Конкурсы для педагогов и детей

Сценарий развлечения для детей старшей - подготовительной группы в детском саду. Коми-пермяцкие сказки

Развлечение «В гостях у коми-пермяцких сказок»
Развлечение проводится для всех групп.

Развлечение разработала Ташкинова Любовь Николаевна
Воспитатель, МБУ "Юрлинская средняя школа им. Л. Барышева"
СП "Юрлинский детский сад" с. Юрла


Цель. Расширить представления о традициях и обычаях коми-пермяцкого народа, порадовать детей играми испытывать чувство веселья, радости.
Задачи:
Развивать: детскую активность через народные подвижные игры.
Формировать: чувство любви к родному краю, своей малой родине.
Воспитательная: уважительное отношение к наследию своего народа.
Действующие лица. Ведущая, Пера-богатырь, Вэрса, Суседко. Все роли исполняют педагоги детского сада.
Оборудование. Маска медведя, маска воробья, картинки с персонажами сказок, записи; пение птиц и народная плясовая, веточка сосны и вербы, лапти несколько пар, палка.
Ход развлечения
Вед. Сегодня к нам в гости придут герои из коми-пермяцких сказок. Но чтобы они к нам пришли мы вспомним коми-пермяцкие потешки и заклички.
Дети из всех групп читают потешки.
- Улитка, улитка,
- Высунь рожки-ушки!
- У меня их нету.
- Куда подевала?
- Курочка склевала.
- Для чего они ей?
- Яичко растить.
- Для чего яичко?
- Кашу сварить.
- Для чего кашу?
- Тебя накормить.
- Для чего кормить?
- Чтобы вырос скорей.

Я да ты.
Я – Ерошка,
Ты – Ерошка!
Я в лаптях, а ты в сапожках!
Погулять выходим разом:
Я с гармонью, ты с приплясом.
Мне за музыку – пятак!
Ну, а ты – хорош и так!

Чив - чив, воробей
Чив - чив, воробей,
Сбегай грядки полей!
- Нет папенька, нет маменька!
Чив - чив воробей,
В крыше дырку забей!
- Нет папенька, нет маменька!
Чив - чив, воробей,
Самовар подогрей!
- Нет папенька, нет маменька!
Чив - чив, воробей,
Сядь за стол поскорей!
- Мигом папенька,
Сел я маменька!

Сорока-белобока
Ты, сорока-белобока,
Зря не прыгай, не летай,
Строить домик помогай!
Волк бревна кладет,
Мышка мох подает,
Заяц печку слепил,
Дятел дров нарубил,
Белка спичку нашла,
Огонек зажгла.
А тетеря-то с корзиной
Побежала за малиной.
Как вернется будет пир
На весь бор и на весь мир!
Вот так-то сорока!

Меленка
Меленка, меленка,
Скорее помоги:
У нас в лукошко пусто!
Дай в него муки!
И напечет нам бабушка
Сразу пирогов,
Масляных оладушек,
Теплых крендельков!

Заюшка
Ох, ты заюшка! Попрыгаюшка!
В саже тонкое ушко,
В муке белое брюшко.
Чавылек, чивилек,
Где ты бегал весь денек!
Бородушка-борода
Бородушка-борода,
Ты откуда и куда?
- На базаре побывал,
Там бородку продавал!
А зачем продавал?
- Чтоб точило купить.
А зачем тебе точило?
- Чтоб косу наточить.
- Сено думаю косить.
А зачем косить?
- Корову пеструю кормить.
А почто тебе корова?
- Молочка надою.
А куда молоко-то?
- Ребятишек напою.
А зачем ребятишки?
- В доме пол подмести.
А зачем его мести?
- Чтобы в пляс пойти.
Почему же в пляс?
- Так гармошка у нас!
Воспитатель. Молодцы ребята, много коми-пермяцких потешек знаете.
Вы знаете, что коми-пермяцких сказках часто говорится о чудесных превращениях. Сейчас я взмахну палочкой, и один из вас станет медведем, а вы будете собирать ягоды.
Проводится коми-игра «Оша-миша» Выбранный медведь надевает маску, накидывает на голову накидку и садится в центре круга, образованного детьми. Дети идут по кругу, и дразнят медведя.
Оша-миша косолапый,
Твою чернику собираем,
Твою бруснику выбираем.
Хорошие ягоды себе берем,
Плохие ягоды тебе оставляем.
Медведь встает и ловит разбегающихся детей, кого поймает, тот выбывает из игры. Шапочку-маску надевает другой ребенок, игра продолжается.
Вед. Волшебная палочка подсказывает, что вы слушали коми-сказки. Сейчас я буду показывать картинки, а вы называйте героев коми-пермяцких сказок. (Черный кот, Баба-яга, три сестрицы, девочка и месяц, огонь в печи, дед и заяц и т. д.)
Вед. Молодцы! Звучит пение птиц, шум ручья, входит Пера-богатырь.
Пера. Здравствуйте дети! Дети здороваются с богатырем.
Вы знаете кто я?
Дети. Ты Пера-богатырь!
Пера. Вы помните, с кем я сражался в сказке?
Дети. С лешим Версой. По коми – Ворись.
Пера. Вы его случайно не видели? Давайте его найдем. Богатырь и дети находят его в спальне.
Пера. Так и знал, что ты следить будешь и найдешь меня по моим следам.
Вэрса. Пера, все говорят, что ты самый умный, сильный. А меня сможешь победить?
Пера. Смогу, а дети мне помогут.
Вэрса. Сначала отгадайте загадки. Дети вместе с Перой отгадывают.
- Всегда во рту, а не проглотишь? Язык, а по коми - кыв.
- Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут? Ноги, а по коми - кок.
- Две куколки на кровельке сидят? Уши, а по коми – пэль.
Вэрса. Вот, какие умные, а теперь померимся силой. Вот палка, давай ухватимся посередине и посмотрим, кто перетянет. Персонажи соревнуются, перетягивает Пера.
Вэрса. Да, Пера, ты меня победил, а теперь я хочу померяться силой мальчиками. В состязании побеждают мальчики.
Вэрса. И мальчики оказались сильнее меня.
Пера. Леший, а ты хотя бы знаешь, какие звери живут в твоем лесу?
Вэрса. Я не знаю. Я их только обижаю.
Пера. А вы дети знаете, какие звери обитают в нашем коми крае? Дети называют животных.
Пера. Опять ты Леший проиграл! Уходи в свой лес и больше не появляйся! Вэрса уходит.
Пера. Дети, хотите поиграть?

Проводится коми-игра: «Воробей»
Выбирается воробей, он надевает маску и встает в центр круга, образованного детьми. Дети идут по кругу и говорят слова, сначала на русском, затем на коми языке.
Воробей, воробей, не зевай –
Кто сказал «мяу», отвечай!
Воспитатель указывает на ребенка, кто должен сказать «мяу», изменив голос. Если воробей угадывает голос, то меняется местами ролью с говорящим.
Пера. Спасибо вам дети. Вы немного уже узнали о коми сказках, я рад. Мне пора идти охранять лес от Вэрсы и недобрых людей. До свидания!
Заходит Домовой (Суседко) про себя бранится, ругается.
Суседко. У меня тут не побалуешь. Я в наш детский сад нечисть не пускаю. Зачем нам беспорядок да раздор.
Вед. Здравствуйте Домовой, добро пожаловать.
Суседко. Добрый день. (Бур лун.) Неужто, тут был леший – Вэрса?
Вед. Был тут Вэрса, ушел с позором.
Суседко. Бывает, заблудишься в лесу и все к одному месту выходишь. Это проделки лесного хозяина – лешего Вэрсы. Против злого шутника есть верное средство. Если ты заблудился - присядь на пенек, выверни наизнанку одежду, левый ботинок натяни на правую ногу, а правый на левую, леший оставит тебя тогда в покое. И еще идя в лес, не забудь взять ломтик хлеба – угощение для лесного хозяина. Тогда наберешь полные корзинки ягод, грибов.
А я вот решил, вас проверить, веточками вербы отхлестать.
Вед. Что вы такое говорите! У нас детей бить нельзя.
Суседко. Много вы понимаете. Весенняя верба испокон веков считается целебной, поэтому цветущей веточкой обязательно надо коснуться всех, особенно детей. При этом нужно приговаривать
Верба хлест, верба хлест.
Верба хлест, бьет до слез,
Верба бела, бьет за дело!
Ну, вот, теперь вам никакая хвороба не страшна.
Вед. Суседко, а где же у тебя второй лапоть? И, правда, так торопился, что лапоть потерял. Ну–ка, помогите найти. Дети ищут. А как называется лапоть на коми-пермяцком языке? Нинком. Дети находят лапоть.
Суседко. Коми пермяки очень любили играть лаптями, и мы сейчас поиграем.
Игра: «Перепрыгни» Игра для старшей группы. Лапоть на длинной веревке крутят по кругу, дети должны успевать перепрыгивать.
А теперь покажите мне, как коми-пермяки плясать умели.
Игра-пляска: «Лапоть» Игра для средней группы. Организуем большой круг, а в центре нашего круга будут лапти. Из сундука домовой вываливает лапти. Под музыку танцуете, только музыка прекращается, вы должны успеть схватить лапоть, кому не достанется, тот выходит из игры.
Суседко. Чего расшумелись? С вами что случилось? Бороды и усы у вас отросли, волосы дыбом встали и уши оттопырились. Гляньте в зеркало, на кого вы похожи. Дети проверяют уши, ощупывают лицо. Ох-хо-хо, насмешили, поверили моей небылице!
Вед. Шутник вы Суседко, лучше еще расскажите, как в старину играли.
Суседко ударяет лаптями о пол и считает до пяти.
1,2,3,4,5!
Буду лаптем малышек догонять! Бегает за малышами, задевает лаптем. Затем падает, показывает, что больше не может догонять.
Суседко. Веселые вы ребята, озорные, мне бы ваши года! Порезвился я с вами, пора и честь знать да за дело браться. А в подарок оставляю сосновые веточки. В старину было принято носить в дом сосновые ветки: они очищают воздух и дают здоровье всей семье. Кланяется и уходит.
Вед. Спасибо, мы поставим веточку в вазу, пусть в группе лесом пахнет.
Сюрпризный момент.
Вед. Ребята, а кто же тут оставил пестерь? (Короб.) Я же говорила, что чудеса случаются в коми-сказках! Пусть для нас это будет загадкой. А давайте заглянем, что внутри. Ведущая достает блюдо с гостинцами. Гостинцы не простые, вареная, подсушенная морковь с сахаром! (По коми - паренки.) Так в старину готовили вкусное угощение для детишек. Угощают детей, нахваливают угощение.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий досуга в старшей, подготовительной группе по теме: Этикет Сценарий занятия в старшей группе. Путешествие в сказку Развлечение по сказкам Чуковского в старшей группе. Сценарий Игра - инсценировка по сказкам Чуковского для детей старшей группы детского сада

Похожие статьи:

Инсценировка сказки в старшей группе «Чудесные лапоточки»

Сценарий фольклорного развлечение в детском саду в средней группе «В гостях у Домовенка Кузи»
Опубликовано: 20 дней назад (14 ноября 2016)
Просмотров: 108
Рубрика: Развлечения
+2
Голосов: 2
Надежда Валентиновна Пунегова # 14 ноября 2016 в 22:30 0
Добрый вечер, Люба! Очень насыщенный праздник у вас получился! Я живу в Коми республике и все эти игры , герои мне близки и дороги. Спасибо большое! С удовольствием даю Вам первый голос!
Юлия Анатольевна Суханова # 14 ноября 2016 в 22:49 0
Интересно, занимательно и поучительно. Очень интересный язык и традиции. А сказки возвращают в детство. Спасибо за материал!