструменте обуславливают многие факторы. Кроме развитого интонационного слуха, огромное значение имеет состояние игрового аппарата, двигательная техника, волевые качества. Однако главным, определяющим моментом является наличие у ученика представления о высоте тех звуков, которые ему предстоит извлечь из инструмента.
Интонирование – это исполнение мелодии с помощью музыкально-слуховых представлений, то есть воспроизведение звукового фона произведения. А музыкально-слуховые представления – это внутреннее интонирование музыки так, как если бы она исполнялась кем-то рядом.
Жизнь музыкального произведения есть интонирование его на публике. Рождение звуковысотного интонирования – есть самое лучшее средство выразительности. Любая сторона звучания, которая может так или иначе изменяясь во времени, управляется исполнителем. Играть - давать неожиданные комбинации интонирования.
Звуковысотность – это слухомоторная координация. Во-первых, координация – это определенные задачи работы пальцев: позиционные, межпозиционные и внепозиционные формы игры. Слухомоторная координация базируется на музыкально-слуховых представлениях дифференцирующих звуковысотность, обратная связь между музыкально-слуховыми представлениями и реальным звучанием ответственна и выражается в слухомоторной координации. Элементарная форма слухоморной координации состоит из слуха как основы звуковысотности и моторики как умением пользоваться инструментом. Если правильно выстроена слухомоторная координация, а это можно проверить, дав в руки взрослому скрипачу, например, маленькую скрипку, альт или на инструмент поставить фальшивые струны, то сразу можно услышать результат работы.
Музыкант – практик в первую очередь должен развивать свой слух. Следует сказать, что в большинстве случаев причиной недостаточно четкой интонации является не столько неловкость пальцев, сколько несовершенство критической оценки звука. Основанием для этого является небрежность в воспитании слуха.
С приходом в музыкальную школу ученику хочется скорее научиться играть. Поэтому, учитывая психологию ребенка, работа с инструментом должна быть начата с первых же уроков, сочетая работу над постановкой с формированием его музыкальных представлений.
1. С первых же уроков надо вводить ученика в круг музыкальных понятий, постоянно обращать его внимание на различие звуков по высоте и протяженности, различие регистров, направление движения мелодии вверх, вниз или на месте (например, «горка», «змейка», «чашка», «крышка»).
2. Когда ученик на первых уроках еще не знает названий нот, то можно с ним поиграть в музыкальные диктанты, используя при этом понятные маленькому ребенку ассоциации, где высокие звуки будут принадлежать, например птичке, а низкие слону. Причем играть звуки разной высоты модно и нужно не только на скрипке, но и на фортепиано.
3. Далее для развития можно использовать «гладкие диктанты» сначала с одной строчкой, а потом с двумя. Таким образом, ученик учится распознавать музыкальные звуки, начиная с одного и доходя до трех, четырех и пяти звуков, причем указывая ладовую окраску попевок, где красные нотки будут указывать на принадлежность к мажору, а синие – минору.
4. Эффективными средствами развития музыкального слуха детей является пение звуков, разучивание песенок, пение их вслух, а потом про себя с пропеванием вслух опорных звуков, подбиранием, транспонированием. Развитие музыкального слуха одновременно с приобретением элементарных навыков игры на инструменте, причем обучение с инструментом способствует формированию музыкально-слуховых представлений, а последние, в свою очередь обуславливают успешное развитие технических навыков.
Если ребенок имеет слабые музыкальные данные и может спеть только один звук, целесообразно начинать его развитие его музыкального слуха именно с этого звука (например, песенки на ноте «ре» - «Андрей-воробей», «Красная коровка» и так далее). Преподаватель поет или играет вместе с учеником и обращает его внимание на то, что звуки одинаковые, «сливаются». Затем ученик может сыграть эти песенки на скрипке пиццикато, пропевая их про себя, на струнах «ре» и «ля». Педагог предлагает ученику услышать другой звук, расположенный близко к первому («ми бемоль»), сыграв или спев его.
Здесь надо добиться, чтобы ученик услышал новый звук, запомнил его и воспроизвел голосом. После усвоения второго звука можно переходить к следующему. Так постепенно расширяется диапазон усвоенных звуков до терции, кварты. После можно петь песенки, содержащие интервалы. Вначале используются короткие мелодии, построенные преимущественно на поступательном движении. Преподаватель знакомит ученика с песней, исполняя ее попеременно голосом, на фортепиано, скрипке (перемена тембра полезна для развития слуха). Ученик разучивает слова и мелодию песни, поет ее с поддержкой до тех пор, пока не начнет интонировать правильно (если он спел не точно, то надо спеть ее еще раз вместе с преподавателем, а потом опять одному). Необходимо настойчиво добиваться чистого интонирования, особенно при пении мажорного тетрахорда, так как выработка правильного представления о звучании тетрахорда очень важна, ибо он способствует расположению пальцев в первой позиции. Петь лесенки надо наизусть или по нотам, сначала со словами, а затем с названием звуков. Если ученик точно интонирует выученную песенку в заданной тональности, можно изменить тональность в пределах его голосовых возможностей (ученик поет знакомую песенку со словами от нового звука).
Транспонирование заметно активизирует звуковые представления. Наконец, когда ребенок выучит несколько песенок, полезно устраивать концерт – загадку: преподаватель поет без слов или играет знакомую песню, а ученик должен узнать и называть ее. Так проверяется связь восприятие-сознание, которая является противоположной по отношению к связи СОЗНАНИЕ – МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – ВОСПРИЯТИЕ. После того, как ученик достаточно чисто поет хотя бы в пределах кварты мажорного тетрахорда, нужно начинать работу над развитием предслышания. Например, такое упражнение: пение про себя и вслух основных ступеней мажорного лада; преподаватель проверяет и, если надо, поправляет, добиваясь точной интонации. Постоянно подобные задания можно усложнять, развивая ощущения ладовой взаимосвязи звуков. В классе специального инструмента полезно петь гаммы, трезвучия и так далее, устанавливая, таким образом, связь с занятиями по сольфеджио, которые должны в большей мере способствовать развитию слуховых навыков, необходимых для овладения инструментом. Подбирание по слуху можно вводить уже на самом раннем этапе, первое время – пиццикато, потом смычком. Например, песенка «Дождик» не на пустой струне, а первым пальцем. Ученику предлагается спеть и сыграть эту песенку на фортепиано от ноты «ре», затем подобрать песенку от других звуков. Сыграть песенку на скрипке на струне «ре» и затем на «ля». Этот простейший вид транспонирования обычно не вызывает затруднений, но показывает ученику, что одну и ту же мелодию можно сыграть от разных звуков.
При этом надо обратить внимание ученика на то, что песенка сохранила свою мелодию, приобретя новую окраску. После того, как ученик справился с этим заданием, следует предложить ему сыграть ту же песенку от другого звука. Таким образом, ученик с помощью инструмента расширяет свои внутренние слуховые представления.
Подбор по слуху на начальном этапе служит промежуточным звеном между пением песенок, изучением нотной грамоты и аппликатуры. Подобрав песенку по слуху, ученик вместе с преподавателем записывает ее. Таким образом, в представлении ученика нота становится графическим символом реального звука. Тогда во время игры по нотам будут возникать следующие связи: вижу (нота), пред слышу (музыкально-слуховые представления), играю (игровое движение), слышу и проверяю (последующий слуховой контроль). При таком подходе нотная грамота усваивается в связи со звучанием в единстве зрительных, слуховых и моторных представлений. С первых уроков надо воспитывать у ребенка потребность в тщательном слуховом контроле. Если ученик не может оценить собственную интонацию, непопадание на нужный звук нельзя успокаиваться и считать случайностью. В каждом отдельном случае имеется определенная причина неудачи, и задачи преподавателя понять эту причину, найти способ исправления, подсказать ученику технический прием и добиваться точного звучания.
В работе с начинающими надо концентрировать внимание на одной небольшой задач, например, научиться точно играть первым пальцем в первой позиции на расстоянии тона от открытой струны и так далее. Устойчивый результат, может быть достигнут после пения заданных звуков, запоминание их и многократное повторение упражнения пальцем с обязательным слуховым самоконтролем и исправлением фальшивых звуков. Внутренний процесс при подобной работе, то есть при слушании, пении и последующей игре на инструменте может быть выражен следующей схемой: слышу (восприятие звука) – запоминаю (запоминание звука) – представляю (переработка восприятия в слуховое представление) – пою (воспроизведение звука голосом) – играю (на инструменте) – проверяю ( слуховой самоконтроль) – исправляю (поправочное движение пальца).
Часто педагог вынужден постоянно поправлять интонацию словами «выше», «ниже» или подыгрывать на фортепиано. Привыкнув руководствоваться указаниями преподавателя, ученик никогда не сможет быть уверенным в точности своей интонации и останется беспомощным в самостоятельной работе. Поэтому, если в процессе игры появится фальшивый звук, следует задержаться и обратить на него внимание ученика и только после этого можно продолжать игру.
Вывод: При настойчивой работе над развитием слуховых представлений, ученик получает возможность самостоятельно определять не точные звуки и исправлять их. Чем тщательнее исправлять их, чем тщательнее будет проведена подготовительная работа над развитием музыкально-слуховых представления, тем успешнее и скорее ученик сможет усваивать в дальнейшем более сложный материал.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника "Посвящение в первоклассники" в музыкальной школы Урок-концерт, 4 класс фортепианного отделения Биография Гнесиной Посвящение в первоклассники в ДШИ. Сценарий

Похожие статьи:

Сценарий мероприятия «Посвящение в музыканты» для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ

О роли времени в исполнительском процессе | Психологические аспекты подготовки музыканта к публичному выступлению
Опубликовано: 3314 дня назад (29 марта 2015)
Просмотров: 7112
Рубрика: Без рубрики
+8
Голосов: 8
Валерий Григорьевич Вершинин # 29 марта 2015 в 13:06 0
Любовь Николаевна! Ваша статья достойна внимания преподавателей всех дисциплин в музыкальной школе и музыкальном училище. Интонирование- сложный процесс для любого ученика, требующий внимания, сосредоточенности. Особенно, это относится к маленькому скрипачу: играть надо стоя, клавишей нет. Только слух может направить пальцы на точное место на струне, и это надо повторить не один раз! В вашей статье есть необходимые рекомендации и упражнения на развитие внутреннего слуха учащегося и верного интонирования мелодии на инструменте. Примите мой голос.
Любовь Николаевна Яблокова # 29 марта 2015 в 13:45 0
спасибо, за внимание
Анастасия Владимировна Костюхина # 1 апреля 2015 в 20:56 +1
Добрый вечер!С удовольствием ознакомилась с Вашей методической разработкой. Вы предлагаете отличный материал. Тема очень актуальна. С большим удовольствием голосую.Удачи Вам и творческих успехов.+1
Алла Ивановна Ефимова # 1 апреля 2015 в 22:44 +1
Добрый вечер, Любовь Николаевна!Спасибо за приглашение.С удовольствием ознакомилась с Вашей методической разработкой. Вы предлагаете отличный материал. Тема очень актуальна.Материал оформлен в соответствии с правилами портала. С большим удовольствием голосую.Удачи Вам и творческих успехов.+1
Любовь Николаевна Яблокова # 4 апреля 2015 в 09:58 0
Большое спасибо, Алла Ивановна
Елена Владимировна Смирнова # 2 апреля 2015 в 18:31 +1
Любовь Николаевна! Очень интересная и познавательная методическая разработка!Замечательные упражнения для развития точной интонации при игре на смычковых инструментах.Обязательно возьму для занятий в классе виолончели.Спасибо огромное! Вам голос!
Любовь Николаевна Яблокова # 4 апреля 2015 в 09:59 0
Спасибо, Елена Владимировна. Рада,что Вам понравилась моя работа
Наталья Суслова # 3 апреля 2015 в 16:18 0
Любовь Николаевна, спасибо за приглашение. Ваша статья достойна внимания преподавателей всех дисциплин в музыкальном направлении. Спасибо за предоставленный материал! Голос!
Любовь Николаевна Яблокова # 4 апреля 2015 в 10:00 0
На здоровье. Рада, что моя работа Вам понравилась
Тамара Александровна Новичкова # 5 апреля 2015 в 21:27 +1
Добрый вечер, Любовь Николаевна! Мне трудно оценить вашу работу, но читала её с удовольствием и попыталась разобраться в вопросах интонации игры на скрипке. Вы подробно описываете о звуковысотности, даёте понятие интонирования, знакомите с приёмами развития музыкального слуха. Думаю, ваш, материал будет востребован педагогами специалистами. Спасибо за приглашение, принимайте голос. +1
Любовь Николаевна Яблокова # 6 апреля 2015 в 07:45 0
Спасибо за внимание. Мне было интересно узнать понятна ли моя информация для людей, которые с музыкой не связаны
Тамара Борисовна Вершинина # 10 марта 2016 в 22:47 0
Любовь Николаевна! Сколько терпения, внимания, любви нужно педагогу, чтобы из маленького человечка, не владеющего своим голосом и слухом, вырастить музыканта-скрипача! Как болят пальчики от струн и натираются мозоли! Как надо заинтересовать ребёнка, чтобы он ЗАХОТЕЛ слушать каждую интонацию, а это - минуты, часы. Знаю, что у вас подрастают замечательные детки. Значит, всё было не зря: и упражнения для развития слуха, на чистое интонирование, и пение, и слушание интервалов. Примите мой голос.